Типология культурных практик репрезентации нематериального культурного наследия

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Одним из действенных подходов к сохранению нематериального этнокультурного наследия является репрезентация как отдельных аспектов этнокультурного наследия, так и территориальных объектов, репрезентирующих духовную культуру народов. В репрезентации нематериального этнокультурного наследия значительную роль занимают разнообразные репрезентационные практики, направленные на сохранение и трансляцию культуры народов и связанные с развитием информационной среды культурного наследия …«Digital (virtual) heritage» («цифровое или виртуальное наследие») [3].

Цель — выявить типологию культурных практик репрезентации нематериального культурного наследования и конкретизировать основные понятия, связанные с темой исследования.

Методы. В рамках данного исследования мы обращались к методологии сравнительно-типологического анализа, который помог нам выделить классификацию культурных практик репрезентации нематериального культурного наследия по основным сферам.

Результаты. Нами были конкретизированы такие понятия, как культурные практики, репрезентация, нематериальное культурное наследие.

Культурные практики — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности с помощью создания нового продукта, проекта в сфере культуры.

Репрезентация представляет опосредованное либо «вторичное» (через подобие) представление идей, образов, материальных объектов, их свойств, отношений и процессов.

Под нематериальным культурным наследием в научной литературе [1, 2] понимается та «часть традиционных нематериальных ценностей, передача которых от поколения поколению осуществляется, минуя институционально организованные формы».

Нематериальное этнокультурное наследие — это производственный, социальный и бытовой опыт, духовные ценности и представления народов, которые репрезентируются в устном — народном творчестве, танцевальной, пищевой, праздничной и ремесленной культуре и существуют как в обособленных территориальных «микрокосмосах», так и в таких институциональных структурах как: этноцентры, этнографические музеи, этностудии, дома ремесел, этнодеревни, этнопарки, рестораны национальных кухонь и т. д.

Культурные практики репрезентации нематериального этнокультурного наследия — это разумная и многообразная человеческая деятельность, направленная на достижение конкретных целей по актуализации нематериального этнокультурного наследия и выполнение определенных задач с помощью репрезентации многообразия духовной культуры народов, выражающейся в дуализме инновационных и традиционных способов представления информации.

Разработана типология по основным типам практик по репрезентации нематериального наследия по сферам их применения:

  1. В сфере культурного туризма: создание туризма впечатлений с внедрением нематериального наследия; разработка туристических маршрутов по объектам этнокультурного нематериального наследия.
  2. В образовательно-учебной сфере: организация мастерских (по сохранению и развитию народных ремесел); развитие направлений учебных программ по возрождению традиционных ремесел для детских школ искусств; открытие новых направлений в вузах для возрождения традиционных практик; культурно-просветительские проекты, связанные с изданием научно-исследовательской и научно-популярной литературы, а также в современных средствах массовой информации: телепередачи, сайты и пр.
  3. В культурно-досуговой сфере культурные практики популяризации этнокультурного наследия находят свое воплощение в различных мероприятиях культурно-досугового характера и социокультурных событиях: фестивали и мероприятия с применением технологий театрализованных представлений обрядовой, музыкальной и танцевальной культуры народа; репрезентация культурного наследия в публичном дискурсе в рамках выставок, ярмарок, музейных экспозиций, исторических реконструкций традиционных обрядов и праздников.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что разнообразные культурные практики помогают в репрезентации традиционной культуры народов и актуально вписывают ее в современную жизнь, тем самым сохраняют ее и не дают диффузионироваться духовным ценностям под воздействием глобализационных процессов, происходящих в современном обществе.

Full Text

Обоснование. Одним из действенных подходов к сохранению нематериального этнокультурного наследия является репрезентация как отдельных аспектов этнокультурного наследия, так и территориальных объектов, репрезентирующих духовную культуру народов. В репрезентации нематериального этнокультурного наследия значительную роль занимают разнообразные репрезентационные практики, направленные на сохранение и трансляцию культуры народов и связанные с развитием информационной среды культурного наследия …«Digital (virtual) heritage» («цифровое или виртуальное наследие») [3].

Цель — выявить типологию культурных практик репрезентации нематериального культурного наследования и конкретизировать основные понятия, связанные с темой исследования.

Методы. В рамках данного исследования мы обращались к методологии сравнительно-типологического анализа, который помог нам выделить классификацию культурных практик репрезентации нематериального культурного наследия по основным сферам.

Результаты. Нами были конкретизированы такие понятия, как культурные практики, репрезентация, нематериальное культурное наследие.

Культурные практики — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности с помощью создания нового продукта, проекта в сфере культуры.

Репрезентация представляет опосредованное либо «вторичное» (через подобие) представление идей, образов, материальных объектов, их свойств, отношений и процессов.

Под нематериальным культурным наследием в научной литературе [1, 2] понимается та «часть традиционных нематериальных ценностей, передача которых от поколения поколению осуществляется, минуя институционально организованные формы».

Нематериальное этнокультурное наследие — это производственный, социальный и бытовой опыт, духовные ценности и представления народов, которые репрезентируются в устном — народном творчестве, танцевальной, пищевой, праздничной и ремесленной культуре и существуют как в обособленных территориальных «микрокосмосах», так и в таких институциональных структурах как: этноцентры, этнографические музеи, этностудии, дома ремесел, этнодеревни, этнопарки, рестораны национальных кухонь и т. д.

Культурные практики репрезентации нематериального этнокультурного наследия — это разумная и многообразная человеческая деятельность, направленная на достижение конкретных целей по актуализации нематериального этнокультурного наследия и выполнение определенных задач с помощью репрезентации многообразия духовной культуры народов, выражающейся в дуализме инновационных и традиционных способов представления информации.

Разработана типология по основным типам практик по репрезентации нематериального наследия по сферам их применения:

  1. В сфере культурного туризма: создание туризма впечатлений с внедрением нематериального наследия; разработка туристических маршрутов по объектам этнокультурного нематериального наследия.
  2. В образовательно-учебной сфере: организация мастерских (по сохранению и развитию народных ремесел); развитие направлений учебных программ по возрождению традиционных ремесел для детских школ искусств; открытие новых направлений в вузах для возрождения традиционных практик; культурно-просветительские проекты, связанные с изданием научно-исследовательской и научно-популярной литературы, а также в современных средствах массовой информации: телепередачи, сайты и пр.
  3. В культурно-досуговой сфере культурные практики популяризации этнокультурного наследия находят свое воплощение в различных мероприятиях культурно-досугового характера и социокультурных событиях: фестивали и мероприятия с применением технологий театрализованных представлений обрядовой, музыкальной и танцевальной культуры народа; репрезентация культурного наследия в публичном дискурсе в рамках выставок, ярмарок, музейных экспозиций, исторических реконструкций традиционных обрядов и праздников.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что разнообразные культурные практики помогают в репрезентации традиционной культуры народов и актуально вписывают ее в современную жизнь, тем самым сохраняют ее и не дают диффузионироваться духовным ценностям под воздействием глобализационных процессов, происходящих в современном обществе.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: elizaveta.timirbaeva@mail.ru

студентка группы ФК-49, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: zaiceva-ia@mail.ru

научный руководитель, кандидат культурологии, доцент; доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Верняев И.И., Новожилов А.Г., Кузьмина О.В. Картографирование этнокультурного наследия: мировой опыт и основные подходы к разработке // Информационные ресурсы России. 2015. № 1 (143). С. 27–31.
  2. Зайцева И.А. Нематериальное культурное наследие как объект и ресурс этнокультурного проектирования // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Л.М. Артамоновой, В.И. Ионесова, М.В. Курмаева. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2020. С. 134−138.
  3. Поврозник Н.Г. Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия // Вестник Пермского университета. История. 2015. № 4 (31). С. 213−221.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Тимирбаева Е.А., Зайцева И.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies