Изразцы в Самарской архитектуре и внутреннем убранстве домов

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В русских народных сказках чудесным помощником человека часто бывает печка, которая собирала вокруг себя семью и гостей. Испокон веков печь была сердцем всей домашней жизни, а в прадедовские времена печь была еще и украшением жилища и наряднее ее делали — изразцы. Изразец — это керамическая плитка из глины, которая расписана традиционными узорами, сценами из жизни, изображениями цветов, людей, животных. С обратной стороны такой старинной плитки имелась румпа — важная техническая особенность, с помощью которой изразец крепился к кирпичам. Согласно источникам [2–4], изразцовое искусство относится к элементу неотъемлемой части русской народной культуры, ставшее началом формирования поливной керамики в России. Выполненные с применением изразцов самарские строения в своем внешнем облике представляют характерные черты развивающегося интернационального стиля модерн в приложении на самарскую почву, сохраняя свою специфику и особенности.

Цель — выявить особенности изразцов периода самарского модерна в архитектуре и внутреннем убранстве домов.

Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: интегративный, типологии и метод анализа. В результате исследования изучены виды изразцов, специфика материала, развитие технологии, появление новых методов декорирования; выявлены особенности самарских фасадов и внутреннего убранства с использованием изразцов.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что изразцы в Самаре представлены двумя ключевыми видами: «майоликовые» и «кабанчик» [1]. В газете «Волжское слово» за 1907–1911 гг. мы можем обнаружить множество рекламных объявлений самарских печных дел мастеров. Активно продвигаясь по улицам Самары, можно поражаться огромному количеству домов с изразцами. Одним из ярких образцов оформления фасадов с помощью изразцов является двухэтажный дом на улице Никитинской, 14, который по сей день, отделан белоснежным «кабанчиком». Считается, что возникновение самарского модерна связано с особняком А.П. Курлиной [2], отделанным лазурной плиткой и изумрудной майоликой. Подобного многообразия изразцов (синяя плитка, которая представлена в облике прямоугольных тяг; обширная полоса плитки болотного цвета), как на этом здании, в Самаре не встретишь. Если анализировать внутреннее убранство домов Самары, то дом с атлантами (усадьба Шихобаловых) абсолютно подходит стилю модерн: золотисто-зеленая гамма, стены, покрытые росписью, присущей для того времени, лепной цветной потолок, несколько матово-белых каминов с изразцами. Самым главным украшением столовой является огромный камин, отделанный немалыми изразцами в тон окраски верхней части стены. На одном из торцов цветы — желтоватые тюльпаны. Из сохранившегося также можно выделить изразцовую печь в доме Клодта.

Выводы. Проведенный анализ изразцового искусства Самары и сравнение его с другими городами показывает, что, с одной стороны, это традиционное искусство, что подтверждается покупкой изразцов, например, в абрамцевских мастерских, а, с другой, выделяется своеобразие Самары в основном в цветовом сочетании и применении разных элементов на одном здании. Традиция изготовления изразцов не забыта и не забудется — они украшают дома и интерьеры, служа ярким элементом городской среды.

Современные изразцы Самары — это не только глянцевая плитка с цветочным или геометрическим узором. Изготовители предлагают особо исследованное покрытие, имитирующее эффект старения, матовую поверхность, образцы, имитирующие плитку предыдущих лет. К сожалению, мы не нашли в современных изразцах образцов, имитирующих изразцы XIX в. На протяжении многих десятилетий перенимая, а иногда и предвосхищая опыт других культур, народная керамика отныне стала неповторимым достоянием Самары.

Full Text

Обоснование. В русских народных сказках чудесным помощником человека часто бывает печка, которая собирала вокруг себя семью и гостей. Испокон веков печь была сердцем всей домашней жизни, а в прадедовские времена печь была еще и украшением жилища и наряднее ее делали — изразцы. Изразец — это керамическая плитка из глины, которая расписана традиционными узорами, сценами из жизни, изображениями цветов, людей, животных. С обратной стороны такой старинной плитки имелась румпа — важная техническая особенность, с помощью которой изразец крепился к кирпичам. Согласно источникам [2–4], изразцовое искусство относится к элементу неотъемлемой части русской народной культуры, ставшее началом формирования поливной керамики в России. Выполненные с применением изразцов самарские строения в своем внешнем облике представляют характерные черты развивающегося интернационального стиля модерн в приложении на самарскую почву, сохраняя свою специфику и особенности.

Цель — выявить особенности изразцов периода самарского модерна в архитектуре и внутреннем убранстве домов.

Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: интегративный, типологии и метод анализа. В результате исследования изучены виды изразцов, специфика материала, развитие технологии, появление новых методов декорирования; выявлены особенности самарских фасадов и внутреннего убранства с использованием изразцов.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что изразцы в Самаре представлены двумя ключевыми видами: «майоликовые» и «кабанчик» [1]. В газете «Волжское слово» за 1907–1911 гг. мы можем обнаружить множество рекламных объявлений самарских печных дел мастеров. Активно продвигаясь по улицам Самары, можно поражаться огромному количеству домов с изразцами. Одним из ярких образцов оформления фасадов с помощью изразцов является двухэтажный дом на улице Никитинской, 14, который по сей день, отделан белоснежным «кабанчиком». Считается, что возникновение самарского модерна связано с особняком А.П. Курлиной [2], отделанным лазурной плиткой и изумрудной майоликой. Подобного многообразия изразцов (синяя плитка, которая представлена в облике прямоугольных тяг; обширная полоса плитки болотного цвета), как на этом здании, в Самаре не встретишь. Если анализировать внутреннее убранство домов Самары, то дом с атлантами (усадьба Шихобаловых) абсолютно подходит стилю модерн: золотисто-зеленая гамма, стены, покрытые росписью, присущей для того времени, лепной цветной потолок, несколько матово-белых каминов с изразцами. Самым главным украшением столовой является огромный камин, отделанный немалыми изразцами в тон окраски верхней части стены. На одном из торцов цветы — желтоватые тюльпаны. Из сохранившегося также можно выделить изразцовую печь в доме Клодта.

Выводы. Проведенный анализ изразцового искусства Самары и сравнение его с другими городами показывает, что, с одной стороны, это традиционное искусство, что подтверждается покупкой изразцов, например, в абрамцевских мастерских, а, с другой, выделяется своеобразие Самары в основном в цветовом сочетании и применении разных элементов на одном здании. Традиция изготовления изразцов не забыта и не забудется — они украшают дома и интерьеры, служа ярким элементом городской среды.

Современные изразцы Самары — это не только глянцевая плитка с цветочным или геометрическим узором. Изготовители предлагают особо исследованное покрытие, имитирующее эффект старения, матовую поверхность, образцы, имитирующие плитку предыдущих лет. К сожалению, мы не нашли в современных изразцах образцов, имитирующих изразцы XIX в. На протяжении многих десятилетий перенимая, а иногда и предвосхищая опыт других культур, народная керамика отныне стала неповторимым достоянием Самары.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: akhmadullina.03@inbox.ru

студентка, группа КМ220, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: nsalug@gmail.com

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары. Самара: Агни, 2006.
  2. Головкин К.П. Классика Самарского краеведения. Антология. Самара в конце XVIII − начале XX вв. Самара: Самарский университет, 2007.
  3. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. Москва: Изд-во «Стройиздат», 1983.
  4. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство. Москва: «Изобразительное искусство», 1983.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Ахмадуллина Ю.Р., Салугина Н.П.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies