Книги Иргизских монастырей в собрании Самарской областной универсальной научной библиотеки

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В 2021 г. отмечалось 170-летие образования Самарской губернии и Самарской епархии. 2022 г., был объявлен «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России». В связи с этим понятен интерес к памятникам традиционной российской культуры, запечатленной в старинных рукописях.

Отдел редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки давно ведет свою научную деятельность и собрал большую коллекцию старопечатных книг и рукописей. Особую ценность представляют рукописи, найденные в годы Гражданской войны будущим академиком М.Н. Тихомировым в разоренных Иргизских монастырях [1].

Цель — изучить и проанализировать коллекцию рукописей, находящихся в составе Самарской областной универсальной научной библиотеки.

Методы. В работе в полной мере был использован понятийный аппарат социально-гуманитарного научного познания, включая как методы собственно исторической науки, так и выходящие за ее рамки, в том числе философские, искусствоведческие, культурологические.

Результаты. В результате анализа и изучения фонда отдела редких книг, было выявлено, что Самарская областная научная библиотека обладает богатой коллекцией рукописных и старопечатных книг, найденных в Иргизских монастырях. Одним из самых значимых явлений в почти 5-летнем самарском периоде жизни Тихомирова была его работа по изучению и спасению историко-культурных ценностей Иргизских монастырей. Всего состоялось три больших поездки Тихомирова на Иргиз — в 1919, 1922 и 1923 г., в которых академик смог спасти более 100 рукописей [4].

Первые описания самарских рукописей выполнил Перетц, Наживина и сам Тихомиров. Описание рукописей, выполненное Тихомировым в 1924 г., осталось неопубликованным. Оно хранится в отделе редких книг в Самарской областной универсальной научной библиотеке, где описано 134 рукописи двух монастырей — Верхне-Спасо-Преображенского и Средне-Никольского [2].

Коллекция рукописей XVII–XVIII вв. Самарской областной научной библиотеки к 1932 г. насчитывало 130 единиц. В 1950-е отдел редких книг возглавила Наживина, ученица Владимира Перетца. В 1952 г. из областного музея в библиотеку было передано 35. Вновь поступившие в отдел редких книг рукописи, 66 названий, были описаны Наживиной и опубликованы в 1958 г. По сути она дополнила опубликованный каталог своего учителя. К 1958 г. в коллекции уже насчитывалось 258 рукописей XIV–XIX вв. [3].

Выводы. Религия неотделима от истории и культуры нашего народа, именно поэтому, изучение старинных рукописных книг Иргизских монастырей поможет изучению историю старообрядчества и истории России. Полученные результаты работы приводят к выводам о несостоятельности представлений о старообрядчестве и рукописной книжной культуре старообрядчества как о чем-то закостенелом, примитивном, не желающем знакомиться с новым и идти в будущее. На основании источников и разработок исторической и иных гуманитарных наук этой книжной культуре дана интерпретация как социальной практики, вполне адекватной своей эпохе. Можно сопоставить рукописи Иргизских монастырей с другими культурными практиками, возникшими в XVII веке, продолжившимися в Петровскую эпоху и получившими развитие в последующие периоды.

Full Text

Обоснование. В 2021 г. отмечалось 170-летие образования Самарской губернии и Самарской епархии. 2022 г., был объявлен «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России». В связи с этим понятен интерес к памятникам традиционной российской культуры, запечатленной в старинных рукописях.

Отдел редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки давно ведет свою научную деятельность и собрал большую коллекцию старопечатных книг и рукописей. Особую ценность представляют рукописи, найденные в годы Гражданской войны будущим академиком М.Н. Тихомировым в разоренных Иргизских монастырях [1].

Цель — изучить и проанализировать коллекцию рукописей, находящихся в составе Самарской областной универсальной научной библиотеки.

Методы. В работе в полной мере был использован понятийный аппарат социально-гуманитарного научного познания, включая как методы собственно исторической науки, так и выходящие за ее рамки, в том числе философские, искусствоведческие, культурологические.

Результаты. В результате анализа и изучения фонда отдела редких книг, было выявлено, что Самарская областная научная библиотека обладает богатой коллекцией рукописных и старопечатных книг, найденных в Иргизских монастырях. Одним из самых значимых явлений в почти 5-летнем самарском периоде жизни Тихомирова была его работа по изучению и спасению историко-культурных ценностей Иргизских монастырей. Всего состоялось три больших поездки Тихомирова на Иргиз — в 1919, 1922 и 1923 г., в которых академик смог спасти более 100 рукописей [4].

Первые описания самарских рукописей выполнил Перетц, Наживина и сам Тихомиров. Описание рукописей, выполненное Тихомировым в 1924 г., осталось неопубликованным. Оно хранится в отделе редких книг в Самарской областной универсальной научной библиотеке, где описано 134 рукописи двух монастырей — Верхне-Спасо-Преображенского и Средне-Никольского [2].

Коллекция рукописей XVII–XVIII вв. Самарской областной научной библиотеки к 1932 г. насчитывало 130 единиц. В 1950-е отдел редких книг возглавила Наживина, ученица Владимира Перетца. В 1952 г. из областного музея в библиотеку было передано 35. Вновь поступившие в отдел редких книг рукописи, 66 названий, были описаны Наживиной и опубликованы в 1958 г. По сути она дополнила опубликованный каталог своего учителя. К 1958 г. в коллекции уже насчитывалось 258 рукописей XIV–XIX вв. [3].

Выводы. Религия неотделима от истории и культуры нашего народа, именно поэтому, изучение старинных рукописных книг Иргизских монастырей поможет изучению историю старообрядчества и истории России. Полученные результаты работы приводят к выводам о несостоятельности представлений о старообрядчестве и рукописной книжной культуре старообрядчества как о чем-то закостенелом, примитивном, не желающем знакомиться с новым и идти в будущее. На основании источников и разработок исторической и иных гуманитарных наук этой книжной культуре дана интерпретация как социальной практики, вполне адекватной своей эпохе. Можно сопоставить рукописи Иргизских монастырей с другими культурными практиками, возникшими в XVII веке, продолжившимися в Петровскую эпоху и получившими развитие в последующие периоды.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: belashov.pavel0212@gmail.com

студент группы БВ-220, факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: el.klimkina@yandex.ru

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Агеева Е.А. Иргизские Монастыри // Большая российская энциклопедия. Т. 11. Москва: Большая российская энциклопедия, 2008. С. 657
  2. Кабытов П.С., Дубман Э.Л. Классика самарского краеведения: антология. Вып. 2 / под. ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006.
  3. Описание рукoписей XVII века из фoнда oтдела редких книг Самарскoй oбластнoй универсальнoй научнoй библиoтеки [Текст]: каталог / М-во культуры Самар. обл., Самар. обл. универс. науч. б-ка; сост.: Бессонова Н.А., Петрова О.С.; ред.: О.В. Клипиковой, Т.В. Князевой. Самара: Офорт, 2014.
  4. Тихомиров М.Н. Описание рукописей Иргизских монастырей / ред. кол.: Н.М. Малкова, А.В. Лычева и др. Самара: Офорт, 2017.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Белашов П.В., Климкина Э.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies