Эстетическое воспитание обучающихся среднего школьного возраста средствами компьютерной графики

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

В условиях гипервиртуального, межкультурного пространства перед образовательным сектором стоит задача развития способностей у обучающихся передавать информацию, используя цифровые платформы. Что и ставит вопрос о цифровой грамотности подрастающего поколения.

На сегодняшний день Российская Федерация переживает глубокий постиндустриальный кризис перехода в новое качественное положение: изменяется общественно-политический строй, экономический режим. Сегодня, во время экономического и социального накала, как никогда личность может потерять ценностные, духовные ориентиры, объединяющие его с природой и обществом. Диджитализация привела к изменению деятельности человека во многих сферах бытия, а именно коснулась культуры, искусства, образования, что отразилось на его сознании, эстетике, культуре восприятия. Все эти факторы сформировали новую картину мира, где сменился привычный способ коммуникации, отдавая предпочтения цифровой эстетике [2].

Чувства и эмоции имеют важную роль в жизни людей. Способности видеть, понимать и создавать прекрасное делает жизнь человека ярче, богаче и интереснее, дает ему возможность постичь самое высокое духовно-эстетическое удовольствие. От того, как человек маслит, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его эстетическая культура, мотивы поведения в обществе.

Этой проблеме посвящены труды множества ученых, среди которых В.А. Сухомлинский [6], О.Ю. Аксенова [1], Т.Ю. Забавникова [3, 4], Д.В. Чернилевский [7].

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, организованный процесс формирования у обучающихся эстетического понимания, художественно-эстетического вкуса, умение понимать и ценить прекрасное в окружающем мире, жить и творить «по законам красоты».

Одной из значимых задач в сфере образования можно определить не только получение теоретических знаний и формирование практических умений, а не что иное, как эстетическое воспитание обучающиеся. Так, к первой группе образовательных задач можно приписать «приобщение детей к эстетическим ценностям, а ко второй группе — активное присоединение в эстетическую деятельность» [6].

Кроме получения соответствующих компетенций у образовательного сектора есть цель: привлечь внимание к тому, чтобы вырастить в человеке эстетическую культуру, представленную собой следующими компонентами:

  • «восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его виде, например, в природе, искусстве, межличностных отношениях;
  • чувства — эмоциональная оценка прекрасного;
  • потребности — желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного;
  • вкусы — умение давать оценку и анализировать выражения окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам;
  • идеалы — личностные представления о прекрасном в окружающей среде» [1].

Компьютерная графика рассматривается как средство формирования системы эстетических отношений, взглядов необходимых для восприятия ценностей, которые содержатся в культуре данного общества. Она позволяет не только активизировать процесс участия обучающихся в изучении специальных и компьютерных навыков, но и с помощью предмета постичь эстетические ценности, критериями которых являются: эстетический вкус, чувство, потребность, способность, интерес, воображение и восприятие.

Эстетическое воспитание служит составной частью художественного воспитания и образования, где процесс формирования эстетических категорий и ценностей сопутствует развитию творческих способностей обучающихся, умением оценивать и присваивать эстетическую оценку разным процессам и событиям [3].

Споры об эстетическом воспитании обучающихся средствами компьютерной графики, широко охватившие сегодня «умы» педагогов практически не привели к положительному результату в силу своей разобщенности. Во-первых, имеются множества теоретических, а также социологических исследований, доказывающих положительный эффект от использования компьютерных технологий в образовательном процессе, имеющий свои стратегические возможности. Они заключаются в его интеграционности и полидисциплинарности. Во-вторых, этот потенциал не осуществлен в силу отсутствия методологических разработок, комплексном использовании компьютерной графики как средства участвующего в процессе эстетического воспитания. В-третьих, отсутствие воспитательной составляющей в современном образовательном процессе может привести к разрыву между учебными целями, гуманистической концепцией и целями воспитания личности в гармонии с ее психологической структурой.

Таким образом, эти три аспекта выявляют существующие противоречия в образовательном секторе. С одной стороны, имеется государственный заказ, который требует обучить специалистов в области цифровой экономики, а с другой стороны, отсутствие смыслового содержательного звена создает необходимость в разработке обоснованной модели эстетического воспитания обучающихся средствами компьютерной графики. Что в настоящих условиях делает данную проблему особо актуальной и необходимой. Это акцентирует на необходимости повышения внимания образовательного сектора на процесс эстетического воспитания средствами компьютерной графики. А в соответствии с этим обнаружить рациональные методы, которые целенаправленны на эстетическое воспитание личности.

Перед обществом возникает потребность в обозначении стратегии, основывающаяся на фундаментальных положениях гуманистического образования, которые предоставляют возможность осуществить духовные, а также эстетические ценности внутренней составляющей природы человека.

«Образовательная среда не только учит замечать прекрасное в искусстве, в трудовой деятельности, в результатах работ и получать удовольствие, но и выращивает в нем цели и умение творить это прекрасное в повседневной жизни человека» [7, с. 89].

Таким образом, существенные противоречия между методами и средствами реализации в образовательном процессе целесообразных, активных и современных технологий в области эстетического воспитания обучающихся, представленной как способность воспринимать и эмоционально переживать значимые явления, обозначили необходимость в разработке педагогической модели, ставшей по сути сегодня неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, его моделирования и проектирования. Компьютерная графика же становится фактором организации интересной, развивающей среды, способной соединить предметно-пространственное и духовную культуру обучающихся в единое целое.

Так, проектируя модель методической системы, основные компоненты которой — цель, содержание, принципы, формы, методы, мы прежде всего ориентируемся на ключевые показатели, признаки сформированности эстетического воспитания, выраженные в эстетическом чувстве вкуса, воображении, потребностях и способности воспринимать и представлять.

В ходе разработки модели эстетического воспитания необходимо принимать во внимание следующие аспекты логической необходимости и образовательной целесообразности:

  • социальный заказ общества на специалистов в области компьютерной графики, располагающих определенной эстетической культурой;
  • определение структурно-содержательных компонентов модели (содержание учебного материала, методы и средства эстетического воспитания, диагностический инструментарий) [4].

Следует вывод, что проблема эстетического воспитания обучающихся средствами компьютерных технологий и подготовка педагогических кадров, умеющих применять, используя инновационные методы, сегодня, рассматривается как наиболее актуальная [5].

Таким образом, эстетическое воспитание ребенка средствами применения в учебном пространстве компьютерных технологий дает возможность говорить об определенных преимуществах таких технологий:

  • «становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы обучающихся;
  • повышается интенсивность учебного процесса;
  • у обучающихся зарождается дополнительная мотивация к познавательной деятельности» [3].

Full Text

В условиях гипервиртуального, межкультурного пространства перед образовательным сектором стоит задача развития способностей у обучающихся передавать информацию, используя цифровые платформы. Что и ставит вопрос о цифровой грамотности подрастающего поколения.

На сегодняшний день Российская Федерация переживает глубокий постиндустриальный кризис перехода в новое качественное положение: изменяется общественно-политический строй, экономический режим. Сегодня, во время экономического и социального накала, как никогда личность может потерять ценностные, духовные ориентиры, объединяющие его с природой и обществом. Диджитализация привела к изменению деятельности человека во многих сферах бытия, а именно коснулась культуры, искусства, образования, что отразилось на его сознании, эстетике, культуре восприятия. Все эти факторы сформировали новую картину мира, где сменился привычный способ коммуникации, отдавая предпочтения цифровой эстетике [2].

Чувства и эмоции имеют важную роль в жизни людей. Способности видеть, понимать и создавать прекрасное делает жизнь человека ярче, богаче и интереснее, дает ему возможность постичь самое высокое духовно-эстетическое удовольствие. От того, как человек маслит, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его эстетическая культура, мотивы поведения в обществе.

Этой проблеме посвящены труды множества ученых, среди которых В.А. Сухомлинский [6], О.Ю. Аксенова [1], Т.Ю. Забавникова [3, 4], Д.В. Чернилевский [7].

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, организованный процесс формирования у обучающихся эстетического понимания, художественно-эстетического вкуса, умение понимать и ценить прекрасное в окружающем мире, жить и творить «по законам красоты».

Одной из значимых задач в сфере образования можно определить не только получение теоретических знаний и формирование практических умений, а не что иное, как эстетическое воспитание обучающиеся. Так, к первой группе образовательных задач можно приписать «приобщение детей к эстетическим ценностям, а ко второй группе — активное присоединение в эстетическую деятельность» [6].

Кроме получения соответствующих компетенций у образовательного сектора есть цель: привлечь внимание к тому, чтобы вырастить в человеке эстетическую культуру, представленную собой следующими компонентами:

  • «восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его виде, например, в природе, искусстве, межличностных отношениях;
  • чувства — эмоциональная оценка прекрасного;
  • потребности — желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного;
  • вкусы — умение давать оценку и анализировать выражения окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам;
  • идеалы — личностные представления о прекрасном в окружающей среде» [1].

Компьютерная графика рассматривается как средство формирования системы эстетических отношений, взглядов необходимых для восприятия ценностей, которые содержатся в культуре данного общества. Она позволяет не только активизировать процесс участия обучающихся в изучении специальных и компьютерных навыков, но и с помощью предмета постичь эстетические ценности, критериями которых являются: эстетический вкус, чувство, потребность, способность, интерес, воображение и восприятие.

Эстетическое воспитание служит составной частью художественного воспитания и образования, где процесс формирования эстетических категорий и ценностей сопутствует развитию творческих способностей обучающихся, умением оценивать и присваивать эстетическую оценку разным процессам и событиям [3].

Споры об эстетическом воспитании обучающихся средствами компьютерной графики, широко охватившие сегодня «умы» педагогов практически не привели к положительному результату в силу своей разобщенности. Во-первых, имеются множества теоретических, а также социологических исследований, доказывающих положительный эффект от использования компьютерных технологий в образовательном процессе, имеющий свои стратегические возможности. Они заключаются в его интеграционности и полидисциплинарности. Во-вторых, этот потенциал не осуществлен в силу отсутствия методологических разработок, комплексном использовании компьютерной графики как средства участвующего в процессе эстетического воспитания. В-третьих, отсутствие воспитательной составляющей в современном образовательном процессе может привести к разрыву между учебными целями, гуманистической концепцией и целями воспитания личности в гармонии с ее психологической структурой.

Таким образом, эти три аспекта выявляют существующие противоречия в образовательном секторе. С одной стороны, имеется государственный заказ, который требует обучить специалистов в области цифровой экономики, а с другой стороны, отсутствие смыслового содержательного звена создает необходимость в разработке обоснованной модели эстетического воспитания обучающихся средствами компьютерной графики. Что в настоящих условиях делает данную проблему особо актуальной и необходимой. Это акцентирует на необходимости повышения внимания образовательного сектора на процесс эстетического воспитания средствами компьютерной графики. А в соответствии с этим обнаружить рациональные методы, которые целенаправленны на эстетическое воспитание личности.

Перед обществом возникает потребность в обозначении стратегии, основывающаяся на фундаментальных положениях гуманистического образования, которые предоставляют возможность осуществить духовные, а также эстетические ценности внутренней составляющей природы человека.

«Образовательная среда не только учит замечать прекрасное в искусстве, в трудовой деятельности, в результатах работ и получать удовольствие, но и выращивает в нем цели и умение творить это прекрасное в повседневной жизни человека» [7, с. 89].

Таким образом, существенные противоречия между методами и средствами реализации в образовательном процессе целесообразных, активных и современных технологий в области эстетического воспитания обучающихся, представленной как способность воспринимать и эмоционально переживать значимые явления, обозначили необходимость в разработке педагогической модели, ставшей по сути сегодня неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, его моделирования и проектирования. Компьютерная графика же становится фактором организации интересной, развивающей среды, способной соединить предметно-пространственное и духовную культуру обучающихся в единое целое.

Так, проектируя модель методической системы, основные компоненты которой — цель, содержание, принципы, формы, методы, мы прежде всего ориентируемся на ключевые показатели, признаки сформированности эстетического воспитания, выраженные в эстетическом чувстве вкуса, воображении, потребностях и способности воспринимать и представлять.

В ходе разработки модели эстетического воспитания необходимо принимать во внимание следующие аспекты логической необходимости и образовательной целесообразности:

  • социальный заказ общества на специалистов в области компьютерной графики, располагающих определенной эстетической культурой;
  • определение структурно-содержательных компонентов модели (содержание учебного материала, методы и средства эстетического воспитания, диагностический инструментарий) [4].

Следует вывод, что проблема эстетического воспитания обучающихся средствами компьютерных технологий и подготовка педагогических кадров, умеющих применять, используя инновационные методы, сегодня, рассматривается как наиболее актуальная [5].

Таким образом, эстетическое воспитание ребенка средствами применения в учебном пространстве компьютерных технологий дает возможность говорить об определенных преимуществах таких технологий:

  • «становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы обучающихся;
  • повышается интенсивность учебного процесса;
  • у обучающихся зарождается дополнительная мотивация к познавательной деятельности» [3].
×

About the authors

Тольяттинский государственный университет

Author for correspondence.
Email: natalypam@mail.ru

студентка 1 курса магистратуры

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Аксенова О.Ю., Зайцева И.С., Пачкина А.А. Использование средств информационных технологий в образовательном процессе // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии: Всероссийская научно-практическая конференция, Кемерово, 16–17 октября 2015 года. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, 2015. С. 30.
  2. Виноградова Н.В. Цифровые трансформации в образовании // Современная научная мысль: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 января 2021 года. Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2021. С. 63−87.
  3. Забавникова Т.Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005.
  4. Забавникова Т.Ю. Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики // Вестник российских университетов. Математика. 2009. № 5−1. [дата обращения: 28.03.2022]. Доступ по ссылке: https://cyberleninka.ru/article/n/model-esteticheskogo-vospitaniya-studentov-sredstvami-kompyuternoy-grafiki
  5. Кузнецова Е.Ю., Виноградова Н. В. Особенности проектирования содержательного компонента дисциплины «Компьютерная графика» в рамках обучения будущих педагогов изобразительного искусства // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 1 (35). С. 28−36. doi: 10.33065/2307-1052-2021-1-35-28-36
  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. Москва: Политиздат, 1982.
  7. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования. Москва: ЮНИТИ, 2002.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Родионова Н.Б.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies