Феноменология страха и когнтивные искажения в коммуникативном поле культуры

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Ничто так не волнует человека, как вопрос о его безопасности, мирной и благоустроенной жизни. Этому императиву культуры сегодня брошен вызов со стороны безудержной гонки вооружений, так называемого структурного насилия и нескончаемого противоборства экономических интересов, политических амбиций, мировоззренческих ценностей и идеологических движений. Мир находится на перепутье, и от того, куда будут направлены изменения, будет зависеть судьба цивилизации [4]. Почти все конфликты начинаются с предвзятых суждений и ошибочных решений. Социальное поведение сильно обусловлено когнитивными искажениями, которые создают в культурном поле социума очаги напряженности [2, 3].

Цель — раскрыть и обосновать феномен страха, конфликтную напряженность и когнитивные искажения в их тесной взаимосвязи.

Методы. Понятие «когнитивные искажения» было введено Д. Канеманом и А. Тверски в 1972 г. и наряду с понятием «когнитивные ошибки» получило широкое распространение в гуманитарных дисциплинах. Под когнитивными ошибками/искажениями понимаются «систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и которые легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей» [1, с. 69].

Результаты. Когнитивные искажения как свойство обусловленного мышления — главный нарушитель спокойствия в человеческой жизни. Именно предосудительные установки и настаиваемые ими шаблоны восприятия служат источником страха, тревоги и противоборства в отношениях между людьми и народами.

Человек во многом запрограммирован или обусловлен соответствовать определенному заданному образу. Все что от него отклоняется, так или иначе объявляется плохим. Мы делаем то, что нам говорят как бы автоматически непроизвольно. Однако наше обусловленное мышление реагирует и на реальный факт, и на фантазию одинаково. Знание, движимое примитивным биологическим инстинктом есть предрассудок [1, с. 71].

Интенсивный страх существенно ограничивает мышление, восприятие и свободу выбора индивида, создавая эффект «туннельного восприятия». Можно сказать, что в страхе личность перестает принадлежать себе, она движима одним-единственным стремлением — избежать опасности или устранить угрозу [9].

Мы не случайно решили объединить эти два абсолютно разных понятия — страх и когнитивные искажения, ведь инстинкт выживания заложен в нашей природе, это приводит к постоянной непрекращающейся борьбе. Наш мозг видит опасность повсюду, реагирует на образ врага сильным чувством страха и тревоги. Этот страх заставляет нас подчиняться обусловленному мышлению. Обусловленное мышление создает различного рода когнитивные искажения, предрассудки, шаблоны поведения и стереотипы.

Таким образом, люди реагируют в соответствии с привычными моделями поведения, во многом ошибочными. Автоматической реакцией на все неизвестное, отличное от наших установок становится сильный страх, желание защитить себя.

Когда появляется страх, мы теряем уверенность и начинаем реагировать на ложные угрозы. Страх вызывает образ врага, образ врага заставляет нас бояться, пробуждает древние инстинкты и заслоняет разум и порождает предрассудки, которые вновь нас пугают и принуждают к образу врага [7, с. 64].

Мысль сама создает проблему, а затем пытается ее решить. Ведь проблема не возникает сама по себе — она порождается нашими негативными мыслями, словами и поступками [8, с. 75]. У людей есть способность, которая может исправить обусловленное мышление — это «проприацептивное обучение» [6, с. 39]. Проприоцепция мышления освобождает его от рефлексов, которые заставляют нас верить, что наше мнение о мире, в котором мы живем, является истиной в последней инстанции [5].

Выводы. Мир действительно может и должен выступать как область творчества. Ведь только через креативные практики и опыт переживания можно освободить себя от предрассудков, научиться противостоять страхам и обусловленному мышлению.

Full Text

Обоснование. Ничто так не волнует человека, как вопрос о его безопасности, мирной и благоустроенной жизни. Этому императиву культуры сегодня брошен вызов со стороны безудержной гонки вооружений, так называемого структурного насилия и нескончаемого противоборства экономических интересов, политических амбиций, мировоззренческих ценностей и идеологических движений. Мир находится на перепутье, и от того, куда будут направлены изменения, будет зависеть судьба цивилизации [4]. Почти все конфликты начинаются с предвзятых суждений и ошибочных решений. Социальное поведение сильно обусловлено когнитивными искажениями, которые создают в культурном поле социума очаги напряженности [2, 3].

Цель — раскрыть и обосновать феномен страха, конфликтную напряженность и когнитивные искажения в их тесной взаимосвязи.

Методы. Понятие «когнитивные искажения» было введено Д. Канеманом и А. Тверски в 1972 г. и наряду с понятием «когнитивные ошибки» получило широкое распространение в гуманитарных дисциплинах. Под когнитивными ошибками/искажениями понимаются «систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и которые легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей» [1, с. 69].

Результаты. Когнитивные искажения как свойство обусловленного мышления — главный нарушитель спокойствия в человеческой жизни. Именно предосудительные установки и настаиваемые ими шаблоны восприятия служат источником страха, тревоги и противоборства в отношениях между людьми и народами.

Человек во многом запрограммирован или обусловлен соответствовать определенному заданному образу. Все что от него отклоняется, так или иначе объявляется плохим. Мы делаем то, что нам говорят как бы автоматически непроизвольно. Однако наше обусловленное мышление реагирует и на реальный факт, и на фантазию одинаково. Знание, движимое примитивным биологическим инстинктом есть предрассудок [1, с. 71].

Интенсивный страх существенно ограничивает мышление, восприятие и свободу выбора индивида, создавая эффект «туннельного восприятия». Можно сказать, что в страхе личность перестает принадлежать себе, она движима одним-единственным стремлением — избежать опасности или устранить угрозу [9].

Мы не случайно решили объединить эти два абсолютно разных понятия — страх и когнитивные искажения, ведь инстинкт выживания заложен в нашей природе, это приводит к постоянной непрекращающейся борьбе. Наш мозг видит опасность повсюду, реагирует на образ врага сильным чувством страха и тревоги. Этот страх заставляет нас подчиняться обусловленному мышлению. Обусловленное мышление создает различного рода когнитивные искажения, предрассудки, шаблоны поведения и стереотипы.

Таким образом, люди реагируют в соответствии с привычными моделями поведения, во многом ошибочными. Автоматической реакцией на все неизвестное, отличное от наших установок становится сильный страх, желание защитить себя.

Когда появляется страх, мы теряем уверенность и начинаем реагировать на ложные угрозы. Страх вызывает образ врага, образ врага заставляет нас бояться, пробуждает древние инстинкты и заслоняет разум и порождает предрассудки, которые вновь нас пугают и принуждают к образу врага [7, с. 64].

Мысль сама создает проблему, а затем пытается ее решить. Ведь проблема не возникает сама по себе — она порождается нашими негативными мыслями, словами и поступками [8, с. 75]. У людей есть способность, которая может исправить обусловленное мышление — это «проприацептивное обучение» [6, с. 39]. Проприоцепция мышления освобождает его от рефлексов, которые заставляют нас верить, что наше мнение о мире, в котором мы живем, является истиной в последней инстанции [5].

Выводы. Мир действительно может и должен выступать как область творчества. Ведь только через креативные практики и опыт переживания можно освободить себя от предрассудков, научиться противостоять страхам и обусловленному мышлению.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: julia9989@list.ru

студентка, группа ФК-49, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: ionesov@mail.ru

научный руководитель, профессор, доктор культурологии, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Боброва Л.А. Когнитивные искажения // Социальные и гуманитарные науки. Серия 3: Философия. реферативный журнал. 2021. № 2. С. 69−79.
  2. Батурин Н.А. Психодиагностика в России // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 24−27.
  3. Батурин Н.А., Пичугова А.В. Компендиум психодиагностических методик России (1997–2007 гг.): описание и первичный // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2008. Вып. 1. № 31 (131). С. 63−68.
  4. Ионесов В.И. Сопротивление культур: к особенностям нашего времени // В сборнике: Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесовой, Л.М. Артамоновой. 2014. С. 166−173.
  5. Тиллманнс М. Применение проприацепции мышления в философствовании с детьми // Cоциум и власть. 2019. № 4 (78). С. 69−76.
  6. Уэбстер-Дойл Т. Игры разума: к пониманию природы предрассудков и конфликтов, или, как научиться жить в мире. Самара: СНЦ, 2020.
  7. Уэбстер-Дойл Т. Испытание миром: рождены ли мы для войны? 20 полезных творческих уроков, дающих знания о том, как жить в мире и согласии. Самара: Прайм, 2022.
  8. Уэбстер-Дойл Т. Укрощение задиры. Обречены ли мы ссориться? От детской площадки до поля битвы, или о том, как не быть задирой, и научиться жить в мире и согласии. Дидактический материал по преодолению страха, предрассудков и конфликтов. Самара: Прайм, 2022.
  9. Определение понятия страх. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 20.03.22]. Доступ по ссылке: https://studbooks.net/1592631/psihologiya/opredelenie_ponyatiya_strah

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Копылова Ю.С., Ионесов В.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies