Игра как средство формирования лексических навыков и повышения мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 167-168
  • Section: Теория и практика обучения иностранным языкам
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107361
  • ID: 107361

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В последнее время все больше и больше подростков проявляют интерес к изучению иностранного языка и осознают его необходимость для успешного построения карьеры и сотрудничества с людьми в будущем. Для того чтобы уметь сформулировать свою мысль на иностранном языке необходимо владеть не только грамматическими конструкциями, но и сопутствующей лексикой. Без знания лексических единиц невозможно строить коммуникацию на иностранном языке.

Просто заучивание лексики в больших масштабах не приведет к высокому результату. Одним из новых и современных способов обучения лексике является лексическая игра [4]. Однако далеко не все учителя иностранного языка осведомлены о возможностях лексической игры в обучении иностранному языку и, как следствие, редко прибегают к использованию такого метода работы на уроке. Несмотря на большое количество проведенных исследований, посвященных игровым технологиям на уроках в школе, вопрос об эффективности использования лексических игр на уроках английского языка в средних классах не получил достаточного освещения.

Цель — выявить эффективные методы и приемы формирования лексических навыков на основе игровой деятельности при обучении английскому языку в общеобразовательной школе.

Методы. В ходе исследования были применены такие методы исследования как анализ литературы по педагогике, психологии и методике на изучаемую тему, обобщение, сравнение и синтез.

В результате изучения теории было выявлено, что игра как форма познания человеком окружающего мира на протяжении долгого времени служит частью педагогического процесса [6]. Такая игра считается учебной и подразумевает целенаправленный процесс воздействия учителя на школьников с целью достижения определенного образовательного результата [3, 5]. Особый интерес вызывают обучающие игры, среди которых в отдельную категорию выделяются лексические игры. Лексическая игра представляет собой разновидность обучающих игр, посредством которых стимулируется познавательная активность учащихся [1, 2].

Дальнейшее изложение построено по следующему плану. Сначала определяются место и роль игр в обучении иностранному языку. Выделяются возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста. Проводится анализ учебно-методического комплекса «Spotlight» на наличие в нем лексических игр.

Результаты. Предложена серия лексических игр в дополнение к учебнику Spotlight 6, состоящая из 10 лексических игр. Разработанные лексические игры полностью отвечают не только возрастным особенностям учащихся среднего школьного возраста, но и тематическому содержанию учебника. Они предполагают различные форматы работы: индивидуальную, парную и групповую. Помимо того, что большинство игр уже несут в себе коммуникативную направленность, были разработаны дополнительные задания к каждой игре, которые побуждают учащихся к осуществлению речевой деятельности в письменной или устной форме.

Для того чтобы доказать эффективность как лексических игр в целом, так и конкретно разработок, была проведена апробация части разработанных материалов на базе общеобразовательной школы № 163 Самары. В рамках апробации были проведены первичный и заключительный опросы на выявление мотивации, сравнение результатов которого приведено на диаграмме (см. рисунок).

 

Рис. Сравнение результатов первичного и заключительного опросов на выявление мотивации школьников

 

Экспериментальная работа по внедрению разработанных игр в процесс обучения английскому языку доказала эффективность их использования. Результаты апробации показали, что после проведения лексических игр у учащихся повысился уровень интереса к изучению иностранного языка.

Выводы. Лексические игры — сильный и результативный инструмент обучения лексической стороне речи иностранного языка. Игровая деятельность должна использоваться с чувством меры и находиться в балансе с учебной деятельностью. Слишком частое использование даже разнообразных игр приводит к тому, что для школьников это перестает быть чем-то новым и необычным.

Full Text

Обоснование. В последнее время все больше и больше подростков проявляют интерес к изучению иностранного языка и осознают его необходимость для успешного построения карьеры и сотрудничества с людьми в будущем. Для того чтобы уметь сформулировать свою мысль на иностранном языке необходимо владеть не только грамматическими конструкциями, но и сопутствующей лексикой. Без знания лексических единиц невозможно строить коммуникацию на иностранном языке.

Просто заучивание лексики в больших масштабах не приведет к высокому результату. Одним из новых и современных способов обучения лексике является лексическая игра [4]. Однако далеко не все учителя иностранного языка осведомлены о возможностях лексической игры в обучении иностранному языку и, как следствие, редко прибегают к использованию такого метода работы на уроке. Несмотря на большое количество проведенных исследований, посвященных игровым технологиям на уроках в школе, вопрос об эффективности использования лексических игр на уроках английского языка в средних классах не получил достаточного освещения.

Цель — выявить эффективные методы и приемы формирования лексических навыков на основе игровой деятельности при обучении английскому языку в общеобразовательной школе.

Методы. В ходе исследования были применены такие методы исследования как анализ литературы по педагогике, психологии и методике на изучаемую тему, обобщение, сравнение и синтез.

В результате изучения теории было выявлено, что игра как форма познания человеком окружающего мира на протяжении долгого времени служит частью педагогического процесса [6]. Такая игра считается учебной и подразумевает целенаправленный процесс воздействия учителя на школьников с целью достижения определенного образовательного результата [3, 5]. Особый интерес вызывают обучающие игры, среди которых в отдельную категорию выделяются лексические игры. Лексическая игра представляет собой разновидность обучающих игр, посредством которых стимулируется познавательная активность учащихся [1, 2].

Дальнейшее изложение построено по следующему плану. Сначала определяются место и роль игр в обучении иностранному языку. Выделяются возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста. Проводится анализ учебно-методического комплекса «Spotlight» на наличие в нем лексических игр.

Результаты. Предложена серия лексических игр в дополнение к учебнику Spotlight 6, состоящая из 10 лексических игр. Разработанные лексические игры полностью отвечают не только возрастным особенностям учащихся среднего школьного возраста, но и тематическому содержанию учебника. Они предполагают различные форматы работы: индивидуальную, парную и групповую. Помимо того, что большинство игр уже несут в себе коммуникативную направленность, были разработаны дополнительные задания к каждой игре, которые побуждают учащихся к осуществлению речевой деятельности в письменной или устной форме.

Для того чтобы доказать эффективность как лексических игр в целом, так и конкретно разработок, была проведена апробация части разработанных материалов на базе общеобразовательной школы № 163 Самары. В рамках апробации были проведены первичный и заключительный опросы на выявление мотивации, сравнение результатов которого приведено на диаграмме (см. рисунок).

 

Рис. Сравнение результатов первичного и заключительного опросов на выявление мотивации школьников

 

Экспериментальная работа по внедрению разработанных игр в процесс обучения английскому языку доказала эффективность их использования. Результаты апробации показали, что после проведения лексических игр у учащихся повысился уровень интереса к изучению иностранного языка.

Выводы. Лексические игры — сильный и результативный инструмент обучения лексической стороне речи иностранного языка. Игровая деятельность должна использоваться с чувством меры и находиться в балансе с учебной деятельностью. Слишком частое использование даже разнообразных игр приводит к тому, что для школьников это перестает быть чем-то новым и необычным.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: avramova.anastasiya@sgspu.ru

студентка, группа ФИЯ-б17АФо1.2, факультет иностранных языков

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: drachuk@pgsga.ru

научный руководитель; кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков

Russian Federation, Самара

References

  1. Архангельская А.В., Заболотная А.В. Лексические игры на уроках английского языка для обучающихся начальной школы // Преподаватель года 2019. 2019. № 2. С. 17−21.
  2. Груздева И.И. Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 42−44.
  3. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках английского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 58−64.
  4. Майоров И.А. Анализ понятия иноязычная коммуникативная компетенция в научной литературе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 2. С. 343−348.
  5. Пушкарева В.В. Игра и ее роль в образовательном процессе // International scientific review. 2016. № 2. С. 246−248.
  6. Dewi H.A. The vocabulary eeaching and vocabulary learning: Perception, strategies, and influences of students’ vocabulary mastery [Электронный ресурс]. [дата обращения: 12.04.2022]. Доступ по ссылке: https://core.ac.uk/download/pdf/192871659.pdf

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. Сравнение результатов первичного и заключительного опросов на выявление мотивации школьников

Download (46KB)

Copyright (c) 2022 Аврамова А.Е., Драчук И.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies