Феномен «Human zoo» в перспективе европейской колониальности

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 34-35
  • Section: Философия
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107716
  • ID: 107716

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Феномен «Human zoo», или же человеческий зоопарк, — это этнологические выставки, то есть выставки народов мира, проводившиеся в зоопарках западной Европы со второй половины XIX до середины XX в. В рамках человеческого зоопарка выставлялись представители народов неевропейского происхождения с целью демонстрации своего быта и религиозных ритуалов. Этнологические выставки с самого начала обрели широчайшую популярность среди всех слоев европейского общества, что позволяет нам говорить о человеческом зоопарке как о важном культурном феномене эпохи позднего модерна [1].

Цель нашего доклада — рассмотреть феномен человеческого зоопарка в перспективе европейской колониальности.

Методы. В процессе исследования был применен деколониальный подход в анализе феномена человеческого зоопарка; для рассмотрения означенного феномена как симулякра использовалась теория психоанализа Жака Лакана.

Конец XIX в. ознаменовался тем, что Фридрих Ницше назвал его «крахом всех ценностей». Ценностное мышление является мышлением метафизическим, что приводит к ситуации двоемирия. Истинным в ней предстает только мир «верховных ценностей», а человеческий мир находится в процессе «становления» к нему. Ключевыми категориями такого мышления считаются «цель», «единство» и «бытие», которые делают сущее сущим и вкладывают в него смысл. Осознание неприложимости этих категорий к миру, невозможности достижения метафизической цели приводит к ощущению обесцененности, за которой и следует нигилизм. Для европейской цивилизации этот процесс отметился переходом от ценностного мышления к мышлению ризоматическому.

Одна из ключевых характеристик ризомы — множественность. Ризома как децентрализованная структура стремится к изобилию знаков. С одной стороны, множественность, расширение семиотического поля стали частью процесса «пересмотра всех ценностей», то есть разрушения ценностной системы модерна. С другой стороны, стремление к множественности есть ключевая характеристика постмодернистского мышления. Человеческий зоопарк в данном случае — продуктивный инструмент расширения семиотики. Посетителем этнологической выставки представленные в человеческом зоопарке народы воспринимаются как симулякры, лишенные подлинного содержания. Это связано с интенциональным характером восприятия, то есть восприятием замкнутым внутри мироощущения воспринимающего, восприятием, неспособным покинуть обесцененное мировоззрение. Таким образом, мы можем констатировать феномен симулякризации демонстрировавшихся в рамках человеческого зоопарка народов и их культур.

Результаты. Cимулякризацию можно охарактеризовать как новое качество колониальности европейской культуры. В ситуации нигилизма Европа интенционально неспособна усваивать чужую культуру как ценностную систему, тем самым симулякризируя ее, используя лишь как источник знаков. В современном мире функции человеческого зоопарка выполняет туристический бизнес, предлагающий туристу не подлинный быт своей страны, а подтверждение стереотипов, яркий симулякр. Согласно ориенталистской концепции Эдварда Саида, Запад со времен Античности, вплоть до новейшего времени, конструировал Восток, восточную культуру и идентичность как свой антипод. В каждой их эпох европейской истории Восток обретал особый вид, необходимый Западу в качестве осмысления собственной культуры. В эпохе ризомы это ориенталистское наследие становится особенно значимым. Восток, равно как и остальные цивилизации, подобно людям, выставленным в человеческом зоопарке, теряет какое-либо эпистемическое содержание, становится знаком, инструментом расширения символического. Через симулякризацию европейская цивилизация помещает инородные культуры в новую эпистемическую рамку, необходимую самому Западу в процессе конструирования себя и выхода из ситуации нигилизма.

Выводы. Проанализировав основные аспекты человеческого зоопарка как социокультурного феномена, мы пришли к выводу, что европейская культура, симулякризируясь, обретает вид ризомы. На место ценностного восприятия мира встает игровая модель, представление о жизни не как становлении к вечной цели, а как становлении знаковой системы. Человеческий зоопарк представляется нам эффективным инструментом стимуляции игры, заключающейся в расширении символического. Помимо этого, потребность европейской культуры в расширении символического приводит к симулякризации других культур, лишении их подлинного эпистемического содержания.

Full Text

Обоснование. Феномен «Human zoo», или же человеческий зоопарк, — это этнологические выставки, то есть выставки народов мира, проводившиеся в зоопарках западной Европы со второй половины XIX до середины XX в. В рамках человеческого зоопарка выставлялись представители народов неевропейского происхождения с целью демонстрации своего быта и религиозных ритуалов. Этнологические выставки с самого начала обрели широчайшую популярность среди всех слоев европейского общества, что позволяет нам говорить о человеческом зоопарке как о важном культурном феномене эпохи позднего модерна [1].

Цель нашего доклада — рассмотреть феномен человеческого зоопарка в перспективе европейской колониальности.

Методы. В процессе исследования был применен деколониальный подход в анализе феномена человеческого зоопарка; для рассмотрения означенного феномена как симулякра использовалась теория психоанализа Жака Лакана.

Конец XIX в. ознаменовался тем, что Фридрих Ницше назвал его «крахом всех ценностей». Ценностное мышление является мышлением метафизическим, что приводит к ситуации двоемирия. Истинным в ней предстает только мир «верховных ценностей», а человеческий мир находится в процессе «становления» к нему. Ключевыми категориями такого мышления считаются «цель», «единство» и «бытие», которые делают сущее сущим и вкладывают в него смысл. Осознание неприложимости этих категорий к миру, невозможности достижения метафизической цели приводит к ощущению обесцененности, за которой и следует нигилизм. Для европейской цивилизации этот процесс отметился переходом от ценностного мышления к мышлению ризоматическому.

Одна из ключевых характеристик ризомы — множественность. Ризома как децентрализованная структура стремится к изобилию знаков. С одной стороны, множественность, расширение семиотического поля стали частью процесса «пересмотра всех ценностей», то есть разрушения ценностной системы модерна. С другой стороны, стремление к множественности есть ключевая характеристика постмодернистского мышления. Человеческий зоопарк в данном случае — продуктивный инструмент расширения семиотики. Посетителем этнологической выставки представленные в человеческом зоопарке народы воспринимаются как симулякры, лишенные подлинного содержания. Это связано с интенциональным характером восприятия, то есть восприятием замкнутым внутри мироощущения воспринимающего, восприятием, неспособным покинуть обесцененное мировоззрение. Таким образом, мы можем констатировать феномен симулякризации демонстрировавшихся в рамках человеческого зоопарка народов и их культур.

Результаты. Cимулякризацию можно охарактеризовать как новое качество колониальности европейской культуры. В ситуации нигилизма Европа интенционально неспособна усваивать чужую культуру как ценностную систему, тем самым симулякризируя ее, используя лишь как источник знаков. В современном мире функции человеческого зоопарка выполняет туристический бизнес, предлагающий туристу не подлинный быт своей страны, а подтверждение стереотипов, яркий симулякр. Согласно ориенталистской концепции Эдварда Саида, Запад со времен Античности, вплоть до новейшего времени, конструировал Восток, восточную культуру и идентичность как свой антипод. В каждой их эпох европейской истории Восток обретал особый вид, необходимый Западу в качестве осмысления собственной культуры. В эпохе ризомы это ориенталистское наследие становится особенно значимым. Восток, равно как и остальные цивилизации, подобно людям, выставленным в человеческом зоопарке, теряет какое-либо эпистемическое содержание, становится знаком, инструментом расширения символического. Через симулякризацию европейская цивилизация помещает инородные культуры в новую эпистемическую рамку, необходимую самому Западу в процессе конструирования себя и выхода из ситуации нигилизма.

Выводы. Проанализировав основные аспекты человеческого зоопарка как социокультурного феномена, мы пришли к выводу, что европейская культура, симулякризируясь, обретает вид ризомы. На место ценностного восприятия мира встает игровая модель, представление о жизни не как становлении к вечной цели, а как становлении знаковой системы. Человеческий зоопарк представляется нам эффективным инструментом стимуляции игры, заключающейся в расширении символического. Помимо этого, потребность европейской культуры в расширении символического приводит к симулякризации других культур, лишении их подлинного эпистемического содержания.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: saharovatlt@gmail.com

студент, группа 5441-450301D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

References

  1. Radauer C.G. Hagenbeck’s anthropologisch-zoologische Kalmücken Ausstellung: Analyse einer Völkerschau. Diplomarbeit. Wien: Das Hochschulschriften-Repositorium der Universität Wien, 2011. (In Germ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Сахаров А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies