Костюм женщины Поволжья эпохи бронзы

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Одежда — неотъемлемая часть культуры, ее создавшей, и людей, которым она принадлежала, определенным образом отражая их мировоззрение. В условиях традиционной культуры каждый элемент костюма — это определенный знак, отражающий хозяйственно-культурный тип, социальное положение, поло-возрастные особенности индивида. Особенно это касается женского костюма, поскольку женщина — хранительница традиций. Таким образом, через изучение женского костюма людям приоткрывается мир женщины эпохи бронзы [1].

Следует отметить, что изучение и реконструкция костюма по археологическим данным осуществляется в основном по погребальным комплексам, где детали костюма представлены наиболее полно. Исследователями отмечается сложность реконструкции археологического костюма из-за сохранности артефактов. Кроме того, отмечается, что погребальный костюм может отличаться от бытового повседневного в силу сакральности самого обряда захоронения. Поэтому остро стоит вопрос о точности и полноценности той или иной реконструкции [2–4]. На основе ярких находок из погребальных памятников Среднего Поволжья эпохи бронзы авторами раскопок представлено несколько реконструкций головного убора женщины, однако разнообразие артефактов свидетельствует, что они были значительно разнообразнее.

Цель — исследовать основные детали костюма женщины Среднего Поволжья эпохи позднего бронзового века и предложить собственную реконструкцию женского головного убора.

Методология. Основным методом исследования был метод аналогий, позволяющий выделить общие и специфические черты женского костюма эпохи бронзы с разных территорий. Функциональный подход, позволяющий на основе анализа расположения украшений на теле погребенного выделить характерные особенности одежды, возможно, ее покроя. Метод реконструкции, в результате применения которого была сделана попытка собственной реконструкции некоторых деталей одежды.

Результаты. На основе анализа работ, посвященных реконструкции женского костюма эпохи бронзы, из разных территориальных групп выделены основные элементы женского погребального костюма. Изучены опубликованные археологические данные, представляющие детали костюма, из разных погребальных памятников срубной археологической культуры [5, 6]. Предложена собственная авторская реконструкция головного убора женщины позднего бронзового века (см. рисунок). Обращение именно к головному убору диктовалось тем, что археологические данные представлены в основном украшениями, расположенными в области головы, что характеризует именно эту деталь костюма. В целом, на основе проведенных исследований и сравнения их с одновременными из других территорий составлена общая характеристика костюма женщины Поволжья эпохи бронзового века.

 

Рис. Собственная реконструкция женского головного убора женщины срубной культуры позднего бронзового века

 

Выводы. Из-за ограниченности археологических данных реконструкция женского костюма срубной культуры носит гипотетический характер. Однако имеющейся информации достаточно для получения обобщенного образа женщины Поволжья в эпоху бронзы. По основным артефактам можно отметить одновременно уникальность женского костюма срубной культурно-исторической общности и ее сходство с некоторыми деталями женского костюма других археологических культур, например, с алакульской археологической культурой Зауралья, что позволяет наметить некую тенденцию моды в эпоху бронзового века.

Full Text

Обоснование. Одежда — неотъемлемая часть культуры, ее создавшей, и людей, которым она принадлежала, определенным образом отражая их мировоззрение. В условиях традиционной культуры каждый элемент костюма — это определенный знак, отражающий хозяйственно-культурный тип, социальное положение, поло-возрастные особенности индивида. Особенно это касается женского костюма, поскольку женщина — хранительница традиций. Таким образом, через изучение женского костюма людям приоткрывается мир женщины эпохи бронзы [1].

Следует отметить, что изучение и реконструкция костюма по археологическим данным осуществляется в основном по погребальным комплексам, где детали костюма представлены наиболее полно. Исследователями отмечается сложность реконструкции археологического костюма из-за сохранности артефактов. Кроме того, отмечается, что погребальный костюм может отличаться от бытового повседневного в силу сакральности самого обряда захоронения. Поэтому остро стоит вопрос о точности и полноценности той или иной реконструкции [2–4]. На основе ярких находок из погребальных памятников Среднего Поволжья эпохи бронзы авторами раскопок представлено несколько реконструкций головного убора женщины, однако разнообразие артефактов свидетельствует, что они были значительно разнообразнее.

Цель — исследовать основные детали костюма женщины Среднего Поволжья эпохи позднего бронзового века и предложить собственную реконструкцию женского головного убора.

Методология. Основным методом исследования был метод аналогий, позволяющий выделить общие и специфические черты женского костюма эпохи бронзы с разных территорий. Функциональный подход, позволяющий на основе анализа расположения украшений на теле погребенного выделить характерные особенности одежды, возможно, ее покроя. Метод реконструкции, в результате применения которого была сделана попытка собственной реконструкции некоторых деталей одежды.

Результаты. На основе анализа работ, посвященных реконструкции женского костюма эпохи бронзы, из разных территориальных групп выделены основные элементы женского погребального костюма. Изучены опубликованные археологические данные, представляющие детали костюма, из разных погребальных памятников срубной археологической культуры [5, 6]. Предложена собственная авторская реконструкция головного убора женщины позднего бронзового века (см. рисунок). Обращение именно к головному убору диктовалось тем, что археологические данные представлены в основном украшениями, расположенными в области головы, что характеризует именно эту деталь костюма. В целом, на основе проведенных исследований и сравнения их с одновременными из других территорий составлена общая характеристика костюма женщины Поволжья эпохи бронзового века.

 

Рис. Собственная реконструкция женского головного убора женщины срубной культуры позднего бронзового века

 

Выводы. Из-за ограниченности археологических данных реконструкция женского костюма срубной культуры носит гипотетический характер. Однако имеющейся информации достаточно для получения обобщенного образа женщины Поволжья в эпоху бронзы. По основным артефактам можно отметить одновременно уникальность женского костюма срубной культурно-исторической общности и ее сходство с некоторыми деталями женского костюма других археологических культур, например, с алакульской археологической культурой Зауралья, что позволяет наметить некую тенденцию моды в эпоху бронзового века.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: sofia2004b@gmail.com

студентка, группа КМ-121, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: nsalug@gmail.com

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Куприянова Е.В. Тень женщины: Женский костюм эпохи бронзы как «текст»: (по материалам некрополей Южного Зауралья и Казахстана). Челябинск: Авто Граф, 2008.
  2. Бельский С.В. Женский погребальный убор древних карел: возможности реконструкции по данным археологии в тенденции развития в XIII–XIV вв. // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. 2014. С. 3−9.
  3. Алтынбеков. К., Досаева Д.К. Опыт реконструкции «археологического» костюма // Поволжская археология. 2017. № 1. С. 157−171.
  4. Усова И.А. Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект // История. 2011. С. 214−217.
  5. Багаутдинов Р.С., Васильева И.Н. Курганные группы Золотая Нива I и II // Вопросы археологии Урала и Поволжья. 2004. № 2. С. 181−212.
  6. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век: коллективная монография / главн. ред. П.С. Кабытов. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. Собственная реконструкция женского головного убора женщины срубной культуры позднего бронзового века

Download (206KB)

Copyright (c) 2022 Богатова С.В., Салугина Н.П.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies