Трансформация образов и сюжетов в киноафишах к фильмам о «конце света»
- Authors: 1, 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2022)
- Pages: 286-287
- Section: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107332
- ID: 107332
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Согласно литературным данным [1, 2] проблематика «конца света» получает широкое распространение в культуре ХХ–ХХI вв. Особенно часто тема «конца света» стала транслироваться в массовом кинематографе. Важным источником для интерпретации специфики трансформации основных сюжетов и образов о «конце света» в массовом кинематографе могут стать афиши и плакаты к кинолентам.
Цель — выявить специфику трансформации эсхатологических образов и сюжетов в киноафишах.
Методы. За основу нашего исследования мы взяли методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа, которые позволили выявить основные типы эсхатологических образов, нашедших свое воплощение в плакатном искусстве ХХ — начала XXI в. Практически в каждом фильме про апокалипсис скрыт образ, ставший зеркалом своей эпохи. Мы постарались проследить трансформацию образов, цветовой символики в киноафишах указанного периода, как отражение основных страхов и переживаний общества.
Результаты. В результате нашего исследования мы выявили основные эсхатологические кинообразы и их трансформацию в культурно-исторической динамике. Так в 30–40-е годы ХХ в. в свете Второй мировой войны воплощение в киноплакатах находят образы солдат, бомб и ракет. Преобладающими цветами являются красный и желтый, которые выражали знак опасности и обеспокоенности за будущее мира (например, афиша к фильму «Облик грядущего» К. Мензиса).
В 50–70-е годы ХХ в. стали популярными символы Холодной войны и ядерной катастрофы, а именно символ ядерного гриба, а также частое использование серых, черных оттенков в киноафишах (как, например, в постерах к фильмам «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» С. Кубрика).
В 1980–1990-е годы одной из волнующих, насущных тем в кинематографе стала Чернобыльская катастрофа. Популярные образы в киноафишах — взрывы, причем как обычные, так и ядерные; изображения противогазов, «пустого пространства». Художники отдавали предпочтение черным и красным цветам для придания идеи фильма атмосферы отчаяния и безысходности (например, афиша к фильму «Письма мертвого человека» К. Лопушанского).
Вместе с XX в. заканчивается и всеобъемлющий страх перед ядерной войной. На смену ему приходят более фантастические причины конца света. В постерах стали преобладать образы астероидов (например, к фильму «Армагеддон» М. Бэя, 1998), вирусов («Я — Легенда» Ф. Лоренса, 2007), в особенности, знак биологической опасности, как символ предостережения и пандемии («28 дней спустя» Д. Бойла, 2022). Чуть позже стали популяризироваться изображения крови, зомби, а на афишах часто встречался желтый, песочный цвет как ассоциация с разрушением, пустотой, уничтожением человечества. Все так же актуальны красный и черный цвет в оформлении фона. В первые годы XXI в. создатели постеров стали постоянно использовать белый цвет шрифта в названии фильма: либо для контраста фона, либо как отсылка к надежде на лучший исход событий в фильме. В настоящий момент в эсхатологическом кинематографе практикуется повторение предыдущих образов, при этом приветствуется креатив художника при создании афиши.
Выводы. Трансформация образов и сюжетов в фильмах о «конце света» всегда была связана с проблемами и страхами в обществе: катастрофами, войнами, всемирными болезнями и т.д. Все, что волновало общество проецировалось на экран и находило авторскую интерпретацию в искусстве киноафиши.
Keywords
Full Text
Обоснование. Согласно литературным данным [1, 2] проблематика «конца света» получает широкое распространение в культуре ХХ–ХХI вв. Особенно часто тема «конца света» стала транслироваться в массовом кинематографе. Важным источником для интерпретации специфики трансформации основных сюжетов и образов о «конце света» в массовом кинематографе могут стать афиши и плакаты к кинолентам.
Цель — выявить специфику трансформации эсхатологических образов и сюжетов в киноафишах.
Методы. За основу нашего исследования мы взяли методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа, которые позволили выявить основные типы эсхатологических образов, нашедших свое воплощение в плакатном искусстве ХХ — начала XXI в. Практически в каждом фильме про апокалипсис скрыт образ, ставший зеркалом своей эпохи. Мы постарались проследить трансформацию образов, цветовой символики в киноафишах указанного периода, как отражение основных страхов и переживаний общества.
Результаты. В результате нашего исследования мы выявили основные эсхатологические кинообразы и их трансформацию в культурно-исторической динамике. Так в 30–40-е годы ХХ в. в свете Второй мировой войны воплощение в киноплакатах находят образы солдат, бомб и ракет. Преобладающими цветами являются красный и желтый, которые выражали знак опасности и обеспокоенности за будущее мира (например, афиша к фильму «Облик грядущего» К. Мензиса).
В 50–70-е годы ХХ в. стали популярными символы Холодной войны и ядерной катастрофы, а именно символ ядерного гриба, а также частое использование серых, черных оттенков в киноафишах (как, например, в постерах к фильмам «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» С. Кубрика).
В 1980–1990-е годы одной из волнующих, насущных тем в кинематографе стала Чернобыльская катастрофа. Популярные образы в киноафишах — взрывы, причем как обычные, так и ядерные; изображения противогазов, «пустого пространства». Художники отдавали предпочтение черным и красным цветам для придания идеи фильма атмосферы отчаяния и безысходности (например, афиша к фильму «Письма мертвого человека» К. Лопушанского).
Вместе с XX в. заканчивается и всеобъемлющий страх перед ядерной войной. На смену ему приходят более фантастические причины конца света. В постерах стали преобладать образы астероидов (например, к фильму «Армагеддон» М. Бэя, 1998), вирусов («Я — Легенда» Ф. Лоренса, 2007), в особенности, знак биологической опасности, как символ предостережения и пандемии («28 дней спустя» Д. Бойла, 2022). Чуть позже стали популяризироваться изображения крови, зомби, а на афишах часто встречался желтый, песочный цвет как ассоциация с разрушением, пустотой, уничтожением человечества. Все так же актуальны красный и черный цвет в оформлении фона. В первые годы XXI в. создатели постеров стали постоянно использовать белый цвет шрифта в названии фильма: либо для контраста фона, либо как отсылка к надежде на лучший исход событий в фильме. В настоящий момент в эсхатологическом кинематографе практикуется повторение предыдущих образов, при этом приветствуется креатив художника при создании афиши.
Выводы. Трансформация образов и сюжетов в фильмах о «конце света» всегда была связана с проблемами и страхами в обществе: катастрофами, войнами, всемирными болезнями и т.д. Все, что волновало общество проецировалось на экран и находило авторскую интерпретацию в искусстве киноафиши.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Email: daniellakotova@yandex.ru
студентка, группа ФК-49, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Russian Federation, СамараСамарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: zaiceva-ia@mail.ru
научный руководитель, кандидат культурологии, доцент; доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения
Russian Federation, СамараReferences
- Павлич Д.И. Апокалипсис в современном массовом кино // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 77−82.
- Ткаченко И.А. Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX – первой половины XX вв.: дис. ... канд. культ: 24.00.01. Шуя, 2007.