Традиционные визуальные образы в популярной культуре современной Японии

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 273-274
  • Section: Культурология
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107497
  • ID: 107497

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Связь с японской культурой и демонстрация характерных особенностей японского мировоззрения — один из значимых факторов своеобразия таких видов популярной культуры, как манга и аниме. Которым сегодня приписывают частичное сглаживание «конфликта поколений» внутри японского общества и сохранение исконных традиций, благодаря созданию привлекательного образа традиционной культуры у молодежи и интеграции в массовую культуру остального мира.

Цель — выяснить, какие именно аспекты культуры и духовной жизни традиционной Японии продолжают существовать в современном японском обществе в эпоху глобализации.

Методы. Изучение японских религиозных, фольклорных текстов, произведений поп-культуры и интервью авторов аниме и манги было первым этапом исследования, без которого был бы невозможен последующий сравнительный и герменевтический анализ.

Результаты. Яркими примерами вдохновения синто с его многообразными легендами и представлениями о сверхъестественных сущностях можно считать работы Хаяо Миядзаки и Масаси Кисимото.

Цутигумо — екаи, изображающиеся в образе существ с лицами демонов или людей, телами тигра и конечностями пауков. Все они жили в горах, связывали путников паутиной и съедали. Однако в «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки персонаж дедушки Камадзи, основанный на цутигумо, является положительным, представляет собой существо с человеческими головой и телом и паучьими длинными лапами.

Ямауба — ведьма — в различных народных произведениях предстает как положительный, так и отрицательный персонаж. В той же картине Миядзаки ведьма Юбаба имеет схожие черты со своим прообразом: живет на верхнем этаже своих купален (Ямауба живет в горах), выглядит как пожилая женщина, обладающая магическими способностями, а также имеет сына Кинтаро, который предстает перед зрителем в образе большого младенца.

В сенен-манге Масаси Кисимото, одноименном аниме «Наруто» и продолжении «Наруто: Ураганные хроники» лежит миф о кицунэ, а также ряд других культурных заимствований. Используя аспекты данного мифа, автор создает главного героя, в теле которого запечатан девятихвостый демон-лис (кицунэ). В них представлены также и другие хвостатые звери-оборотни: Шукаку вдохновлен образом тануки, который в мифах почти лишен негативной окраски, в аниме лишь спустя время становится положительным персонажем. Мататаби представляет собой бакэнэко, которыми могли стать кошки, прожившие более 30 лет, с возрастом у них появлялось два хвоста, что видно в «Наруто», они могли создавать огненные шары, что отражено в «Наруто» (также тело Мататаби окутано синим пламенем).

В «Наруто» важным сюжетом стала серия рассказов «Сказание о храбром Дзирайе» конца эпохи Эдо. Откуда взяты персонажи, играющие значимую роль в развитии сюжета «Наруто»: Дзирайя, главный герой рассказов, его жена, Цунадэ, и антагонист, Оротимару. В аниме они сохраняют черты своих прообразов, являясь великими ниндзя. Оротимару отводится роль одного из главных злодеев со способностью превращаться в змея. Дзирайя и Цунадэ также сохранили каноничные способности. Так, Дзирайя обучился способности призывать жаб на горе Меко (в аниме он был жабьим отшельником, однако обучался на горе Мьебоку), Цунадэ сохранила способность призывать улиток.

Выводы. Аниме и манге присущи массовость, запоминаемость образов. В некоторых из них делается акцент на философские или идеологические темы и исторический подтекст, позволяющий большему количеству людей в развлекательной форме порассуждать над такими сложными понятиями, как вера и историческое прошлое. Популярность и востребованность аниме и манги позволяют не только сохранить культурное наследие для будущих поколений, но и служить в качестве образовательного элемента.

Таким образом, мы делаем вывод о симбиозе древних обычаев и традиций с современными видами популярной культуры в Японии.

Full Text

Обоснование. Связь с японской культурой и демонстрация характерных особенностей японского мировоззрения — один из значимых факторов своеобразия таких видов популярной культуры, как манга и аниме. Которым сегодня приписывают частичное сглаживание «конфликта поколений» внутри японского общества и сохранение исконных традиций, благодаря созданию привлекательного образа традиционной культуры у молодежи и интеграции в массовую культуру остального мира.

Цель — выяснить, какие именно аспекты культуры и духовной жизни традиционной Японии продолжают существовать в современном японском обществе в эпоху глобализации.

Методы. Изучение японских религиозных, фольклорных текстов, произведений поп-культуры и интервью авторов аниме и манги было первым этапом исследования, без которого был бы невозможен последующий сравнительный и герменевтический анализ.

Результаты. Яркими примерами вдохновения синто с его многообразными легендами и представлениями о сверхъестественных сущностях можно считать работы Хаяо Миядзаки и Масаси Кисимото.

Цутигумо — екаи, изображающиеся в образе существ с лицами демонов или людей, телами тигра и конечностями пауков. Все они жили в горах, связывали путников паутиной и съедали. Однако в «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки персонаж дедушки Камадзи, основанный на цутигумо, является положительным, представляет собой существо с человеческими головой и телом и паучьими длинными лапами.

Ямауба — ведьма — в различных народных произведениях предстает как положительный, так и отрицательный персонаж. В той же картине Миядзаки ведьма Юбаба имеет схожие черты со своим прообразом: живет на верхнем этаже своих купален (Ямауба живет в горах), выглядит как пожилая женщина, обладающая магическими способностями, а также имеет сына Кинтаро, который предстает перед зрителем в образе большого младенца.

В сенен-манге Масаси Кисимото, одноименном аниме «Наруто» и продолжении «Наруто: Ураганные хроники» лежит миф о кицунэ, а также ряд других культурных заимствований. Используя аспекты данного мифа, автор создает главного героя, в теле которого запечатан девятихвостый демон-лис (кицунэ). В них представлены также и другие хвостатые звери-оборотни: Шукаку вдохновлен образом тануки, который в мифах почти лишен негативной окраски, в аниме лишь спустя время становится положительным персонажем. Мататаби представляет собой бакэнэко, которыми могли стать кошки, прожившие более 30 лет, с возрастом у них появлялось два хвоста, что видно в «Наруто», они могли создавать огненные шары, что отражено в «Наруто» (также тело Мататаби окутано синим пламенем).

В «Наруто» важным сюжетом стала серия рассказов «Сказание о храбром Дзирайе» конца эпохи Эдо. Откуда взяты персонажи, играющие значимую роль в развитии сюжета «Наруто»: Дзирайя, главный герой рассказов, его жена, Цунадэ, и антагонист, Оротимару. В аниме они сохраняют черты своих прообразов, являясь великими ниндзя. Оротимару отводится роль одного из главных злодеев со способностью превращаться в змея. Дзирайя и Цунадэ также сохранили каноничные способности. Так, Дзирайя обучился способности призывать жаб на горе Меко (в аниме он был жабьим отшельником, однако обучался на горе Мьебоку), Цунадэ сохранила способность призывать улиток.

Выводы. Аниме и манге присущи массовость, запоминаемость образов. В некоторых из них делается акцент на философские или идеологические темы и исторический подтекст, позволяющий большему количеству людей в развлекательной форме порассуждать над такими сложными понятиями, как вера и историческое прошлое. Популярность и востребованность аниме и манги позволяют не только сохранить культурное наследие для будущих поколений, но и служить в качестве образовательного элемента.

Таким образом, мы делаем вывод о симбиозе древних обычаев и традиций с современными видами популярной культуры в Японии.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: TiXteR2002@yandex.ru

студентка, группа 5203-410305D, исторический факультет

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Васильева А.Д.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies