Виды границ в романе Мари-Од Мюрай «Спаситель и сын»

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Актуальность проведенного исследования обосновывается постижением проблем и конфликтов новейшей подростковой литературы. Изучение с точки зрения границы произведений подростковой литературы представляется актуальным, поскольку позволит проблематизировать соотносение мира взрослых и детей; границы личного пространства, которое отстаивает подросток и его личные, внутренние границы.

Ю.М. Лотман называет границу «важнейшей функциональной и структурной позицией» семиосферы. Как часть организации художественного текста граница важна при любом типе литературоведческого анализа. Поэтому ее изучение считается важным для лучшего понимания уровней текста и систематизирования художественного пространства. Для анализа вида границ мы выбрали роман Мари-Од Мюрай «Спаситель и сын» из-за особенностей описываемых психологических практик. Психологические беседы проходят на границе сознания и подсознания, помогают перейти границу между двумя разными сознаниями и постичь мир подростка, а ему — адаптироваться к миру взрослых.

Цель — проанализировать виды границ в романе, определить их особенности и художественную роль в тексте.

Методы. Для рассмотрения категории границ применялся метод текстуального анализа и структурно-семиотический метод. Для более четкого типологизирования различных границ был использован сравнительно-сопоставительный метод. При изучении категории границы мы опирались на работу Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров» и на работу Н.Т. Рымаря «Поэтика границы в литературе: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка». Рассмотрение исследователями категории границы как порога, анализ не только пространственных, но и внутренних границ, стало теоретической базой исследования.

Результаты. В ходе исследования были выделены следующие типы границ: пространственная, реализуемая через образы дома и пространства другой страны, внутренняя граница в подсознании и сознании человека, граница между миром детей и миром взрослых. Почти все границы представляют собой тип порога, могут быть прерывистыми, двусторонними, дискретными (разделяют явления друг от друга). Все обозначенные границы намеренно нарушаются другими персонажами. Авторами был введен термин «конфликт границ» как ситуация активного и осознанно совершаемого пересечения недоступной границы.

Функция конфликта границ — способствовать своеобразной инициации, изменению персонажа и его пространства, переходу в новое культурное состояние. Был также обнаружен образ персонажа-помощника, хомячка, смерть которого поспособствовала частичному переходу из мира детей в мир взрослых.

Выводы. Разнообразие видов границ, их подчеркнутое пересечение между собой, моменты насильственного нарушения рамок и пороговые состояния героев помогают в раскрытии основной темы романа: взаимодействия миров взрослого и ребенка, сложность и вместе с тем необходимость перехода от одного состояния к другому. Переход в мир взрослых, инициация и постепенная сепарация ребенка невозможны без нарушения им границ чужого мира и процесса активного включения в другое пространство. Сложность и неприятие взрослыми этого перехода, особенности взросления и тонкости личных взаимоотношений раскрываются автором роман как нельзя полно и в этом ему помогают все проанализированные нами виды границ.

全文:

Обоснование. Актуальность проведенного исследования обосновывается постижением проблем и конфликтов новейшей подростковой литературы. Изучение с точки зрения границы произведений подростковой литературы представляется актуальным, поскольку позволит проблематизировать соотносение мира взрослых и детей; границы личного пространства, которое отстаивает подросток и его личные, внутренние границы.

Ю.М. Лотман называет границу «важнейшей функциональной и структурной позицией» семиосферы. Как часть организации художественного текста граница важна при любом типе литературоведческого анализа. Поэтому ее изучение считается важным для лучшего понимания уровней текста и систематизирования художественного пространства. Для анализа вида границ мы выбрали роман Мари-Од Мюрай «Спаситель и сын» из-за особенностей описываемых психологических практик. Психологические беседы проходят на границе сознания и подсознания, помогают перейти границу между двумя разными сознаниями и постичь мир подростка, а ему — адаптироваться к миру взрослых.

Цель — проанализировать виды границ в романе, определить их особенности и художественную роль в тексте.

Методы. Для рассмотрения категории границ применялся метод текстуального анализа и структурно-семиотический метод. Для более четкого типологизирования различных границ был использован сравнительно-сопоставительный метод. При изучении категории границы мы опирались на работу Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров» и на работу Н.Т. Рымаря «Поэтика границы в литературе: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка». Рассмотрение исследователями категории границы как порога, анализ не только пространственных, но и внутренних границ, стало теоретической базой исследования.

Результаты. В ходе исследования были выделены следующие типы границ: пространственная, реализуемая через образы дома и пространства другой страны, внутренняя граница в подсознании и сознании человека, граница между миром детей и миром взрослых. Почти все границы представляют собой тип порога, могут быть прерывистыми, двусторонними, дискретными (разделяют явления друг от друга). Все обозначенные границы намеренно нарушаются другими персонажами. Авторами был введен термин «конфликт границ» как ситуация активного и осознанно совершаемого пересечения недоступной границы.

Функция конфликта границ — способствовать своеобразной инициации, изменению персонажа и его пространства, переходу в новое культурное состояние. Был также обнаружен образ персонажа-помощника, хомячка, смерть которого поспособствовала частичному переходу из мира детей в мир взрослых.

Выводы. Разнообразие видов границ, их подчеркнутое пересечение между собой, моменты насильственного нарушения рамок и пороговые состояния героев помогают в раскрытии основной темы романа: взаимодействия миров взрослого и ребенка, сложность и вместе с тем необходимость перехода от одного состояния к другому. Переход в мир взрослых, инициация и постепенная сепарация ребенка невозможны без нарушения им границ чужого мира и процесса активного включения в другое пространство. Сложность и неприятие взрослыми этого перехода, особенности взросления и тонкости личных взаимоотношений раскрываются автором роман как нельзя полно и в этом ему помогают все проанализированные нами виды границ.

×

作者简介

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: rogol.elizaveta@sgspu.ru

студентка, группа ФФ-б19РЛо2, филологический факультет

俄罗斯联邦, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

编辑信件的主要联系方式.
Email: abramovskih@pgsga.ru

научный руководитель, доктор филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. Москва: «Языки русской культуры», 1996.
  2. Мюрай, М.-О. Спаситель и сын. 1-е изд. Москва: Самокат, 2019.
  3. Рымарь Н.Т. Поэтика границы в литературе: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка // Siedlce, 2016. (wydawca IKRiBL. Slavica sedlcensia. Opuscula; T. 11)
  4. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 1. Москва: Академия, 2004.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Роголь Е.В., Абрамовских Е.В., 2022

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##