Фасцинация красоты как средство эстетического воспитания младших школьников

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В разных областях человеческой деятельности мы встречаемся с понятием Красота. Красивым может быть решение математической задачи, шахматной партии, выступление спортсменов, даже гол в футболе. Почему нематериальная, а порой «бесполезная» красота так важна для человека? Как организовать оптимальное воздействие на учащихся эталонов красоты, прекрасного в целях эстетического воспитания?

Цель — теоретически обосновать педагогический потенциал фасцинации Красоты в эстетическом воспитании младших школьников.

Методы. Анализ психолого-педагогической и музыкально-методической литературы по теме исследования, анализ педагогического опыта.

Результаты. Впервые понятие фасцинации описал в своих трудах выдающийся советский, российский ученый Ю.В. Кнорозов. В психологии понятие «фасцинация» трактуется как «влияние на воображение и волю человека, а также… воздействие сигналов коммуникации, при котором достигается минимизация потери информации» [1, c. 344]. Основываясь на исследования В.М. Соковнина и Ю.В. Кнорозова, мы попытались дать определение понятию «фасцинация красоты». Под фасцинацией красоты мы понимаем психологическое воздействие на воображение, волю человека в процессе восприятия Прекрасного в искусстве, музыке, в явлениях природы, вызывающее состояние восторга, восхищения, очарования, захваченности, волнения вне критического анализа и осмысления. Благодаря эстетической фасцинации на уроке музыки раскрывается своеобразный источник новых возможностей — воспитание Красотой!

Педагогический потенциал красоты как интегральное качество может оказывать особое воспитательное воздействие на эмоциональную сферу младшего школьника. Выбор младшего школьного возраста обоснован тем фактом, что в это период ребенок обладает художественным типом мышления. Эстетическое воспитание как процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты» наиболее полно раскрывается на уроках музыки. Для педагога-музыканта педагогический потенциал фасцинации красоты реализуется в отборе репертуара. Б.С. Рачина, Г.И. Стоянова считают, что песня на уроке окажет эстетическое воздействие на учащихся только при одном условии — если она по-настоящему нравится самому педагогу. Особое значение при этом имеет поэтическое слово, усиленное музыкой, мелодией, ритмом, динамикой [3]. Концентрация слухового внимания помогает проникнуть в тайну и магию красоты голоса, мелодии, поэтической речи. Захваченность, эмоциональное, приподнятое состояние удается создать на уроке педагогу-музыканту, владеющему вербальными и невербальными средствами коммуникации [2]. Самый доказательный пример существования фасцинации — голос, живая человеческая речь. По мнению А.Ф. Яфальян, аудиальный мир вокруг ребенка наполнен такими качествами музыкальной фасцинации, как интонация, акценты, ритмы, энергетика. Фасцинация красоты проявляется в яркости тембров, в энергетике и экспрессии, в желании детей многократно исполнять произведение, получать радость от исполнения [6].

По мнению В.М. Соковнина, важнейшими психологическими процессами, которые происходят при воздействии фасцинации красоты на ребенка можно считать волнение и взволнованность, которые формируют доминанту внимания, активизируют восприятие, способствует появлению интереса. Особое значение имеет новизна и неожиданность. Очарование красотой возникает как результат вербального воздействия учителя с целью привлечения внимания детей к тем эстетическим нюансам, которые пробуждают в ребенке восхищение [4, 5].

Выводы. Благодаря средствам эстетической фасцинации учитель мобилизует школьников на активную, творческую работу, которая наиболее ярко проявляется в коллективном музицировании, хоровом исполнительстве. Педагогический потенциал фасцинации красоты состоит в создании и поддержании на уроке радостного, эмоционального тонуса, мажорных чувств. Проведенный нами теоретический анализ свидетельствует, что в эстетическом воспитании младших школьников воспитательное влияние подлинной красоты во всех ее проявлениях невозможно без педагогической фасцинации. Владение эстетической фасцинацией позволяет учителю в самый ответственный период начального образования провести вакцинацию Красотой, чтобы бороться с вирусом пошлости, проникающей в детские души.

Full Text

Обоснование. В разных областях человеческой деятельности мы встречаемся с понятием Красота. Красивым может быть решение математической задачи, шахматной партии, выступление спортсменов, даже гол в футболе. Почему нематериальная, а порой «бесполезная» красота так важна для человека? Как организовать оптимальное воздействие на учащихся эталонов красоты, прекрасного в целях эстетического воспитания?

Цель — теоретически обосновать педагогический потенциал фасцинации Красоты в эстетическом воспитании младших школьников.

Методы. Анализ психолого-педагогической и музыкально-методической литературы по теме исследования, анализ педагогического опыта.

Результаты. Впервые понятие фасцинации описал в своих трудах выдающийся советский, российский ученый Ю.В. Кнорозов. В психологии понятие «фасцинация» трактуется как «влияние на воображение и волю человека, а также… воздействие сигналов коммуникации, при котором достигается минимизация потери информации» [1, c. 344]. Основываясь на исследования В.М. Соковнина и Ю.В. Кнорозова, мы попытались дать определение понятию «фасцинация красоты». Под фасцинацией красоты мы понимаем психологическое воздействие на воображение, волю человека в процессе восприятия Прекрасного в искусстве, музыке, в явлениях природы, вызывающее состояние восторга, восхищения, очарования, захваченности, волнения вне критического анализа и осмысления. Благодаря эстетической фасцинации на уроке музыки раскрывается своеобразный источник новых возможностей — воспитание Красотой!

Педагогический потенциал красоты как интегральное качество может оказывать особое воспитательное воздействие на эмоциональную сферу младшего школьника. Выбор младшего школьного возраста обоснован тем фактом, что в это период ребенок обладает художественным типом мышления. Эстетическое воспитание как процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты» наиболее полно раскрывается на уроках музыки. Для педагога-музыканта педагогический потенциал фасцинации красоты реализуется в отборе репертуара. Б.С. Рачина, Г.И. Стоянова считают, что песня на уроке окажет эстетическое воздействие на учащихся только при одном условии — если она по-настоящему нравится самому педагогу. Особое значение при этом имеет поэтическое слово, усиленное музыкой, мелодией, ритмом, динамикой [3]. Концентрация слухового внимания помогает проникнуть в тайну и магию красоты голоса, мелодии, поэтической речи. Захваченность, эмоциональное, приподнятое состояние удается создать на уроке педагогу-музыканту, владеющему вербальными и невербальными средствами коммуникации [2]. Самый доказательный пример существования фасцинации — голос, живая человеческая речь. По мнению А.Ф. Яфальян, аудиальный мир вокруг ребенка наполнен такими качествами музыкальной фасцинации, как интонация, акценты, ритмы, энергетика. Фасцинация красоты проявляется в яркости тембров, в энергетике и экспрессии, в желании детей многократно исполнять произведение, получать радость от исполнения [6].

По мнению В.М. Соковнина, важнейшими психологическими процессами, которые происходят при воздействии фасцинации красоты на ребенка можно считать волнение и взволнованность, которые формируют доминанту внимания, активизируют восприятие, способствует появлению интереса. Особое значение имеет новизна и неожиданность. Очарование красотой возникает как результат вербального воздействия учителя с целью привлечения внимания детей к тем эстетическим нюансам, которые пробуждают в ребенке восхищение [4, 5].

Выводы. Благодаря средствам эстетической фасцинации учитель мобилизует школьников на активную, творческую работу, которая наиболее ярко проявляется в коллективном музицировании, хоровом исполнительстве. Педагогический потенциал фасцинации красоты состоит в создании и поддержании на уроке радостного, эмоционального тонуса, мажорных чувств. Проведенный нами теоретический анализ свидетельствует, что в эстетическом воспитании младших школьников воспитательное влияние подлинной красоты во всех ее проявлениях невозможно без педагогической фасцинации. Владение эстетической фасцинацией позволяет учителю в самый ответственный период начального образования провести вакцинацию Красотой, чтобы бороться с вирусом пошлости, проникающей в детские души.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: elena-kuzmina98@yandex.ru

студентка 3 курса ФКИ-МО19, факультет культуры и искусства

Russian Federation, Самара

References

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психологический словарь-справочник. Москва: И.Д. Куприянова, 2009.
  2. Колышева Т.А., Кузьмина Е.С. Голос и речь учителя как средство педагогической фасцинации // Известия СамНЦ РАН. Социальные, гуманитарные и медико-биологические науки. 2021. Т. 23. № 78. С. 38−41.
  3. Рачина Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2007.
  4. Соковнин В.М. Фасцинология как наука // Фасцинология. 2003. № 1. С. 9−14.
  5. Соковнин В.М. Что такое фасцинация. Екатеринбург: Изд-во Авторской Академии фасцинологии, 2009.
  6. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального обучения». Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Кузьмина Е.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies