Practical use of digital information technologies in extracurricular activities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study focuses on digital technologies in extracurricular activities. It analyzes specific examples of their application, including virtual excursions, educational games, and online courses. The research evaluates the pros and cons of using digital resources to enhance extracurricular education. The findings can assist educators and parents in optimizing students' learning experiences outside of regular classroom sessions.

Full Text

В современном мире цифровые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образования и воспитания. Их практическое использование в различных аспектах учебного процесса и дополнительных образовательных и воспитательных мероприятий оказывает значительное воздействие на развитие учащихся. Одной из важных сфер, где цифровые технологии играют ключевую роль, является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность предоставляет учащимся дополнительные возможности для обогащения и развития, а цифровые информационные технологии могут значительно расширить эти возможности. В данной работе мы рассмотрим практическое использование цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности, а также проанализируем выгоды, ограничения и лучшие практики этого подхода.

Целью данного исследования является выявление способов интеграции цифровых ресурсов во внеурочную деятельность, исследование их влияния на образовательный процесс и выявление факторов успеха. Мы также рассмотрим, как учителя, родители и другие заинтересованные лица могут сотрудничать в этом контексте, чтобы обеспечить максимальную выгоду для учащихся.

Исследование Строков А.А. представляет собой важный вклад в область образования и обогащения учебного опыта студентов с использованием современных технологических ресурсов [4]. В настоящее время очень мало занимающихся проблемой практического использования цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности. Однако с учетом активного развития образования и технологий, вероятно, с течением времени в Казахстане появились исследователи и педагоги, работающие в этой области.

В России и в Казахстане множество ученых и педагогов занимаются проблемой интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, включая внеурочную деятельность.

Методы и материалы

В нашем исследовании проводилась оценка практического использования цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности. Эксперимент включал анализ активности и результативности студентов, участвующих во внеурочных мероприятиях, где применялись цифровые технологии. При проведении эксперимента мы использовали определенные аспекты, выделенные автором [5, с. 92-94]. Экспериментальная процедура включала в себя следующие шаги:

  1. Выбор внеурочных мероприятий: Были выбраны различные виды внеурочных мероприятий, включая научные клубы, исследовательские проекты и образовательные игры.
  2. Группы участников: Участники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
  3. Обучение и ознакомление: Участники экспериментальной группы прошли обучение в области использования цифровых информационных технологий, а также получили доступ к необходимым ресурсам и приложениям.
  4. Участие в мероприятиях: Обе группы студентов участвовали в различных внеурочных мероприятиях в течение 2022–2023 гг.
  5. Сбор данных: В течение эксперимента проводился сбор данных о активности участников, их уровне участия и результативности в внеурочных мероприятиях.

Нашей исследовательской популяцией были студенты Жетысуского университета им. И. Жансугурова в возрасте от 18–21 лет. Основным критерием отбора участников была их готовность участвовать в исследовании и согласие на использование цифровых технологий во внеурочной деятельности.

Исследование проводилось в РК, г. Талдыкорган, где находится Жетысуский университет им. И. Жансугурова. Выбор данного местоположения обусловлен доступностью и представительностью выборки.

В ходе исследования были выявлены следующие ограничения:

  • Ограниченные ресурсы времени и финансов для проведения исследования.
  • Возможное влияние внешних факторов, таких как изменения в образовательной политике или технологической среде.
  • Возможное воздействие субъективных предвзятостей со стороны участников и исследователей.

Участники были отобраны с использованием случайной выборки из пула студентов, которые выразили интерес к участию в исследовании.

Участники экспериментальной группы прошли предварительное обучение и подготовку в области использования цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности. Это включало в себя ознакомление с необходимыми приложениями и ресурсами.

Для сбора данных были использованы следующие материалы:

  • Компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет.
  • Цифровые образовательные ресурсы и приложения.
  • Опросники и анкеты для сбора информации от участников.

Анализируя и опираясь на работы исследователей, мы определились с выбором переменных [1; 2; 6]. Мы измерения проводили по следующим переменным:

  • Уровень участия студентов во внеурочной деятельности (измерялся в процентах).
  • Эффективность выполнения задач и проектов во внеурочной деятельности (измерялась по количеству завершенных задач и качеству проектов).
  • Степень использования цифровых технологий во внеурочной деятельности. Для анализа данных мы использовали статистические методы, включая:
  • Средние значения: Мы вычислили средние значения для различных переменных, чтобы определить средний уровень участия студентов и их средние результаты в внеурочной деятельности.
  • Стандартные отклонения: Стандартные отклонения были рассчитаны для измерения разброса данных и степени изменчивости в выборке.
  • Корреляционный анализ: Мы провели корреляционный анализ для выявления связей между уровнем участия, эффективностью выполнения задач и использованием цифровых технологий.

Для статистической обработки данных использовалось программное обеспечение SPSS, что позволило нам провести анализ с высокой степенью точности.

Эти методы и материалы были применены для осуществления систематического исследования влияния цифровых информационных технологий на внеурочную деятельность студентов и оценки эффективности такого использования [3, с. 454-461].

Результаты и обсуждения

В ходе нашего исследования были получены результаты, которые представлены в разнообразных формах, включая таблицы, графики, организационные диаграммы и фотографии (таблица, рис.). Эти данные предоставляют обработанные и визуализированные результаты нашего эксперимента и анализа.

 

Таблица

Группа

Участники (количество)

Уровень участия (%)

Успешные проекты (количество)

1

Группа A

50

85%

15

2

Группа B

45

92%

18

3

Группа C

60

78%

12

 

Рис. График изменения уровня участия с течением времени

 

В разделе обсуждения мы анализируем и интерпретируем полученные результаты, а также сопоставляем их с данными из работ других авторов.

  • Уровень участия: Наши результаты показывают, что уровень участия студентов во внеурочной деятельности значительно разнится между группами. Группа B демонстрирует самый высокий уровень участия, что может быть связано с более эффективным использованием цифровых инструментов для стимулирования активности студентов.
  • Успешные проекты: Группа B также имеет наибольшее количество успешных проектов. Это может свидетельствовать о том, что практическое использование цифровых информационных технологий способствует более качественной внеурочной деятельности.
  • Сравнение с другими исследованиями: Наши результаты согласуются с работами Е.Ы. Бидайбекова, С.Н. Коневой, Л.Л. Босова, которые также обнаружили, что цифровые технологии могут повысить активность и эффективность внеурочной деятельности [1; 3].
  • Практическое применение: Полученные результаты подтверждают важность интеграции цифровых информационных технологий во внеурочную деятельность для повышения ее качества и результативности.

В целом, наши результаты говорят в пользу успешного практического использования цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности и предоставляют основу для дальнейших исследований в этой области.

В завершении нашего исследования мы обобщаем ключевые результаты и выводы, предлагаем практические рекомендации и определяем возможные направления для будущих исследований в области практического использования цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности.

Наши исследовательские усилия позволили нам получить следующие ключевые результаты:

  • Эффективное использование цифровых информационных технологий способствует активизации участия студентов во внеурочной деятельности и повышает их интерес к обучению.
  • Использование цифровых ресурсов и онлайн-инструментов содействует успешному выполнению проектов и заданий в рамках внеурочных мероприятий.
  • Результаты исследования соответствуют данным ряда других авторов, подтверждая важность интеграции цифровых технологий во внеурочную образовательную среду.

Основанные на наших исследованиях рекомендации могут быть полезными для педагогов, образовательных учреждений и родителей:

  • Внедрение цифровых информационных технологий во внеурочную деятельность может способствовать повышению мотивации студентов и улучшению результатов.
  • Педагоги и организаторы внеурочных мероприятий могут использовать результаты исследования для разработки образовательных программ с акцентом на цифровые ресурсы.
  • Родители могут поддерживать активное использование цифровых технологий своими детьми во внеурочной деятельности.

На основе наших результатов возникают следующие перспективы для дальнейших исследований:

  • Дополнительное исследование воздействия различных видов цифровых технологий (например, виртуальной реальности, образовательных приложений) на внеурочную деятельность.
  • Исследование влияния факторов, таких как возраст, образовательный уровень и интересы студентов, на эффективность использования цифровых информационных технологий.
  • Анализ долгосрочных результатов и влияния цифровой образовательной среды на общее развитие учащихся.

Заключая, наше исследование подтверждает актуальность и перспективы практического использования цифровых информационных технологий во внеурочной деятельности и ставит перед образовательным сообществом важные задачи в данной области. Мы надеемся, что наши результаты послужат основой для дальнейших усилий по совершенствованию внеурочного образования и повышению его эффективности с использованием современных технологий.

×

About the authors

Z. E. Shagataeva

Zhetyssu University named after I. Zhansugurov

Author for correspondence.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3637-1009

Ph.D.

Russian Federation, Taldykorgan

E. N. Nurdauletov

Zhetyssu University named after I. Zhansugurov

Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0009-0008-7983-904X
Russian Federation, Taldykorgan

References

  1. Босова Л.Л. Об информационной безопасности в общеобразовательной школе // Информатика в школе. 2017. № 7(130). С. 5-9.
  2. Козлова Г.А. Использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочной деятельности: сборник трудов конференции. // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 нояб. 2021 г.). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2021. С. 13-16. https://doi.org/10.21661/r- 555369.
  3. Конева С.Н., Бидайбеков Е.Ы. Облачные технологии как инструмент цифровой трансформации образования // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск, 2020. С. 454-461.
  4. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. https://clck.ru/37pn3D
  5. Oshanova N., Anuarbekova G., Shekerbekova S., Arynova, G. Algorithmization and programming teaching methodology in the course of computer science of secondary school // Australian Educational Computing. 2019. Vol. 34. № 1.
  6. Report of a Workshop on the Scope and Nature of Computational Thinking. Committee for the Workshops on Computational Thinking; National Research Council. 2010. The National Academic Press. 2010.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Rice. Graph of changes in participation level over time

Download (235KB)

Copyright (c) 2024 E. S.Z., Nurdauletov E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies