Кино о кино: современные научно-популярные видеоформаты

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Согласно литературным данным [1], происходит ускорение темпов научно-технического роста. Помогают воспринимать и понимать современные тенденции развития науки СМИ, а именно современные научно-популярные форматы, которыми полнятся различные медиаплощадки [1, 2]. На данном этапе развития такого медиапродукта особой популярностью пользуется «научпоп» [3] про кино. На фоне этого формируются новые правила анализа игрового кино, на базе уже существующей системы, предложенной Натальей Анатольевной Агафоновой. Площадки, на которых публикуется научно-популярный контент, предлагают новые условия для создания материала: повышенная конкуренция, сайнстмент [2], внутренние алгоритмы предпочтения зрителя. Проблемой становится характеристика способов анализа кинопроизведений, методы его трансляции аудитории.

Цель — выявление и описание современных научно-популярных видеоформатов.

Методы. В литературе выделяют большое количество мультимедийных жанров «научпоп»: иллюстративные, аудиальные, видеожанры [4, 6]. Принято считать, что третий тип включает в себя достоинства предыдущих двух типов, а значит и является более предпочтительным у аудитории и контентмейкеров. Видеоформат обладает способностью детальной визуализации контента, что способствует соблюдению правила: «больше показывать, а не рассказывать» [5]. Данный плюс нельзя недооценивать, когда речь идет об анализе кинопроизведений, так как кино обладает разветвленной системой образности и использует зрительное восприятие человека для более глубокого раскрытия сюжета, а также для создания «прямой связи зрителя и картины» [7]. Еще одной, зачастую трудно передаваемой, константой в фильме служит пространство и время. Данные категории могут быть символическими, экспрессивными, симультанными, хронологическими и т. д.

Ориентируясь на «основные константы» [8] можно выделить методику целостного анализа произведения в медиапродукте, предложенную Е.В. Агафоновой [8]:

  1. Сюжетосложение.
  2. Композиция и структура.
  3. Изобразительная и звуковая образность.
  4. Синтаксис.
  5. Символико-метафорический надтекст.

Обозначенная пятиступенчатая структура предлагает хронологически расположенную систему, которая подходит для создания научно-популярного аналитического контента.

Результаты. В ходе выявления и описания современных научно-популярных видеоформатов выяснилось, что данный метод анализа трансформировался под современные реалии. Так, например, научный компаративный метод синтезировали с предыдущей структурой и получили новый вариант этого же метода. Компаративный метод — сравнительно-сопоставительные выводы на основе тождественного ряда произведений. Следующий синтезированный метод — контекстуальный, то есть рассмотрение произведения через призму контекста психоаналитического, исторического, социального.

Так, YouTube-канал «Кинопоиск» в своих видео-эссе полностью следует пятиступенчатой системе Е.В. Агафоновой, уделяя особое внимание третьему пункту структуры. Материал полностью состоит из футажей обозреваемого кинофильма и точечно разбирает сложные для простого зрителя элементы в художественном кино. Изобразительная и звуковая образность играет важную роль в анализе надтекста «Кинопоиском», выступает в качестве доказательной базы для объяснения основных философских идей самого фильма.

Примером же компаративного метода является канал с этого же хостинга, под названием «ШЕСТНАДЦАТЬ НА ДЕВЯТЬ». Здесь уже анализируется не одно произведение, а тождественный ряд, присущий эпохе 90-х годов прошлого века в США и Японии. Разбираемые киноленты интересуют автора как источник информации об истории того периода. Автор изучает историю через призму искусства.

Контекстуальный метод, напротив, подразумевает рассмотрение произведения через призму научного контекста. Автор канала «Клим Жуков», являясь историком и реконструктором, анализирует киноленты с точки зрения исторического контекста. Именно поэтому в медиапродукте почти не фигурируют футажи из произведения. Автор лишь пересказывает сюжет и ключевые моменты, которые тесно связаны с его научно-исторической деятельностью

Выводы. Анализ показал, что в существующем медиапространстве научно-популярные видеоформаты успешно развиваются. На базе ранее существовавших форм передачи анализа появляются новые и новые структуры: компаративный и контекстуальный методы.

Full Text

Обоснование. Согласно литературным данным [1], происходит ускорение темпов научно-технического роста. Помогают воспринимать и понимать современные тенденции развития науки СМИ, а именно современные научно-популярные форматы, которыми полнятся различные медиаплощадки [1, 2]. На данном этапе развития такого медиапродукта особой популярностью пользуется «научпоп» [3] про кино. На фоне этого формируются новые правила анализа игрового кино, на базе уже существующей системы, предложенной Натальей Анатольевной Агафоновой. Площадки, на которых публикуется научно-популярный контент, предлагают новые условия для создания материала: повышенная конкуренция, сайнстмент [2], внутренние алгоритмы предпочтения зрителя. Проблемой становится характеристика способов анализа кинопроизведений, методы его трансляции аудитории.

Цель — выявление и описание современных научно-популярных видеоформатов.

Методы. В литературе выделяют большое количество мультимедийных жанров «научпоп»: иллюстративные, аудиальные, видеожанры [4, 6]. Принято считать, что третий тип включает в себя достоинства предыдущих двух типов, а значит и является более предпочтительным у аудитории и контентмейкеров. Видеоформат обладает способностью детальной визуализации контента, что способствует соблюдению правила: «больше показывать, а не рассказывать» [5]. Данный плюс нельзя недооценивать, когда речь идет об анализе кинопроизведений, так как кино обладает разветвленной системой образности и использует зрительное восприятие человека для более глубокого раскрытия сюжета, а также для создания «прямой связи зрителя и картины» [7]. Еще одной, зачастую трудно передаваемой, константой в фильме служит пространство и время. Данные категории могут быть символическими, экспрессивными, симультанными, хронологическими и т. д.

Ориентируясь на «основные константы» [8] можно выделить методику целостного анализа произведения в медиапродукте, предложенную Е.В. Агафоновой [8]:

  1. Сюжетосложение.
  2. Композиция и структура.
  3. Изобразительная и звуковая образность.
  4. Синтаксис.
  5. Символико-метафорический надтекст.

Обозначенная пятиступенчатая структура предлагает хронологически расположенную систему, которая подходит для создания научно-популярного аналитического контента.

Результаты. В ходе выявления и описания современных научно-популярных видеоформатов выяснилось, что данный метод анализа трансформировался под современные реалии. Так, например, научный компаративный метод синтезировали с предыдущей структурой и получили новый вариант этого же метода. Компаративный метод — сравнительно-сопоставительные выводы на основе тождественного ряда произведений. Следующий синтезированный метод — контекстуальный, то есть рассмотрение произведения через призму контекста психоаналитического, исторического, социального.

Так, YouTube-канал «Кинопоиск» в своих видео-эссе полностью следует пятиступенчатой системе Е.В. Агафоновой, уделяя особое внимание третьему пункту структуры. Материал полностью состоит из футажей обозреваемого кинофильма и точечно разбирает сложные для простого зрителя элементы в художественном кино. Изобразительная и звуковая образность играет важную роль в анализе надтекста «Кинопоиском», выступает в качестве доказательной базы для объяснения основных философских идей самого фильма.

Примером же компаративного метода является канал с этого же хостинга, под названием «ШЕСТНАДЦАТЬ НА ДЕВЯТЬ». Здесь уже анализируется не одно произведение, а тождественный ряд, присущий эпохе 90-х годов прошлого века в США и Японии. Разбираемые киноленты интересуют автора как источник информации об истории того периода. Автор изучает историю через призму искусства.

Контекстуальный метод, напротив, подразумевает рассмотрение произведения через призму научного контекста. Автор канала «Клим Жуков», являясь историком и реконструктором, анализирует киноленты с точки зрения исторического контекста. Именно поэтому в медиапродукте почти не фигурируют футажи из произведения. Автор лишь пересказывает сюжет и ключевые моменты, которые тесно связаны с его научно-исторической деятельностью

Выводы. Анализ показал, что в существующем медиапространстве научно-популярные видеоформаты успешно развиваются. На базе ранее существовавших форм передачи анализа появляются новые и новые структуры: компаративный и контекстуальный методы.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: zaikin02@mail.ru

студент, группа ФФ-Б20Жо, филологический факультет

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: kaf.journal@sgspu.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Маевский Н.Н. Особенности научно-популярного стиля: дис. … канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2011.
  2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. Москва: Кнорус, 2010.
  3. Яковенко И.А. Рынок научно-популярных журналов. Москва: Пресс-М, 2012.
  4. Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. 2015. Вып. 4. С. 121–123.
  5. Эльзессер Т. Теория кино: Глаз, эмоции, тело. СПб: СеансСанкт-Петербург 2021. С. 321.
  6. Булатова Е.К. Лонгрид как артефакт новой книжности // Филологический дискурс. 2016. № 13. C. 121–127.
  7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М: Школа, 1995.
  8. Агафонова Е.В. Общая теория кино и основы анализа фильма. Москва, Тесей, 2008.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Заикин М.Н., Болдырева Т.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies