Вокальность в фортепианном творчестве М.И. Глинки (на примере произведения «Вариации на тему соловей А. Алябьева»)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Фортепианная музыка занимает важное место в творчестве М.И. Глинки. Он автор фортепианных произведений в различных жанрах. Именно Глинка, благодаря своей любви к поэзии, воплотил в фортепианном искусстве вокальную символику своего времени, приблизив рояль к человеческому голосу.

Одним из ярких произведений М.И. Глинки являются «Вариации на тему Соловей А. Алябьева» для фортепиано. Эта пьеса заслуженно вошла в концертный репертуар многих современных исполнителей. Несмотря на развитие фортепианной техники, переложения вокальных произведений в форме вариаций до сих пор представляют трудно исполняемый музыкальный материал. При изучении этого произведения важно определить жанр, в котором оно написано, и основные требования к фортепианному исполнительству вокальной музыки.

Вышесказанным определяется актуальность темы исследования.

Цель — проанализировать принципы вокальности в фортепианном творчестве М.И. Глинки (на примере произведения «Вариации на тему Соловей А. Алябьева»).

Методы. Анализ музыкально-исторической, музыкально-педагогической, вокальной литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ теоретического материала на основе трудов А.В. Вицинского [1], М.И. Глинки [2], Й. Гофмана [3], Г. Нейгауза [4], В.Г. Ражникова [5], С.И. Савшинского [6], С. Слонимского [7].

Результаты. Цель исследования достигнута. В ходе исследования проанализированы принципы вокальности в фортепианном творчестве М.И. Глинки на примере пьесы «Вариации на тему Соловей А. Алябьева». Это произведение основано на вокальном начале, имеет глубоко национальное содержание.

Пианистическая фактура в произведениях М.И. Глинки характеризуется необыкновенной гармонизацией аккордов и мелодичностью строя. Контрастность фраз на фортиссимо сменяется разнообразием триольных долей восьмыми на легато, охватывающими несколько тактов. Множество фразировочных моментов указывает на вокальные предпосылки и поэтические элементы в творчестве великого русского композитора.

Анализируя «Вариации на тему Соловей А. Алябьева» М.И. Глинки, можно выделить особенности фортепианного стиля композитора и его характерные черты, такие как:

– лаконизм выражения;

– конструктивность формы;

– упругость, токкатность, жесткость ритма;

– варьирование тем и ритмоформул;

– использование различных полифонических форм, приемов, звуковых эффектов.

Вариации А. Алябьева на тему Соловей в творчестве М.И. Глинки — это пестрая вереница образов, каждый из которых наполнен живым ярким содержанием. В каждой вариации есть свой смысловой центр. Неслучаен выбор тонального плана вариаций: первая вариация — спокойный соль мажор, вторая вариация написана в до диез миноре — яркая, радужная, третьей вариации дан густой ми минор. Завершает цикл в соль-мажоре, тональности радости кода. Это «целая симфония для фортепиано» [2], триумфальный итог всего цикла.

Исполнительское искусство подразумевает «планирование» и импровизационное начало при воплощении замысла автора. Степень возможности творческого взаимодействия зарождается при создании общего плана интерпретации. Фактор этот влияет на общий план в процессе непосредственного интонирования, зачастую неповторимого, с элементами импровизации. Совместное музицирование при этом сохраняет свободу внутренней безграничности. Естественный синтез индивидуальностей участников коллектива (пианиста и вокалиста) формируется в процессе разнообразной длительной совместной работы.

Выводы. Вокальные фортепианные произведения великого русского композитора М.И. Глинки имеют богатое, разнообразное звучание, национальные и исторические традиции, обогащают культурную и духовную жизнь современных людей, способствуют развитию личности и исполнительского мастерства при использовании в обучении студентов-музыкантов. При исполнении этих произведений должно быть взаимопонимание в коллективе, уровнем которого определяется основное требование к фортепианному исполнительству, предоставляющему возможность проявления творческой индивидуальности музыканта.

Full Text

Обоснование. Фортепианная музыка занимает важное место в творчестве М.И. Глинки. Он автор фортепианных произведений в различных жанрах. Именно Глинка, благодаря своей любви к поэзии, воплотил в фортепианном искусстве вокальную символику своего времени, приблизив рояль к человеческому голосу.

Одним из ярких произведений М.И. Глинки являются «Вариации на тему Соловей А. Алябьева» для фортепиано. Эта пьеса заслуженно вошла в концертный репертуар многих современных исполнителей. Несмотря на развитие фортепианной техники, переложения вокальных произведений в форме вариаций до сих пор представляют трудно исполняемый музыкальный материал. При изучении этого произведения важно определить жанр, в котором оно написано, и основные требования к фортепианному исполнительству вокальной музыки.

Вышесказанным определяется актуальность темы исследования.

Цель — проанализировать принципы вокальности в фортепианном творчестве М.И. Глинки (на примере произведения «Вариации на тему Соловей А. Алябьева»).

Методы. Анализ музыкально-исторической, музыкально-педагогической, вокальной литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ теоретического материала на основе трудов А.В. Вицинского [1], М.И. Глинки [2], Й. Гофмана [3], Г. Нейгауза [4], В.Г. Ражникова [5], С.И. Савшинского [6], С. Слонимского [7].

Результаты. Цель исследования достигнута. В ходе исследования проанализированы принципы вокальности в фортепианном творчестве М.И. Глинки на примере пьесы «Вариации на тему Соловей А. Алябьева». Это произведение основано на вокальном начале, имеет глубоко национальное содержание.

Пианистическая фактура в произведениях М.И. Глинки характеризуется необыкновенной гармонизацией аккордов и мелодичностью строя. Контрастность фраз на фортиссимо сменяется разнообразием триольных долей восьмыми на легато, охватывающими несколько тактов. Множество фразировочных моментов указывает на вокальные предпосылки и поэтические элементы в творчестве великого русского композитора.

Анализируя «Вариации на тему Соловей А. Алябьева» М.И. Глинки, можно выделить особенности фортепианного стиля композитора и его характерные черты, такие как:

– лаконизм выражения;

– конструктивность формы;

– упругость, токкатность, жесткость ритма;

– варьирование тем и ритмоформул;

– использование различных полифонических форм, приемов, звуковых эффектов.

Вариации А. Алябьева на тему Соловей в творчестве М.И. Глинки — это пестрая вереница образов, каждый из которых наполнен живым ярким содержанием. В каждой вариации есть свой смысловой центр. Неслучаен выбор тонального плана вариаций: первая вариация — спокойный соль мажор, вторая вариация написана в до диез миноре — яркая, радужная, третьей вариации дан густой ми минор. Завершает цикл в соль-мажоре, тональности радости кода. Это «целая симфония для фортепиано» [2], триумфальный итог всего цикла.

Исполнительское искусство подразумевает «планирование» и импровизационное начало при воплощении замысла автора. Степень возможности творческого взаимодействия зарождается при создании общего плана интерпретации. Фактор этот влияет на общий план в процессе непосредственного интонирования, зачастую неповторимого, с элементами импровизации. Совместное музицирование при этом сохраняет свободу внутренней безграничности. Естественный синтез индивидуальностей участников коллектива (пианиста и вокалиста) формируется в процессе разнообразной длительной совместной работы.

Выводы. Вокальные фортепианные произведения великого русского композитора М.И. Глинки имеют богатое, разнообразное звучание, национальные и исторические традиции, обогащают культурную и духовную жизнь современных людей, способствуют развитию личности и исполнительского мастерства при использовании в обучении студентов-музыкантов. При исполнении этих произведений должно быть взаимопонимание в коллективе, уровнем которого определяется основное требование к фортепианному исполнительству, предоставляющему возможность проявления творческой индивидуальности музыканта.

×

About the authors

Тольяттинская консерватория

Author for correspondence.
Email: nedomag16@gmail.com

студентка, специальность 53.05.04 Музыкально-театральное искусство (искусство оперного пения)

Тольятти

References

  1. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. Москва: Классика-XXI, 2003.
  2. Глинка М.И. Записки. Москва: Музыка, 1988.
  3. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Москва: Классика-XXI, 2003.
  4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва: Музыка, 1982.
  5. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 33−41.
  6. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Москва: Классика-XXI, 2004.
  7. Слонимский С.М. Заметки о композиторских школах Петербурга 19−20 века. Санкт-Петербург: «Композитор», 2012.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Тарасова А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies