Развитие навыков и умений диалогической речи c помощью использования сюжетно-ролевых игр

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 173-174
  • Section: Теория и практика обучения иностранным языкам
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107610
  • ID: 107610

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Эффективным средством преодоления трудностей в обучении диалогической речи являются сюжетно-ролевые игры, так как они позволяют создать условия для раскрытия коммуникативной функции языка и приближают процесс обучения к реальным условиям общения.

Цель — теоретическое обоснование, разработка и апробирование сюжетно-ролевой игры в обучении английскому языку, способствующей эффективному развитию навыков и умений диалогической речи.

Методы. Были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков, сравнение, моделирование учебного процесса.

Результаты. В процессе формирующего эксперимента была разработана и апробирована сюжетно-ролевая игра «The new building». Занятие проводилось c обучающимися 1 курса Самарского филиала Московского городского педагогического университета направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиля «Методика преподавания английского и немецкого языков» (уровень бакалавриата) в составе 10 человек.

Первичный и итоговый контроль сформированности навыков и умений диалогической речи обучающихся проходил в парах и состоял из двух частей: построение диалога c опорой на готовые упражнения из учебника English File и обсуждение одной из предложенных тем.

На подготовительном этапе обучающиеся знакомились c новой лексикой, работали c текстом, выполняли репродуктивные упражнения и аудирование. Подготовительные упражнения направлены на преодоление языковых и социокультурных трудностей, а также позволяют закрепить новую лексику и использовать ее в спонтанной речи при проведении сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры «The new building» предполагает рандомное деление обучающихся на группы из 2–3 человек. Каждой группе достается карточка c ролью и описанием игровой ситуации. Игра состоит из нескольких раундов, в ходе которых обучающиеся обсуждают заданные ситуации внутри своих групп и c остальными участниками игры. Игра завершается этапом рефлексии.

Игровая ситуация: The government has decided to build a new building near your University. Today there is a meeting to decide what this building should be. But only one building can be built. There are six options: hypermarket, baker’s, launderette, florist’s, chain store, chemist’s. Also there is a chair person who is in control of the meeting.

Дополнительные вопросы, способствующие развитию обсуждения во 2-м и 3-м раундах: Your building can be built if you have special offers for students. What are these offers? The new building should provide some working places for students or graduates. Is it possible? How might it influence academic performance and studying?

После апробации сюжетно-ролевой игры «The new building» был проведен итоговый контроль сформированности навыков и умений диалогической речи обучающихся. Каждое задание вводного и итогового контроля оценивалось по трем критериям: решение коммуникативной задачи, грамматика и лексика. Каждый критерий оценивался в баллах от 0 до 3 в зависимости от количества ошибок в речи обучающихся. Соответственно, 18 баллов — это максимальная оценка за оба задания, которую мог получить обучающийся.

В первичном контроле средний балл за оба задания составил 10,9 балла, в итоговом контроле — 14,1 балла. Таким образом, разработанная и апробированная сюжетно-ролевая игра положительно отрази­лась на овладении обучающимися навыками и умениями диалогической речи.

Выводы. Использование сюжетно-ролевой игры на уроке иностранного языка способствовало развитию навыков и умений диалогической речи, а также развитию мышления и ориентации в лексической и грамматической структуре английского языка.

Full Text

Обоснование. Эффективным средством преодоления трудностей в обучении диалогической речи являются сюжетно-ролевые игры, так как они позволяют создать условия для раскрытия коммуникативной функции языка и приближают процесс обучения к реальным условиям общения.

Цель — теоретическое обоснование, разработка и апробирование сюжетно-ролевой игры в обучении английскому языку, способствующей эффективному развитию навыков и умений диалогической речи.

Методы. Были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков, сравнение, моделирование учебного процесса.

Результаты. В процессе формирующего эксперимента была разработана и апробирована сюжетно-ролевая игра «The new building». Занятие проводилось c обучающимися 1 курса Самарского филиала Московского городского педагогического университета направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиля «Методика преподавания английского и немецкого языков» (уровень бакалавриата) в составе 10 человек.

Первичный и итоговый контроль сформированности навыков и умений диалогической речи обучающихся проходил в парах и состоял из двух частей: построение диалога c опорой на готовые упражнения из учебника English File и обсуждение одной из предложенных тем.

На подготовительном этапе обучающиеся знакомились c новой лексикой, работали c текстом, выполняли репродуктивные упражнения и аудирование. Подготовительные упражнения направлены на преодоление языковых и социокультурных трудностей, а также позволяют закрепить новую лексику и использовать ее в спонтанной речи при проведении сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры «The new building» предполагает рандомное деление обучающихся на группы из 2–3 человек. Каждой группе достается карточка c ролью и описанием игровой ситуации. Игра состоит из нескольких раундов, в ходе которых обучающиеся обсуждают заданные ситуации внутри своих групп и c остальными участниками игры. Игра завершается этапом рефлексии.

Игровая ситуация: The government has decided to build a new building near your University. Today there is a meeting to decide what this building should be. But only one building can be built. There are six options: hypermarket, baker’s, launderette, florist’s, chain store, chemist’s. Also there is a chair person who is in control of the meeting.

Дополнительные вопросы, способствующие развитию обсуждения во 2-м и 3-м раундах: Your building can be built if you have special offers for students. What are these offers? The new building should provide some working places for students or graduates. Is it possible? How might it influence academic performance and studying?

После апробации сюжетно-ролевой игры «The new building» был проведен итоговый контроль сформированности навыков и умений диалогической речи обучающихся. Каждое задание вводного и итогового контроля оценивалось по трем критериям: решение коммуникативной задачи, грамматика и лексика. Каждый критерий оценивался в баллах от 0 до 3 в зависимости от количества ошибок в речи обучающихся. Соответственно, 18 баллов — это максимальная оценка за оба задания, которую мог получить обучающийся.

В первичном контроле средний балл за оба задания составил 10,9 балла, в итоговом контроле — 14,1 балла. Таким образом, разработанная и апробированная сюжетно-ролевая игра положительно отрази­лась на овладении обучающимися навыками и умениями диалогической речи.

Выводы. Использование сюжетно-ролевой игры на уроке иностранного языка способствовало развитию навыков и умений диалогической речи, а также развитию мышления и ориентации в лексической и грамматической структуре английского языка.

×

About the authors

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Author for correspondence.
Email: dron.mari@mail.ru

студентка, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Иностранный язык в образовании»

Russian Federation, Самара

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: rybkina_a_a@mail.ru

научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Подольская М.В., Рыбкина А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies