Актуальные проблемы современности в новейшей «женской» драматургии

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Современный театр требует от новейшей пьесы новых визуальных, речевых композиционных форм, что отражается и в современной тематике. Новейшая драматургия не только затрагивает разного рода гендерные проблемы (стереотипы, неравенство, дискриминация), но и привлекает в свои ряды женщин-писателей, драматургов, режиссеров. Их пьесы отражают социальные тенденции: положение современной женщины в обществе, ее мысли, проблемы одиночества, насилия, самоидентификации, чрезмерной ответственности. В этом плане драматургия и театр становятся способом озвучивания и проговаривания волнующих вопросов. Женская драматургия в какой-то мере совпала с появлением гендерных исследований О.В. Пермяковой, С. Охотниковой, О.Б. Золотухиной, Н.Л. Пушкаревой, И.И. Юкиной и др. По мнению театрального критика Павла Руднева, «2010-е — годы, когда женская линия в драматургии взяла верх. Женщины-драматурги и в прошлые десятилетия были сильным звеном, но сейчас они доминируют». Различные современные фестивали «новой драмы» фиксируют большое количество пьес, написанных женщинами-драматургами. Поэтому в докладе представлен анализ пьесы «Всем кого касается» современного поэта и драматурга Даны Сидерос (2-е место в номинации «Маленькая ремарка» в 2018 г.).

Цель — выявление актуальных проблем в русской «женской» драматургии 2010–2020-х гг.

Методы. Изучение и анализ теоретической литературы, связанной с темой доклада, а также синтетический (междисциплинарный) метод, который заключается в одновременном применении литературоведческого, театроведческого, психологического, культурологического подходов. Это позволяет комплексно проанализировать особенности «женской» драматургии.

Результаты. Проанализировав пьесу Даны Сидерос «Всем кого касается», мы пришли к следующим результатам: взяв за основу проблему инклюзии, драматург поднимает социолингвистическую проблему принятия и распространения новой языковой системы. Читатель усваивает данную систему либо самостоятельно, либо с помощью представленных в приложении к пьесе разъяснений жестов. В основе пьесы лежит столкновение на почве коммуникативной неудачи. Однако положительный финал, в котором все ученики вместе с учителем коммуницируют на языке прикосновений, демонстрирует возможность мирного разрешения конфликта.

Выводы. Современные женские пьесы объединяет превалирующая монологичность текста, исповедальный характер пьес, отказ от традиционного понимания сюжетных элементов, а также отсутствие некоторых из них, интертекстуальность, использование приемов рефлексии, черт разговорного стиля, ненормативной, вульгарной лексики, жаргонизмов; общая актуальная проблематика: насилие, переживание травмы, взаимоотношение в семье, отношения мужчин и женщин, одиночество, самоидентификация; психологические, экзистенциальные проблемы. Но как мы увидели, современная «женская» драматургия не ограничивается только гендерной и психологической проблематикой. В ней есть место и проблемам адаптации в обществе новых видов коммуникации, толерантного отношения и принятиях «не таких как все», взаимоотношений «учитель-ученик» и многих других.

Full Text

Обоснование. Современный театр требует от новейшей пьесы новых визуальных, речевых композиционных форм, что отражается и в современной тематике. Новейшая драматургия не только затрагивает разного рода гендерные проблемы (стереотипы, неравенство, дискриминация), но и привлекает в свои ряды женщин-писателей, драматургов, режиссеров. Их пьесы отражают социальные тенденции: положение современной женщины в обществе, ее мысли, проблемы одиночества, насилия, самоидентификации, чрезмерной ответственности. В этом плане драматургия и театр становятся способом озвучивания и проговаривания волнующих вопросов. Женская драматургия в какой-то мере совпала с появлением гендерных исследований О.В. Пермяковой, С. Охотниковой, О.Б. Золотухиной, Н.Л. Пушкаревой, И.И. Юкиной и др. По мнению театрального критика Павла Руднева, «2010-е — годы, когда женская линия в драматургии взяла верх. Женщины-драматурги и в прошлые десятилетия были сильным звеном, но сейчас они доминируют». Различные современные фестивали «новой драмы» фиксируют большое количество пьес, написанных женщинами-драматургами. Поэтому в докладе представлен анализ пьесы «Всем кого касается» современного поэта и драматурга Даны Сидерос (2-е место в номинации «Маленькая ремарка» в 2018 г.).

Цель — выявление актуальных проблем в русской «женской» драматургии 2010–2020-х гг.

Методы. Изучение и анализ теоретической литературы, связанной с темой доклада, а также синтетический (междисциплинарный) метод, который заключается в одновременном применении литературоведческого, театроведческого, психологического, культурологического подходов. Это позволяет комплексно проанализировать особенности «женской» драматургии.

Результаты. Проанализировав пьесу Даны Сидерос «Всем кого касается», мы пришли к следующим результатам: взяв за основу проблему инклюзии, драматург поднимает социолингвистическую проблему принятия и распространения новой языковой системы. Читатель усваивает данную систему либо самостоятельно, либо с помощью представленных в приложении к пьесе разъяснений жестов. В основе пьесы лежит столкновение на почве коммуникативной неудачи. Однако положительный финал, в котором все ученики вместе с учителем коммуницируют на языке прикосновений, демонстрирует возможность мирного разрешения конфликта.

Выводы. Современные женские пьесы объединяет превалирующая монологичность текста, исповедальный характер пьес, отказ от традиционного понимания сюжетных элементов, а также отсутствие некоторых из них, интертекстуальность, использование приемов рефлексии, черт разговорного стиля, ненормативной, вульгарной лексики, жаргонизмов; общая актуальная проблематика: насилие, переживание травмы, взаимоотношение в семье, отношения мужчин и женщин, одиночество, самоидентификация; психологические, экзистенциальные проблемы. Но как мы увидели, современная «женская» драматургия не ограничивается только гендерной и психологической проблематикой. В ней есть место и проблемам адаптации в обществе новых видов коммуникации, толерантного отношения и принятиях «не таких как все», взаимоотношений «учитель-ученик» и многих других.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: vas.luzan2014@yandex.ru

студентка, группа ФФ-б17РЛо1, филологический факультет

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: janvaro@mail.ru

научный руководитель, доктор филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы

Russian Federation, Самара

References

  1. Афанасьев А.С., Бреева Т.Н. Гендерный аспект изучения литературы: учеб. пособие. Москва: ФЛИНТА: Наука, 2017.
  2. Золотухина О.Б. Гендерные исследования // Психологизм в литературе: пособие. Гродно: ГрГУ, 2009. [дата обращения: 10.04.2021]. Доступ по ссылке: https://ebooks.grsu.by/psihologism_lit/3-gendernye-issledovaniya.html

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Лузан В.Е., Журчева О.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies