Православная тематика в творчестве тольяттинских художников

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 17-18
  • Section: Дизайн и изобразительное искусство
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107707
  • ID: 107707

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. История становления и развития профессионального изобразительного искусства в городе Тольятти неотъемлемо связана с деятельностью Тольяттинского отделения Союза художников России [5], члены которого в последнее десятилетие создают прекрасные произведения различных жанров, обращенные к сюжету православия.

Цель — проанализировать творчество современных тольяттинских художников на предмет использования православной тематики в своих произведениях.

Методы. В ходе работы над исследованием было собрано и проанализировано значительное количество визуального материала — картин тольяттинских художников, так или иначе раскрывающих тему православия, проведен художественный анализ творчества мастеров, отличающихся широким спектром произведений в рамках темы православия. В ходе сбора визуального материала по теме исследования было выявлено, что многие тольяттинские мастера в своем творчестве обращаются к жанру пейзажа, где зачастую находят отражение различные православные культовые постройки — храмы, церкви, монастыри; другие мастера, работая в жанре натюрморта, раскрывают содержание основных православных праздников и традиций [3]. Было выявлено, что к теме православия при создании своих работ обращались следующие тольяттинские художники: А.В. Зуев, И.Г. Панов, Д.С. Елисеенко, А.Я. Козляков, Ю.Н. Маслова, Д.Н. Анчуков, А.В. Сорока и другие. Рассмотрим подробнее особенности творчества тольяттинских художников-современников, наиболее полно раскрывших православную тематику.

Результаты. Творчество Д.Н. Анчукова представлено широким пластом архитектурных пейзажей с элементами православных культовых построек — «Морозное утро», «Летний вечер», «Лето. Сызрань», «Светлый праздник», «Рождественское утро». Так, на картине «Рождественское утро» [1] (рис. 1) перед нами предстает величественный белокаменный храм с колокольней, освещенный ослепительным зимним солнцем. Благодаря мастерству художника зритель может буквально «погрузиться» в это морозное утро и прочувствовать всю красоту зимней природы.

 

Рис. 1. Д.Н. Анчуков. «Рождественское утро»

 

Храмовые комплексы можно также увидеть и в работах других тольяттинских живописцев (А.В. Зуева, И.Г. Панова), в том числе в рамках пленэрных и этюдных зарисовок (А.В. Сорока, Ю.Н. Маслова). Интересны творческие работы Ю.Н. Масловой, создающей как пейзажи, так и натюрморты в рамках православной тематики. Так, на работе «Церковь в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, город Тольятти» (рис. 2) изображен храм в контексте современной городской застройки; серый, пасмурный день, люди спешат по своим делам, а в центре всего этого — место спокойствия [2].

 

Рис. 2. Ю.Н. Маслова. «Церковь в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского»

 

Широко раскрывает православную тематику натюрмортное творчество тольяттинской художницы Горячевой С.Н. [4]. Стоит предположить, что одним из источников вдохновения для художницы служит праздник Пасхи, так как этому празднику посвящена целая серия высокохудожественных творческих работ. Так, на картине «Пасха с петушками» (рис. 3) изображено пасхальное застолье. Залитый солнцем натюрморт, белая кружевная скатерть, уже нарезанный свежий кулич, старенький самовар и сладкие леденцы — все это буквально погружает зрителя в поистине домашнюю и светлую атмосферу.

 

Рис. 3. С.Н. Горячева. «Пасха с петушками»

 

Выводы. Рассматривая работы современных тольяттинских художников, можно отметить то, что живописная русская природа в синтезе с православной архитектурой — настоящая находка и прекрасное украшение художественных полотен тольяттинских мастеров. Глядя на них, чувствуются безмятежность и спокойствие, хочется оказаться в тех местах, которые изображены на полотнах и полюбоваться красотой природы вживую. Натюрмортное православное творчество тольяттинских художников излучает по-настоящему светлую и душевную атмосферу. Тольятти достаточно молодой город и его история только пишется, и кто знает, возможно, в будущем еще больше тольяттинских художников будут обращаться к теме православия в своем творчестве.

Full Text

Обоснование. История становления и развития профессионального изобразительного искусства в городе Тольятти неотъемлемо связана с деятельностью Тольяттинского отделения Союза художников России [5], члены которого в последнее десятилетие создают прекрасные произведения различных жанров, обращенные к сюжету православия.

Цель — проанализировать творчество современных тольяттинских художников на предмет использования православной тематики в своих произведениях.

Методы. В ходе работы над исследованием было собрано и проанализировано значительное количество визуального материала — картин тольяттинских художников, так или иначе раскрывающих тему православия, проведен художественный анализ творчества мастеров, отличающихся широким спектром произведений в рамках темы православия. В ходе сбора визуального материала по теме исследования было выявлено, что многие тольяттинские мастера в своем творчестве обращаются к жанру пейзажа, где зачастую находят отражение различные православные культовые постройки — храмы, церкви, монастыри; другие мастера, работая в жанре натюрморта, раскрывают содержание основных православных праздников и традиций [3]. Было выявлено, что к теме православия при создании своих работ обращались следующие тольяттинские художники: А.В. Зуев, И.Г. Панов, Д.С. Елисеенко, А.Я. Козляков, Ю.Н. Маслова, Д.Н. Анчуков, А.В. Сорока и другие. Рассмотрим подробнее особенности творчества тольяттинских художников-современников, наиболее полно раскрывших православную тематику.

Результаты. Творчество Д.Н. Анчукова представлено широким пластом архитектурных пейзажей с элементами православных культовых построек — «Морозное утро», «Летний вечер», «Лето. Сызрань», «Светлый праздник», «Рождественское утро». Так, на картине «Рождественское утро» [1] (рис. 1) перед нами предстает величественный белокаменный храм с колокольней, освещенный ослепительным зимним солнцем. Благодаря мастерству художника зритель может буквально «погрузиться» в это морозное утро и прочувствовать всю красоту зимней природы.

 

Рис. 1. Д.Н. Анчуков. «Рождественское утро»

 

Храмовые комплексы можно также увидеть и в работах других тольяттинских живописцев (А.В. Зуева, И.Г. Панова), в том числе в рамках пленэрных и этюдных зарисовок (А.В. Сорока, Ю.Н. Маслова). Интересны творческие работы Ю.Н. Масловой, создающей как пейзажи, так и натюрморты в рамках православной тематики. Так, на работе «Церковь в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, город Тольятти» (рис. 2) изображен храм в контексте современной городской застройки; серый, пасмурный день, люди спешат по своим делам, а в центре всего этого — место спокойствия [2].

 

Рис. 2. Ю.Н. Маслова. «Церковь в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского»

 

Широко раскрывает православную тематику натюрмортное творчество тольяттинской художницы Горячевой С.Н. [4]. Стоит предположить, что одним из источников вдохновения для художницы служит праздник Пасхи, так как этому празднику посвящена целая серия высокохудожественных творческих работ. Так, на картине «Пасха с петушками» (рис. 3) изображено пасхальное застолье. Залитый солнцем натюрморт, белая кружевная скатерть, уже нарезанный свежий кулич, старенький самовар и сладкие леденцы — все это буквально погружает зрителя в поистине домашнюю и светлую атмосферу.

 

Рис. 3. С.Н. Горячева. «Пасха с петушками»

 

Выводы. Рассматривая работы современных тольяттинских художников, можно отметить то, что живописная русская природа в синтезе с православной архитектурой — настоящая находка и прекрасное украшение художественных полотен тольяттинских мастеров. Глядя на них, чувствуются безмятежность и спокойствие, хочется оказаться в тех местах, которые изображены на полотнах и полюбоваться красотой природы вживую. Натюрмортное православное творчество тольяттинских художников излучает по-настоящему светлую и душевную атмосферу. Тольятти достаточно молодой город и его история только пишется, и кто знает, возможно, в будущем еще больше тольяттинских художников будут обращаться к теме православия в своем творчестве.

×

About the authors

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Email: mona040@mail.ru

студентка, группа ИЗО-201, кафедра изобразительного искусства

Russian Federation, Тольятти

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Author for correspondence.
Email: evgeniya2293@yandex.ru

научный руководитель; кандидат искусствоведения; доцент кафедры изобразительного искусства

Russian Federation, Тольятти

References

  1. ВКонтакте.ru. Д. Анчуков. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 01.04.2022]. Доступ по ссылке: https://vk.com/id73042826
  2. Illustrators.ru. Ю. Маслова. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 19.03.2022]. Доступ по ссылке: https://illustrators.ru/users/Julea-Mas.
  3. Кузнецова Е.Ю. Анализ становления и развития православной тематики в отечественном натюрморте (от XIX века к современности) [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2022. № 1 (77). [дата обращения: 04.04.2022]. Доступ по ссылке: http://archvuz.ru/2022_1/17/ . doi: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-17
  4. ВКонтактею.ру. С. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 01.04.2022]. Доступ по ссылке: https://vk.com/id418749316
  5. Союз Художников России. Тольяттинское отделение СХР. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 01.04.2022]. Доступ по ссылке: https://shr-tlt.ru/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Д.Н. Анчуков. «Рождественское утро»

Download (254KB)
3. Рис. 2. Ю.Н. Маслова. «Церковь в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского»

Download (303KB)
4. Рис. 3. С.Н. Горячева. «Пасха с петушками»

Download (250KB)

Copyright (c) 2022 Москвина А.С., Кузнецова Е.Ю.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies