Речь как отражение системы ценностей личности

Cover Page
  • Authors: 1, 2
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
    2. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 331-332
  • Section: Культура речи и деловое общение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107930
  • ID: 107930

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Мораль общества, национально-культурные традиции закрепляются в этических нормах, которые оказывают влияние на систему ценностей личности и предписывают ей правила речевого поведения. Речь отдельной личности отражает уровень собственной культуры и через его посредство уровень культуры общества в целом. В этой связи рассмотрение моделирования речи как процесса актуализации и утверждения ценностного идеала общества является важной проблемой.

Цель — проанализировать взаимовлияние речи и системы ценностей личности.

Методы. Основным методом изучения проблемы стал анализ теоретического материала, связанного с этическими концепциями, поскольку данная работа является подготовкой к проведению практических исследований.

Результаты. Рассмотрены системы нравственных ценностей Аристотеля, Сократа, созданные в IV–V вв. до н. э. Главным этическим критерием, согласно античным концепциям, является категория «добродетели», которая означает «деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве» [3]. К положительным нравственным качествам личности причисляются мужество, правдивость, щедрость, скромность, великодушие, уравновешенное честолюбие, кротость и некоторые другие. Однако при отсутствии воспитанного или приобретенного в жизненной практике чувства меры, которое определяется как золотая середина (высшая степень проявления качества), добродетели могут превратиться в пороки. Добродетели оказывают влияние на все стороны личности: на поведение, действия, речь. Коммуникативные качества речи, обеспечивающие эффективное, результативное общение и выступающие как один из основных показателей культуры речи, находятся в тесной связи с этической стороной речи. Точность, чистота, богатство, краткость и уместность формируются на этических основаниях и лишаются всякого смысла без них [1].

Основное внимание в работе отводится исследованию видов и форм этических искажений, которые присутствуют в речи и в культуре в целом, выражают деструктивность как преобладающую позицию по отношению к миру. В их число входит избыточное использование нелитературной лексики (бранной лексики) в речи представителей всех возрастных категорий, обилие жаргонизмов, избыток варваризмов, которые в совокупности используются как инструмент манипуляции и выражения пренебрежения. Лексику дополняет резкая интонация, категоричность позиции, исключающая диалог, которые также раскрывают неуважение к участникам речевой коммуникации. В современном разговорном синтаксисе преобладают «я конструкции», свидетельствующие об эгоистической позиции личности, которая часто пренебрегает этическими правилами. Однако жизнеспособность общества определяется соблюдением «золотого правила» нравственности: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [2]. Этическая структура речи и поведения способствует развитию и совершенствованию внутреннего мира отдельного человека и мира в целом, а этические искажения создают благоприятную почву для разного рода деструктивностей [1].

Выводы. В разные эпохи существуют свои критерии, по которым определяется культура речи, система нравственных ценностей. Но вне зависимости от различий язык и речь всегда раскрывают нравственный статус личности и общества и выступают как действенная сила, способная менять образ жизни в худшую или лучшую сторону.

Full Text

Обоснование. Мораль общества, национально-культурные традиции закрепляются в этических нормах, которые оказывают влияние на систему ценностей личности и предписывают ей правила речевого поведения. Речь отдельной личности отражает уровень собственной культуры и через его посредство уровень культуры общества в целом. В этой связи рассмотрение моделирования речи как процесса актуализации и утверждения ценностного идеала общества является важной проблемой.

Цель — проанализировать взаимовлияние речи и системы ценностей личности.

Методы. Основным методом изучения проблемы стал анализ теоретического материала, связанного с этическими концепциями, поскольку данная работа является подготовкой к проведению практических исследований.

Результаты. Рассмотрены системы нравственных ценностей Аристотеля, Сократа, созданные в IV–V вв. до н. э. Главным этическим критерием, согласно античным концепциям, является категория «добродетели», которая означает «деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве» [3]. К положительным нравственным качествам личности причисляются мужество, правдивость, щедрость, скромность, великодушие, уравновешенное честолюбие, кротость и некоторые другие. Однако при отсутствии воспитанного или приобретенного в жизненной практике чувства меры, которое определяется как золотая середина (высшая степень проявления качества), добродетели могут превратиться в пороки. Добродетели оказывают влияние на все стороны личности: на поведение, действия, речь. Коммуникативные качества речи, обеспечивающие эффективное, результативное общение и выступающие как один из основных показателей культуры речи, находятся в тесной связи с этической стороной речи. Точность, чистота, богатство, краткость и уместность формируются на этических основаниях и лишаются всякого смысла без них [1].

Основное внимание в работе отводится исследованию видов и форм этических искажений, которые присутствуют в речи и в культуре в целом, выражают деструктивность как преобладающую позицию по отношению к миру. В их число входит избыточное использование нелитературной лексики (бранной лексики) в речи представителей всех возрастных категорий, обилие жаргонизмов, избыток варваризмов, которые в совокупности используются как инструмент манипуляции и выражения пренебрежения. Лексику дополняет резкая интонация, категоричность позиции, исключающая диалог, которые также раскрывают неуважение к участникам речевой коммуникации. В современном разговорном синтаксисе преобладают «я конструкции», свидетельствующие об эгоистической позиции личности, которая часто пренебрегает этическими правилами. Однако жизнеспособность общества определяется соблюдением «золотого правила» нравственности: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [2]. Этическая структура речи и поведения способствует развитию и совершенствованию внутреннего мира отдельного человека и мира в целом, а этические искажения создают благоприятную почву для разного рода деструктивностей [1].

Выводы. В разные эпохи существуют свои критерии, по которым определяется культура речи, система нравственных ценностей. Но вне зависимости от различий язык и речь всегда раскрывают нравственный статус личности и общества и выступают как действенная сила, способная менять образ жизни в худшую или лучшую сторону.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: iarina9235@gmail.com

студентка, группа 7210-380301D, институт экономики и управления

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Author for correspondence.
Email: elena_bondarchuk@mail.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры социальных систем и права

Russian Federation, Самара

References

  1. Баряева А.О. Этика речи и система ценностей личности // Человек. Знак. Техника: [сб. ст.] II Междунар. междисциплинар. молодежн. форум. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2022. С. 164−167.
  2. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 15.05.2022]. Доступ по ссылке: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0178ce723d380e677f161178
  3. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под ред. В.С. Степина Москва: Мысль. 2001. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 15.05.2022]. Доступ по ссылке: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com
  4. Попова О.В. Особенности речевого поведения личности интровертного и экстравертного типов в парламентском дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018. Т. 17. № 2. С. 134−142.
  5. Учение Аристотеля о нравственных ценностях [Электронный ресурс]. [дата обращения: 15.08.2021]. Доступ по ссылке: https://studbooks.net/631535/kulturologiya/uchenie_aristotelya_nravstvennyh _tsennostyah
  6. Философия Сократа. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 27.08.2021]. Доступ по ссылке: https://mystroimmir.ru/filosofiya/sokrat.html#i-2

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Баряева А.О., Бондарчук Е.М.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies