Методы работы концертмейстера по развитию чувства ритма у начинающих скрипачей

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Проблема развития музыкального чувства ритма ученика — одна из главных на начальном этапе обучения игре на скрипке. Появляется необходимость поиска дополнительных возможностей, связанных с организацией музыкального развития, в частности, музыкально-ритмического чувства, в процессе обучения игре на скрипке детей дошкольного и младшего школьного возраста в детских музыкальных школах и школах искусств.

Цель — выявить и обосновать наиболее эффективные приемы и методы работы концертмейстера в процессе ансамблевого музицирования, способствующие развитию чувства ритма у начинающих скрипачей.

Методы. Мы проанализировали музыкально-методическую литературу, в которой идеи коллективного музицирования, занятий в ансамбле, выдвигаются в качестве ведущего направления в приобщении детей к музыке через комплексное развитие их способностей [2–4]. Чувство ритма относится к свойствам, данным человеку с рождения, ритм можно ощутить сразу несколькими органами чувств, его можно прочувствовать, услышать и даже увидеть. В искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. В первой половине ХХ в. академик В.М. Бехтерев выяснил, что музыкальный ритм способен приводить в равновесие деятельность нервной системы ребенка: успокаивать слишком возбужденных, растормаживать медлительных, избавлять их от неправильных и лишних движений. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга [1]. Музыкальные способности в качественно своеобразном сочетании исследователь Б.М. Теплов назвал музыкальностью, то есть ее общим ядром. В структуре музыкальных способностей одним из главных является чувство ритма, т. е. «музыкально-ритмическое чувство — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его» [6]. Эти способности необходимы для осуществления любой музыкальной деятельности, поскольку данные способности просто необходимы для ее реализации [5].

Анализ личного опыта работы убедительно показывает, что именно концертмейстер ведет за собой ансамбль. В качестве помощи в преодолении ритмических трудностей концертмейстер вторит солирующую партию ученика. В произведениях, где нет фортепианного вступления, концертмейстер берет на себя функцию дирижера. В его функции входит не только исполнение по нотам аккомпанемента для ансамбля, он постоянно контролирует качество исполнения, подключается к разучиванию партий, вместе с руководителем работает над созданием музыкального образа, интерпретации. Грамотное совместное исполнение произведений подразумевает одновременность исполнения всех партий (единый темп и ритм в игре ансамблистов), выдержанная сила звучания (единство динамики), согласованность (единое исполнение приемов, штрихов, фраз), отработанность всех деталей совместной интерпретации. Кроме того, успех ансамблевого музицирования зависит также и от уровня качества человеческих взаимоотношений и взаимодействия между концертмейстером и маленькими скрипачами.

Результаты. Доказано, что в процессе ансамблевого музицирования дети быстрее и активнее запоминают длительности, успешно овладевают понятием распределения смычка, учатся правильно использовать выразительные средства в музыке. Именно играя в ансамбле, ученик пытается слушать и себя, и других, и концертмейстера.

Выводы. На основании личного опыта и опыта исследователей можно сделать вывод, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное воспитание у детей чувства ритма в музыкальной ткани. Искусство ансамблевой игры основывается на ощущении метроритма (чередовании сильных и слабых долей такта) — фундаменте, который помогает скрипачам играть вместе.

Full Text

Обоснование. Проблема развития музыкального чувства ритма ученика — одна из главных на начальном этапе обучения игре на скрипке. Появляется необходимость поиска дополнительных возможностей, связанных с организацией музыкального развития, в частности, музыкально-ритмического чувства, в процессе обучения игре на скрипке детей дошкольного и младшего школьного возраста в детских музыкальных школах и школах искусств.

Цель — выявить и обосновать наиболее эффективные приемы и методы работы концертмейстера в процессе ансамблевого музицирования, способствующие развитию чувства ритма у начинающих скрипачей.

Методы. Мы проанализировали музыкально-методическую литературу, в которой идеи коллективного музицирования, занятий в ансамбле, выдвигаются в качестве ведущего направления в приобщении детей к музыке через комплексное развитие их способностей [2–4]. Чувство ритма относится к свойствам, данным человеку с рождения, ритм можно ощутить сразу несколькими органами чувств, его можно прочувствовать, услышать и даже увидеть. В искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. В первой половине ХХ в. академик В.М. Бехтерев выяснил, что музыкальный ритм способен приводить в равновесие деятельность нервной системы ребенка: успокаивать слишком возбужденных, растормаживать медлительных, избавлять их от неправильных и лишних движений. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга [1]. Музыкальные способности в качественно своеобразном сочетании исследователь Б.М. Теплов назвал музыкальностью, то есть ее общим ядром. В структуре музыкальных способностей одним из главных является чувство ритма, т. е. «музыкально-ритмическое чувство — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его» [6]. Эти способности необходимы для осуществления любой музыкальной деятельности, поскольку данные способности просто необходимы для ее реализации [5].

Анализ личного опыта работы убедительно показывает, что именно концертмейстер ведет за собой ансамбль. В качестве помощи в преодолении ритмических трудностей концертмейстер вторит солирующую партию ученика. В произведениях, где нет фортепианного вступления, концертмейстер берет на себя функцию дирижера. В его функции входит не только исполнение по нотам аккомпанемента для ансамбля, он постоянно контролирует качество исполнения, подключается к разучиванию партий, вместе с руководителем работает над созданием музыкального образа, интерпретации. Грамотное совместное исполнение произведений подразумевает одновременность исполнения всех партий (единый темп и ритм в игре ансамблистов), выдержанная сила звучания (единство динамики), согласованность (единое исполнение приемов, штрихов, фраз), отработанность всех деталей совместной интерпретации. Кроме того, успех ансамблевого музицирования зависит также и от уровня качества человеческих взаимоотношений и взаимодействия между концертмейстером и маленькими скрипачами.

Результаты. Доказано, что в процессе ансамблевого музицирования дети быстрее и активнее запоминают длительности, успешно овладевают понятием распределения смычка, учатся правильно использовать выразительные средства в музыке. Именно играя в ансамбле, ученик пытается слушать и себя, и других, и концертмейстера.

Выводы. На основании личного опыта и опыта исследователей можно сделать вывод, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное воспитание у детей чувства ритма в музыкальной ткани. Искусство ансамблевой игры основывается на ощущении метроритма (чередовании сильных и слабых долей такта) — фундаменте, который помогает скрипачам играть вместе.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: seredina.katya@mail.ru

студентка, группа ФКИ б-19 Мз, факультет культуры и искусства

Russian Federation, Самара

References

  1. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства // Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 47–57.
  2. Ибука М. После трех уже поздно. Москва: Альпина нон-фикшн, 2011.
  3. Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.
  4. Сузуки С. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. Москва: Попурри, 2005.
  5. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1985.
  6. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2016.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Кондрашина Е.Ю.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies