Праздничная обрядовая кукла: новые социальные практики

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В режиссуре традиционных обрядов заложены культурные смыслы, символы. Нередко элементами обрядов и праздников в культурных практиках народов становились куклы.

В русской традиционной культуре мы наблюдаем различные виды обрядовых праздничных кукол. Это тряпичные куклы, смотанные из кусочков тканей, нитей. И комбинированные, изготовленные при помощи природных экологичных материалов (солома, травы, лыко, деревянные чурбаки, бруски) и тканей, одежды. Куклы были косвенными участниками календарно-аграрных праздников.

Один из примеров — Троицкие проводы весны. На праздник делают куклу-чучело, которое имеет разные названия, в зависимости от региона, и ассоциируется с весной. Обряд с куклой представляет собой ее «похороны». В Ульяновской области в с. Ждамирово и Сара до 1950-х годов сохранялся обряд «Похороны шута». Чучело, сделанное из соломы и наряженное в ветхую мужскую одежду, называли Шутом, его несли с процессией к р. Суре и кидали в воду. Действо по воспоминаниям информантов было направлено на получение хорошего нового урожая, ведь куклу вязали из остатков прошлогодней растительности [3].

К троицкому обряду «похорон» близко масленичное сжигание чучела при проводах зимы и разрывание чучела Кузьмы на осенний праздник Кузьмы и Демьяна.

На праздники делали куклы с пожеланиями счастья, здоровья. Так, на Масленицу помимо чучела готовили Домашнюю Масленицу. Вязали куклу из соломы или лыка с белым тряпичным лицом. Обычно хранили это куклу в красном углу или у входа в жилище. После праздника кукла становилась игровой, а на следующий год сжигалась вместе с чучелом [2]. В конце октября в праздник Параскевы Пятницы делали куклы с пожеланием легкой работы рукодельницам. Мы видим, что кукла была важным социокультурным ресурсом, поэтому нам важно проследить, какие формы трансляции праздничной обрядовой куклы существуют сегодня, и изучить смысловые представления.

Цель — проанализировать новые социальные практики транслирования традиции праздничной обрядовой куклы в веб-пространстве.

Методы. Нами были проанализированы тематические и персональные сообщества в социальной сети ВКонтакте. Учитывались все сообщества, в которых встречались словосочетания «народная кукла», «обрядовая кукла», слово «кукла». Мы также воспользовались функцией поиска по хештегам. Они позволили найти информацию по теме исследования.

Результаты. Характеристиками блогов и сообществ были: тема изготовления народной куклы, женская аудитория, трансляция кукольной культуры через публикации. Авторы некоторых сообществ характеризуют себя как куклотерапевты, психологи.

В сообществах кукла часто наделяется особыми сакральными функциями. Особой популярностью среди авторов пользуется кукла Домашняя Масленица. Она, по их мнению, обладает свойствами оберега и талисмана. Сибирский этнограф Даниил Крапчунов связывает мистификацию народных кукол с влиянием постсоветского времени, когда в СМИ стали появляться мистики. Крапчунов не принимает понятия обереговая кукла, ссылаясь на то, что не встречал этнофора, который наделял этими свойствами куклу [1].

Авторы, помимо информационных публикаций про кукол, размещают мастер-классы и предлагают курсы, приглашают на тематические мероприятия, в том числе по обрядовой кукле в преддверии праздников. Праздничные обрядовые куклы используют в качестве материала для проведения мероприятий в образовательных организациях и учреждениях культуры

Выводы. Основные формы трансляции куклы в Интернете — информационные публикации, онлайн-мастер-классы. Вопрос об участии куклы в обрядах остается открытым и требует дополнительного исследования.

Full Text

Обоснование. В режиссуре традиционных обрядов заложены культурные смыслы, символы. Нередко элементами обрядов и праздников в культурных практиках народов становились куклы.

В русской традиционной культуре мы наблюдаем различные виды обрядовых праздничных кукол. Это тряпичные куклы, смотанные из кусочков тканей, нитей. И комбинированные, изготовленные при помощи природных экологичных материалов (солома, травы, лыко, деревянные чурбаки, бруски) и тканей, одежды. Куклы были косвенными участниками календарно-аграрных праздников.

Один из примеров — Троицкие проводы весны. На праздник делают куклу-чучело, которое имеет разные названия, в зависимости от региона, и ассоциируется с весной. Обряд с куклой представляет собой ее «похороны». В Ульяновской области в с. Ждамирово и Сара до 1950-х годов сохранялся обряд «Похороны шута». Чучело, сделанное из соломы и наряженное в ветхую мужскую одежду, называли Шутом, его несли с процессией к р. Суре и кидали в воду. Действо по воспоминаниям информантов было направлено на получение хорошего нового урожая, ведь куклу вязали из остатков прошлогодней растительности [3].

К троицкому обряду «похорон» близко масленичное сжигание чучела при проводах зимы и разрывание чучела Кузьмы на осенний праздник Кузьмы и Демьяна.

На праздники делали куклы с пожеланиями счастья, здоровья. Так, на Масленицу помимо чучела готовили Домашнюю Масленицу. Вязали куклу из соломы или лыка с белым тряпичным лицом. Обычно хранили это куклу в красном углу или у входа в жилище. После праздника кукла становилась игровой, а на следующий год сжигалась вместе с чучелом [2]. В конце октября в праздник Параскевы Пятницы делали куклы с пожеланием легкой работы рукодельницам. Мы видим, что кукла была важным социокультурным ресурсом, поэтому нам важно проследить, какие формы трансляции праздничной обрядовой куклы существуют сегодня, и изучить смысловые представления.

Цель — проанализировать новые социальные практики транслирования традиции праздничной обрядовой куклы в веб-пространстве.

Методы. Нами были проанализированы тематические и персональные сообщества в социальной сети ВКонтакте. Учитывались все сообщества, в которых встречались словосочетания «народная кукла», «обрядовая кукла», слово «кукла». Мы также воспользовались функцией поиска по хештегам. Они позволили найти информацию по теме исследования.

Результаты. Характеристиками блогов и сообществ были: тема изготовления народной куклы, женская аудитория, трансляция кукольной культуры через публикации. Авторы некоторых сообществ характеризуют себя как куклотерапевты, психологи.

В сообществах кукла часто наделяется особыми сакральными функциями. Особой популярностью среди авторов пользуется кукла Домашняя Масленица. Она, по их мнению, обладает свойствами оберега и талисмана. Сибирский этнограф Даниил Крапчунов связывает мистификацию народных кукол с влиянием постсоветского времени, когда в СМИ стали появляться мистики. Крапчунов не принимает понятия обереговая кукла, ссылаясь на то, что не встречал этнофора, который наделял этими свойствами куклу [1].

Авторы, помимо информационных публикаций про кукол, размещают мастер-классы и предлагают курсы, приглашают на тематические мероприятия, в том числе по обрядовой кукле в преддверии праздников. Праздничные обрядовые куклы используют в качестве материала для проведения мероприятий в образовательных организациях и учреждениях культуры

Выводы. Основные формы трансляции куклы в Интернете — информационные публикации, онлайн-мастер-классы. Вопрос об участии куклы в обрядах остается открытым и требует дополнительного исследования.

×

About the authors

Самарский университет

Author for correspondence.
Email: 170798marina@mail.ru

студентка, группа 5201-390401Z, социологический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Крапчунов Д. Народная кукла в аспекте национальной безопасности. [Электронный ресурс]. (дата обращения 01.04.2022). Доступ по ссылке: https://k-istine.ru/russian/russian_seasons-2016-16.htm
  2. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Обрядовые куклы как элемент национальной культуры русского народа // Сборник материалов Всероссийской научной конференции. 2016. С. 52−55.
  3. Кызласова (Слепцова) И.С., Липатова А.П., Матлин М.Г., и др. Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектический словарь. Т. 2. Москва: Индрик, 2012.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Кузнецова М.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies