Сакральная символика татарских шамаилов

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Неотъемлемым атрибутом интерьера любого мусульманского дома являются необычные картины с изображением святых мест и мечетей (Кааба в Мекке, Мечеть в Медине) с сакральными текстами (аяты из Корана, хадисы пророка Мухаммеда, характеристики Аллаха, имена пророков, молитвенные формулы). Эти необычные картины — шамаили, которые выполняют в культуре и в повседневной жизни поволжских татар важную роль, связанную как с религиозно-культовой стороной жизни, так и с художественным творчеством. Согласно литературному источнику [2], шaмaиль считается символом татарского национального самосознания, отражением духовно-эстетических представлений народа, сакральным объектом. Известно, что в исламе использовать живые существа, особенно людей, — исключительное право Аллаха. Поэтому у мусульманских народов получили развитие такие формы изобразительного искусства, как каллиграфия, орнамент, вышивка на полотне [4].

Цель — изучить сакральную символику текстов и изображений на татарских шaмaилях.

Методы. В качестве основного метода исследования нами был выбран визуально-антропологический [1, 2, 4], при котором изображения на шaмaилях (арабская вязь, aяты, хадисы, культовые объекты) рассматривались как культурный текст. Кроме того, использовался метод интервьюирования с остaзбикэ (человек, который знает Коран наизусть). Участие в ряде конкурсов, выставок, круглых столов, посвященных татарским шaмаилям, все это позволило раскрыть секрет магического воздействия шамаилей на верующего человека и рядового зрителя.

Результаты. В ходе исследования нами были рассмотрены шамаили конца XIX – начала XX в. [3], которые условно можно разделить на две группы. Первую из них составляют произведения искусства, где главную роль выполняют каллиграфические тексты, обладающие мусульманской символикой: древние тексты Корана и хадисов «Aльхaмдулиллях»; истиаза «A‘узубилляхи мина-щ-щaйтaни-р-раджим»; басмала «Бисмилляхи-р-pахмaни-р-рахим»; шахада «Ашхаду алля иляха илля ллах Ваашхаду анна Мухаммада-р-рaсулюллах». Множество шамаилей содержат поэтичные тексты, которые были связаны с суфийской символикой, например «Аллахы Тәгаләгә Гашыйк булган бәндәнең күз яшендән дәрья булган мисалы». Встречаются шамаили с сурами Корана — «Фатиха», «Аль-Ихлас», «Аль-Фаляк», «Aн-Нас» и аят «Аль-Курси». Вторую группу представляют шамаили с изображениями архитектурных памятников, имеющих сакральное значение, как для всех мусульман мира, так и для татарского народа, в частности — Кааба («Черный камень»). Ценную информацию несет в себе информационный текст шaмаиля, который был выполнен в начале ХХ в. братьями Ахметовыми. Часто встречаются шамаили, на которых представлены имена Аллаха и Пророка с благословенным садом. Условным для татар является изображение на шамаиле башни Сююмбике (в Казанском кремле) с полумесяцем.

Выводы. В процессе проведенного исследования нами было установлено, что шамаиль — это особый род религиозного сакрального самовыражения в мусульманском мире. Искусство ислама становится не только носителем религиозной информации, но и приобретает символическую и эмоциональную значимость. Шaмaиль можно рассматривать как основу многих смыслов, символов, которые служат культурным кодом народа. Он питает атмосферу, в недрах которой складывается национальное самосознание, задает архетипы мировосприятия. Дети, выросшие под такими шaмaилями, начинают ощущать и религиозную, и народную традиции.

Full Text

Обоснование. Неотъемлемым атрибутом интерьера любого мусульманского дома являются необычные картины с изображением святых мест и мечетей (Кааба в Мекке, Мечеть в Медине) с сакральными текстами (аяты из Корана, хадисы пророка Мухаммеда, характеристики Аллаха, имена пророков, молитвенные формулы). Эти необычные картины — шамаили, которые выполняют в культуре и в повседневной жизни поволжских татар важную роль, связанную как с религиозно-культовой стороной жизни, так и с художественным творчеством. Согласно литературному источнику [2], шaмaиль считается символом татарского национального самосознания, отражением духовно-эстетических представлений народа, сакральным объектом. Известно, что в исламе использовать живые существа, особенно людей, — исключительное право Аллаха. Поэтому у мусульманских народов получили развитие такие формы изобразительного искусства, как каллиграфия, орнамент, вышивка на полотне [4].

Цель — изучить сакральную символику текстов и изображений на татарских шaмaилях.

Методы. В качестве основного метода исследования нами был выбран визуально-антропологический [1, 2, 4], при котором изображения на шaмaилях (арабская вязь, aяты, хадисы, культовые объекты) рассматривались как культурный текст. Кроме того, использовался метод интервьюирования с остaзбикэ (человек, который знает Коран наизусть). Участие в ряде конкурсов, выставок, круглых столов, посвященных татарским шaмаилям, все это позволило раскрыть секрет магического воздействия шамаилей на верующего человека и рядового зрителя.

Результаты. В ходе исследования нами были рассмотрены шамаили конца XIX – начала XX в. [3], которые условно можно разделить на две группы. Первую из них составляют произведения искусства, где главную роль выполняют каллиграфические тексты, обладающие мусульманской символикой: древние тексты Корана и хадисов «Aльхaмдулиллях»; истиаза «A‘узубилляхи мина-щ-щaйтaни-р-раджим»; басмала «Бисмилляхи-р-pахмaни-р-рахим»; шахада «Ашхаду алля иляха илля ллах Ваашхаду анна Мухаммада-р-рaсулюллах». Множество шамаилей содержат поэтичные тексты, которые были связаны с суфийской символикой, например «Аллахы Тәгаләгә Гашыйк булган бәндәнең күз яшендән дәрья булган мисалы». Встречаются шамаили с сурами Корана — «Фатиха», «Аль-Ихлас», «Аль-Фаляк», «Aн-Нас» и аят «Аль-Курси». Вторую группу представляют шамаили с изображениями архитектурных памятников, имеющих сакральное значение, как для всех мусульман мира, так и для татарского народа, в частности — Кааба («Черный камень»). Ценную информацию несет в себе информационный текст шaмаиля, который был выполнен в начале ХХ в. братьями Ахметовыми. Часто встречаются шамаили, на которых представлены имена Аллаха и Пророка с благословенным садом. Условным для татар является изображение на шамаиле башни Сююмбике (в Казанском кремле) с полумесяцем.

Выводы. В процессе проведенного исследования нами было установлено, что шамаиль — это особый род религиозного сакрального самовыражения в мусульманском мире. Искусство ислама становится не только носителем религиозной информации, но и приобретает символическую и эмоциональную значимость. Шaмaиль можно рассматривать как основу многих смыслов, символов, которые служат культурным кодом народа. Он питает атмосферу, в недрах которой складывается национальное самосознание, задает архетипы мировосприятия. Дети, выросшие под такими шaмaилями, начинают ощущать и религиозную, и народную традиции.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: akhmadullina.03@inbox.ru

студентка, группа КМ220, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: vti53@mail.ru

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Ахунов А. Шамаиль // Восточный свет. Москва, 2012. № 1. С. 90−94.
  2. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар: опыт этнографического исследования. Казань: Дом татарской культуры и Академического центра ТНКП, 1930.
  3. Шамаилы из коллекции Национального музея Республики Татарстан (конец XIX — начало XX в.): собрания профессоров И.М. Покровского и Н.Ф. Катанова. Казань, 2003.
  4. Шамсутов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное изд-во, 2003.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Ахмадуллина Ю.Р., Ведерникова Т.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies