ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены преимущества внедрения и применения игровых методов обучения на внеурочных занятиях в старших классах, с целью формирования интереса обучающихся к предмету истории, поощрения творческой инициативы и углубления знаний по курсу. Статья основывается на практическом опыте применения игровых методов и включает примеры и результаты проводимых занятий.

Полный текст

В современном образовании актуализируется развитие универсальных учебных действий (УУД), как важной составляющей образования. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС) нового поколения ставит в приоритет не предметные, а личностные и метапредметные результаты образования. Под последними понимаются такие универсальные учебные действия, как личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (https://clck.ru/EcdpN). В нормативных документах предъявляются требования к современному образованию. По окончанию учебного заведения обучающийся в первую очередь умеет самостоятельно добывать информацию и грамотно ею распоряжаться. Такие условия диктует наше технологически развитое, информационное общество [1, с. 58]. Однако в процессе обучения педагог может столкнуться с такой серьезной проблемой, как отсутствие мотивации и познавательной активности обучающихся, что приводит к понижению качества полученных знаний. В связи с этим педагоги пребывают в постоянном поиске оптимальных путей активации познавательной деятельности. Используя игровую деятельность в качества мотивирующего фактора на уроках истории и во внеурочной деятельности можно выработать у обучающихся живой интерес к предмету. Стоит отдельно обозначить плюсы и минусы данного метода. В качестве положительных аспектов выявляют: 1. возможность раскрыть творческий потенциал учащихся; 2. воспитание навыков взаимопомощи и коммуникации (совместное обсуждение и решение проблемных вопросов); 3. принцип взаимообучения, подразумевающий совещательный компонент, при реализации которого происходит взаимообогащение информацией и умениями; 4. возможность в более доступной форме освоить учебный материал и закрепить полученные знания; 5. активизация познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение); 6. практическая деятельность может способствовать развитию моторики (в играх, предусматривающих определенную двигательную активность); 7. игровая форма позволяет обучающимся чувствовать себя менее скованно, возникает ощущение сопричастности и желание проявить инициативу; 8. игровая деятельность позволяет привить любовь к изучаемому предмету. Безусловно, игровая деятельность несет в себе и ряд недостатков: 1. трудности в организации процесса: возникающий азарт может превратить мероприятие в шумное и беспорядочное; 2. критерии оценивания включают и творческий компонент, который может превалировать над знаниями. В таком случает приходится устанавливать определенные границы творческой деятельности учащихся, чтобы упростить процесс оценивания; 3. как правило, основное внимание учащихся сконцентрировано на поиске путей, ведущих к победе, а не содержание материала. Таким образом, достоинства превалируют над недостатками, которые могут быть минимизированы при грамотном отборе, составлении и проведении игровой деятельности. Главным фактором, вынуждающим педагога отказаться от применения данного метода, это распространенное суждение о том, что игра актуальна преимущественно в младшей школе. Реже встречается применение игровой деятельности в средней школе и практически не используется в старшей [2, с. 282]. Старшие классы сконцентрированы на подготовке к выпускным экзаменам и, как правило, усиленная подготовка к одним предметам снижает мотивацию к освоению других предметов. В таком случае педагогу необходимо подать свой предмет в более интересной и привлекательной для обучающихся форме, а также всячески поощрять познавательный интерес. В случае проявления у старшеклассников интереса к непрофильному предмету, в качестве мотивирующего фактора может выступать внеурочная деятельность под руководством педагога. Скорректировав нагрузку так, чтобы дополнительные занятия не отвлекали от подготовки к экзаменам по основным предметам, можно работать с обучающимися, которые интересуются предметом, но не планируют сдавать его в форме государственного экзамена. В таком случае игровая форма занятий будет крайне уместна. Была разработана программа внеурочной деятельности по истории для обучающихся 10-х и 11-х классов «Проблемные вопросы Мировой истории». Стоит отметить, что в первую очередь данные занятия направлены на учащихся 10-х классов и именно среди них вызвали особый интерес. Занятия проходят по следующему плану: 1. мотивационная установка, актуализация темы; 2. раскрытие темы с применением наглядно-иллюстративного материала и интерактивных технологий; 3. наводящие вопросы по теме, призванные выявить уровень знаний по изучаемой теме; 4. подведение обучающимися общих выводов по теме, корректировка и обобщение выводов педагогом; 5. индивидуальная или групповая игровая деятельность обучающихся. Форма игры подбирается с учетом рассматриваемой темы и принципа разнообразия в деятельности; 6. подведение итогов игры и объявление победителей. Победителям предлагается самостоятельно выбрать тему, которая будет рассматриваться на следующем занятии. К примеру, занятие по теме «Индейские племена Северной Америки. Особенности, традиции и культура» проводилось в форме викторины. На слайде были представлены 5 категорий: «Культура», «Численность народов», «Племена», «История в датах» и «Термины». В каждой категории было по три вопроса разных уровней сложности, в зависимости от которой правильный ответ оценивался в 1, 2 или 3 балла. Учащиеся заранее не могли видеть сами вопросы, они могли выбрать категорию и уровень сложности. Порядок опрашиваемых определялся итогами короткой игры-разминки («Данетки» по предыдущей теме). В конце суммировались и подчитывались баллы, объявлялся победитель. Как правило, учащиеся выбирают интересную им тему заранее, до занятия. Если же с выбором возникают трудности педагог может предложить свои варианты, уточняя приблизительную сферу интересов учащегося. В ходе конкретно данной игры была выбрана тема «Реставрация Мейдзи в Японии. Падение клана Токугава». В данной методике важным компонентом является заинтересованность обучающихся в изучаемом предмете, и мотивация победить, чтобы в конце занятия выбрать интересную для себя тему. Как показывает практика, даже при наличии открытого доступа к информации в сети Интернет, учащимся гораздо интереснее получать знания при живом общении с педагогом и сверстниками, обсуждая, дополняя и задавая вопросы. Возникающий в ходе игры азарт превращает процесс в настоящее соревнование, где главный приз - возможность поучаствовать в образовательном процессе и самостоятельно выбрать материал, который будет проходиться на следующем занятии. Таким образом, происходит смена ролей - тема диктуется не педагогом, а учеником. Следует отметить, что при работе в группах уровень мотивации не понижается. После объявления группы победителей, обучающиеся совещаются и выбирают интересную для всех участников тему. В редких случаях учащиеся нуждаются в корректировке выбранного аспекта и помощи в формулировке темы. В первую очередь развиваются личностные компетенции: вырабатывается внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности и ориентация на моральные нормы и их выполнение; установленные правила игры позволяют развить ответственность, мотивация быстро и качественно выполнить работу положительно влияет на целеполагание учащихся. Подобные занятия прекрасно развивают коммуникативные навыки: учитывается позиция собеседников, осуществляется сотрудничество и кооперация со сверстниками и учителем. Формируются познавательные и регулятивные компетенции: обучающиеся применяют широкий спектр логических и творческих действий и операций при планировании и принятии учебной цели и задач, внося свои коррективы в учебный процесс [3, с. 143]. Современное образование ориентировано на разностороннее развитие личности обучающегося и предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с формированием УУД. Важно подбирать максимально разнообразные игры, чередую творческие с логическими, поисковые с ролевыми и т.д. Применение игровых методов обучения во внеурочной деятельности старших классов за 2020-2021 учебный год способствовало следующим результатам: 1. По итогам проводимого среди обучающихся 9-11 классов опроса интерес к истории вырос на 15%. Посещающие внеурочные занятие учащиеся проявляя интерес к предмету и делясь своим позитивным опытом с одноклассниками популяризировали Всеобщую и Отечественную историю. 2. Четверо, посещающих занятия учащихся из 10-х классов решили сдавать ЕГЭ по Истории. 3. 70% посещающих занятия учащихся выразили желание продолжить заниматься и в новом учебном году по программе с применением игровых методов обучения. 4. Учащиеся, посещающие внеурочные занятие в течении года стали более активно работать на уроках, улучшилась успеваемость. Подводя итоги можно сказать, что большую роль в эффективности подобных внеурочных занятий играет общая эрудиция и первоначальная заинтересованность учащихся в предмете. Так как дополнительные занятия не являются обязательными, возможно привлечь только тех, кто стремиться расширить и углубить свои знания по конкретному предмету. Возможной проблемой для педагога станет недостаточное количество желающих посещать занятия. Однако, игровая форма позволяет включение в процесс обучения даже учащихся с минимальными знаниями предмета. К тому же стоит учесть, что необычная и интересная форма занятий сможет привлечь учащихся в перспективе, когда посещающие занятия начнут делиться позитивным опытом с одноклассниками. Ниже приведены примеры игр, которые были организованы автором статьи на внеурочных занятиях для старших классов. № Наименование Содержание Особенности 1 Настольная игра-бродилка Поле с настольной игрой выводится на слайде. Учащимся поочередно задастся вопросы по теме. С помощью кубика или генератора чисел указывается число ходов, которое сделает учащийся в случае верного ответа на вопрос. Помимо проверки знаний, вводится элемент случайности (клетки «Пропусти ход» и т.п.) 2 Викторина На слайде представлены темы и пронумерованы вопросы по уровню сложности (чем выше уровень, тем больше очков дается за правильный ответ). Учащиеся по очереди выбирают вопросы из разных категорий и разного уровня сложности. Возможность проявить себя, выбирая самые трудные вопросы; возможность выбирать вопросы из более понятной и интересной темы. 3 Работа с карточками (соотношение) Учащимся необходимо соотнести карточки по смыслу (термин и его название, иллюстрация и описание связанных с ней событий и т.д.) Как правило выполняется в группах и позволяет проявить командную работу. Позволяет развить навыки быстрого анализа материала и планирования последовательности действий. 4 Работа с карточками (устное описание) Проводится с вопросами, косвенно связанными с изучаемой темой. Учащимся предлагается предположить, что описано или изображено на карточке и составить короткий устный ответ. Развивает речевые и творческие навыки. Учащиеся учатся кратко и емко формулировать свои мысли. 5 Составь сам Учащиеся работают в группах или самостоятельно. Задача - придумать тест или контрольные вопросы по теме. Готовые задания перераспределяются между учащимися и прорешиваются. Самостоятельное конструирование тестовых заданий. Учащиеся узнают об особенностях составления тестов и грамотной формулировки вопросов. 6 Работа с видео и аудио материалом Учащиеся просматривают видео или прослушивают аудиоматериал и описывают свои впечатления в форме эссе (могут быть дополнительные условия: количество слов, использовать не менее 30 прилагательных и т.д) Учащиеся получают навык изложения своих мыслей в письменной форме. 7 Домино Учителем предварительно распечатываются карточки со словами или ассоциациями по теме в форме домино. Задача обучающихся - соотносить понятия по смыслу. Навык быстрого реагирования, синтеза и анализа информации, сопоставление данных.
×

Об авторах

М. Н Парапанова

Список литературы

  1. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: психология, методика, дисциплина. СПб,: Речь; М.: Сфера, 2010. 203 с.
  2. Дьяконова О.О., Букатов В.М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // European Social Science Journal. 2014. № 11-1 (50) С. 279-288.
  3. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 года). Т. I. Челябинск, 2011. С. 140-146.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Парапанова М.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах