Гендерные стереотипы в коммуникативном поведении Веры Павловны Розальской в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Предметом исследования гендерной лингвистики выступают характерные особенности женского и мужского речевого поведения, ассоциативные поля лиц обоих полов и модели коммуникации, которые диктуются обществом [1]. Под воздействием социальных факторов у мужчин и женщин формируются различные поведенческие стереотипы, тактики вербального и невербального общения.

Цель — определить роль гендерных стереотипов в вербальном и невербальном поведении Веры Павловны Розальской, героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» [2].

Методы. Метод интерпретации позволил описать образ Веры Павловны по принципу «стереотипные/нестереотипные» в аспекте языковой и телесной коммуникации. Метод анализа коммуникативных черт в построении образа героини выявил типично женские особенности и признаки, не относящиеся к гендерно стереотипным.

Результаты. В коммуникативном поведении героини выявлены следующие типично женские черты: 1) коммуникативная экспрессия героини — «вскочила с криком ужаса», «Верочка бросилась ей на шею, и целовала, и плакала, и опять целовала»; 2) использование в речи междометий и восклицательных предложений — «ах, боже мой... ах, боже мой, скорее!», «ах, как это будет хорошо!»; 3) невербальная эмоциональность — «...вспыхнула от стыда и гнева», «Верочка и улыбнулась, и покраснела»; 4) гиперболизированная экспрессивность в речи — «отдать руку гадкому, низкому человеку — нет, лучше умереть»; 5) проявление эмпатии к партнеру по коммуникации — «Вера Павловна дала им довольно поговорить о благодарности за полученные деньги, чтобы не обидеть отказом слушать, похожим на равнодушие к их мнению и расположению»; 6) употребление традиционных формул вежливости — «с искренним чувством сказала, что очень благодарна ему за внимательность»; 7) присутствие характерных для женщин тем в поле коммуникации — «улыбается, что уличена в любви к сладким печеньям и в хлопотах над ними в кухне».

В качестве особенностей коммуникации, не относящихся к гендерно стереотипным, были отмечены следующие черты: 1) остростоящие проблемы в ассоциативном поле героини — «пока женщина живет на счет мужчины, она в зависимости от него», «им нельзя сказать своим женихам или мужьям того, что они думают; они знают, что за это про них подумают: ты безнравственная»; 2) решительность и целеустремленность — «если вы осмелитесь подойти ко мне в театре, на улице, где-нибудь, — я дам вам пощечину», «поехала с ним в гошпиталь испытать свои нервы, — может ли она видеть кровь, в состоянии ли будет заниматься анатомиею», «это будет моя цель»); 3) нетерпеливость — «Верочка сделала нетерпеливое движение», «Нет, у меня не достанет терпенья». Наиболее яркой чертой выступило стремление героини к самостоятельности и независимости — «я хочу не стеснять ничьей свободы, и сама хочу быть свободна», «Но главное — независимость!».

Выводы. Вера Павловна — одна из первых героинь в отечественной литературе, поднявшая вопрос о положении женщины в социуме, стремлении женщин к профессиональной реализации, равенстве полов. В вербальном и невербальном поведении Веры Павловны присутствует большинство типично женских черт, но по мере того, как она начинает осознавать себя членом общества и полноценным человеком со своими собственными принципами и амбициями, в ее коммуникативном поведении возрастают черты, ранее не характерные для женщин XIX в.

Full Text

Обоснование. Предметом исследования гендерной лингвистики выступают характерные особенности женского и мужского речевого поведения, ассоциативные поля лиц обоих полов и модели коммуникации, которые диктуются обществом [1]. Под воздействием социальных факторов у мужчин и женщин формируются различные поведенческие стереотипы, тактики вербального и невербального общения.

Цель — определить роль гендерных стереотипов в вербальном и невербальном поведении Веры Павловны Розальской, героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» [2].

Методы. Метод интерпретации позволил описать образ Веры Павловны по принципу «стереотипные/нестереотипные» в аспекте языковой и телесной коммуникации. Метод анализа коммуникативных черт в построении образа героини выявил типично женские особенности и признаки, не относящиеся к гендерно стереотипным.

Результаты. В коммуникативном поведении героини выявлены следующие типично женские черты: 1) коммуникативная экспрессия героини — «вскочила с криком ужаса», «Верочка бросилась ей на шею, и целовала, и плакала, и опять целовала»; 2) использование в речи междометий и восклицательных предложений — «ах, боже мой... ах, боже мой, скорее!», «ах, как это будет хорошо!»; 3) невербальная эмоциональность — «...вспыхнула от стыда и гнева», «Верочка и улыбнулась, и покраснела»; 4) гиперболизированная экспрессивность в речи — «отдать руку гадкому, низкому человеку — нет, лучше умереть»; 5) проявление эмпатии к партнеру по коммуникации — «Вера Павловна дала им довольно поговорить о благодарности за полученные деньги, чтобы не обидеть отказом слушать, похожим на равнодушие к их мнению и расположению»; 6) употребление традиционных формул вежливости — «с искренним чувством сказала, что очень благодарна ему за внимательность»; 7) присутствие характерных для женщин тем в поле коммуникации — «улыбается, что уличена в любви к сладким печеньям и в хлопотах над ними в кухне».

В качестве особенностей коммуникации, не относящихся к гендерно стереотипным, были отмечены следующие черты: 1) остростоящие проблемы в ассоциативном поле героини — «пока женщина живет на счет мужчины, она в зависимости от него», «им нельзя сказать своим женихам или мужьям того, что они думают; они знают, что за это про них подумают: ты безнравственная»; 2) решительность и целеустремленность — «если вы осмелитесь подойти ко мне в театре, на улице, где-нибудь, — я дам вам пощечину», «поехала с ним в гошпиталь испытать свои нервы, — может ли она видеть кровь, в состоянии ли будет заниматься анатомиею», «это будет моя цель»); 3) нетерпеливость — «Верочка сделала нетерпеливое движение», «Нет, у меня не достанет терпенья». Наиболее яркой чертой выступило стремление героини к самостоятельности и независимости — «я хочу не стеснять ничьей свободы, и сама хочу быть свободна», «Но главное — независимость!».

Выводы. Вера Павловна — одна из первых героинь в отечественной литературе, поднявшая вопрос о положении женщины в социуме, стремлении женщин к профессиональной реализации, равенстве полов. В вербальном и невербальном поведении Веры Павловны присутствует большинство типично женских черт, но по мере того, как она начинает осознавать себя членом общества и полноценным человеком со своими собственными принципами и амбициями, в ее коммуникативном поведении возрастают черты, ранее не характерные для женщин XIX в.

×

About the authors

Тольяттинский государственный университет

Author for correspondence.
Email: dasha314756@gmail.com

студентка

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты: монография. Москва: Ин-т социологии РАН, 1999.
  2. Чернышевский Н.Г. Что делать?Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Атикус, 2019.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Калинина Д.Д.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies