Мир людей в присутствии Сатаны (по роману Л. Андреева «Дневник Сатаны»)

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 78-79
  • Section: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107550
  • ID: 107550

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Л. Андреев в своем произведении представляет совершенно уникальный образ Сатаны, прошедшего путь из ада на землю с целью развеяться от скуки до полного вочеловечивания и признания человека как равного себе. Чем больше он проводит на земле времени, тем больше проникает в человеческую суть. Однако мир Андреева и люди, населяющие его, самым жестоким образом хотят разрушить все человеческое, что проявляется в Сатане. Основная проблема при этом — определение образа мира людей в данном произведении Л. Андреева.

Цель — определить своеобразие состояния мира людей в условиях прихода в него Сатаны.

Методы. В исследовании используются историко-биографический и сравнительно-исторический методы с элементами мифологической критики.

Результаты. Первый этап вочеловечивая Сатаны связан со сменой его внешнего облика. Наши классические представления о внешности Сатаны герой высмеивает. У Л. Андреева Сатана имеет трикстерские черты. Это проявляется в его масках. О своих обликах он рассказывает в дневнике. Важно, что Сатана пришел на землю заведомо не обыкновенным человеком, он не собирается жить обычной человеческой жизнью и быть представителем массы.

В первое время своего вочеловечивания герой всегда пишет о себе только с большой буквы, в этом проявляется христианская традиция — так верующие пишут о Боге. Он издевается над человеческим неведением, но на вопросы человека ответить не может по одной простой причине: человеческий язык слишком беден и неспособен передать знания нечеловеческой сущности.

В дальнейшем Сатана не только перенимает внешний облик человека, но и его внутреннюю суть. Сатана начинает испытывать хорошо знакомые человеку чувства. Важными фигурами для дальнейшего вочеловечивания Сатаны были Фома Магнус и Мария. Сатану привлекла дерзость Магнуса, его ненависть к людям. Сатана понимает, что Магнус — актер, который отлично впишется в его спектакль. Фома Магнус, как и Сатана, имеет маски. Его имя Фома отсылает нас к апостолу, который сомневался в воскресении Учителя. Учения Христа Фома Магнус не принимает, оно не проходит испытание его жизненным опытом: в людях он видит только разочарование. Мария для Сатаны являлась чем-то таким же невыразимым, как и он сам, для него она соединила в своем образе все божественное и неземное сразу: «Это было более чем прекрасно — это было страшно в своей совершенной красоте». Мария не выходила из мыслей Сатаны.

Последней ступенью вочеловечивая Сатаны становится признание человека как равного себе. Герой больше не пишет в дневнике о себе с большой буквы. Сатана осознает гнусное положение человеческой жизни. Но это положение он принимает. Сатана теряет совершенно все свои маски, в отличие от Магнуса и Марии. Главное испытание и разочарование Сатаны как человека ждет впереди — он понимает, что Магнус и Мария обыграли его в собственной же игре. Сатана и Магнус меняются местами. Окончательную победу над вочеловечившимся Сатаной мы наблюдаем в последней сцене романа — ироническом изгнании Сатаны.

Выводы. Были выявлены этапы вочеловечивания Сатаны и установлено, что мир, созданный Андреевым в «Дневнике Сатаны», это мир перевернутый, где сам Сатана, злой искуситель из Библии, калечащий судьбы людей, заставляющий их совершать грехи, — становится человеком. Этот процесс совпадает с расчеловечиванием людей; в душе каждого человека сатана давно уже победил.

Full Text

Обоснование. Л. Андреев в своем произведении представляет совершенно уникальный образ Сатаны, прошедшего путь из ада на землю с целью развеяться от скуки до полного вочеловечивания и признания человека как равного себе. Чем больше он проводит на земле времени, тем больше проникает в человеческую суть. Однако мир Андреева и люди, населяющие его, самым жестоким образом хотят разрушить все человеческое, что проявляется в Сатане. Основная проблема при этом — определение образа мира людей в данном произведении Л. Андреева.

Цель — определить своеобразие состояния мира людей в условиях прихода в него Сатаны.

Методы. В исследовании используются историко-биографический и сравнительно-исторический методы с элементами мифологической критики.

Результаты. Первый этап вочеловечивая Сатаны связан со сменой его внешнего облика. Наши классические представления о внешности Сатаны герой высмеивает. У Л. Андреева Сатана имеет трикстерские черты. Это проявляется в его масках. О своих обликах он рассказывает в дневнике. Важно, что Сатана пришел на землю заведомо не обыкновенным человеком, он не собирается жить обычной человеческой жизнью и быть представителем массы.

В первое время своего вочеловечивания герой всегда пишет о себе только с большой буквы, в этом проявляется христианская традиция — так верующие пишут о Боге. Он издевается над человеческим неведением, но на вопросы человека ответить не может по одной простой причине: человеческий язык слишком беден и неспособен передать знания нечеловеческой сущности.

В дальнейшем Сатана не только перенимает внешний облик человека, но и его внутреннюю суть. Сатана начинает испытывать хорошо знакомые человеку чувства. Важными фигурами для дальнейшего вочеловечивания Сатаны были Фома Магнус и Мария. Сатану привлекла дерзость Магнуса, его ненависть к людям. Сатана понимает, что Магнус — актер, который отлично впишется в его спектакль. Фома Магнус, как и Сатана, имеет маски. Его имя Фома отсылает нас к апостолу, который сомневался в воскресении Учителя. Учения Христа Фома Магнус не принимает, оно не проходит испытание его жизненным опытом: в людях он видит только разочарование. Мария для Сатаны являлась чем-то таким же невыразимым, как и он сам, для него она соединила в своем образе все божественное и неземное сразу: «Это было более чем прекрасно — это было страшно в своей совершенной красоте». Мария не выходила из мыслей Сатаны.

Последней ступенью вочеловечивая Сатаны становится признание человека как равного себе. Герой больше не пишет в дневнике о себе с большой буквы. Сатана осознает гнусное положение человеческой жизни. Но это положение он принимает. Сатана теряет совершенно все свои маски, в отличие от Магнуса и Марии. Главное испытание и разочарование Сатаны как человека ждет впереди — он понимает, что Магнус и Мария обыграли его в собственной же игре. Сатана и Магнус меняются местами. Окончательную победу над вочеловечившимся Сатаной мы наблюдаем в последней сцене романа — ироническом изгнании Сатаны.

Выводы. Были выявлены этапы вочеловечивания Сатаны и установлено, что мир, созданный Андреевым в «Дневнике Сатаны», это мир перевернутый, где сам Сатана, злой искуситель из Библии, калечащий судьбы людей, заставляющий их совершать грехи, — становится человеком. Этот процесс совпадает с расчеловечиванием людей; в душе каждого человека сатана давно уже победил.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: a.grushina200@gmail.com

студентка IV курса факультета филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: t-v-zh@yandex.ru

научный руководитель, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Russian Federation, Самара

References

  1. Татаринов А.В. Леонид Андреев / Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков (1890-х − начало 1920-х годов). Кн. 2. Москва: ИМЛИ РАН «Наследие», 2001. С. 286−340.
  2. Толкачева О.В. «Всюду за тобой и всюду с тобой, человече…» (к вопросу о концепции человека в романе Л.Н. Андреева «Дневник Сатаны») [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2001. № 5. [дата обращения: 20.03.2022]. Доступ по ссылке: https://cyberleninka.ru/article/n/vsyudu-za-toboy-i-vsyudu-s-toboy-cheloveche-k-voprosu-o-kontseptsii-cheloveka-v-romane-l-n-andreeva-dnevnik-satany.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Грушина А.В., Журчева Т.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies