Экзистенциальное переживание музыки и поэзии Дэвида Боуи в концепции Саймона Кричли

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Культура — отражение того, что происходит в обществе и в жизни отдельного человека. Это особенно выразительно проявляется в искусстве. Музыкант, художник или танцор передают через свое творчество эмоции, чувства, которые скрываются внутри, и через творческий процесс, катарсис, они помогают обрести спокойствие и гармонию с самим собой и с меняющимся миром [1–4]. Экзистенциальный кризис — не только драма бытия, но и кладезь новых идей, креативных решений и художественных открытий. Творчество Дэвида Боуи раскрывает смыслы эпохи и особенности искусства перевоплощения в беспокойном мире.

Цель — раскрыть и обосновать культурологическую концепцию Саймона Кричли в изучении музыкального наследия Дэвида Боуи.

Методы. В работе использовались различные методы когнитивного анализа текстологического материала в сочинениях Саймона Кричли, а также художественных артикуляций в музыкальном творчестве Дэвида Боуи.

Результаты. Проблема имитации или арт-фальсификации — одна из тем, над которой размышляет С. Кричли, и она раскрывается даже в самой поэзии музыканта. «Я говорю себе: я не знаю, кто я» и «Я провидец, я лжец», — писал Боуи. Кричли отмечает, что фальшь не компрометирует истинное содержание творчества музыканта, а благодаря ей оно раскрывается. Музыкант в своем творчестве таким образом показывает правду во лжи. Философ пишет: «Его творчество — принципиально искусственная и саморефлексирующая сладостная иллюзия, и ее фальшивость не лжива, она служит ощутимой, материальной правде» [5].

Что привлекает зрителя в Боуи? Прежде всего то, что он не скрывает своей так называемой фальши. Быть может, в этом и есть ключевой смысл, искренность творчества музыканта? Возможно, что персонажи и образы Боуи — не фальшивы, ведь в каждого артист вкладывал частичку себя. В каждом герое он концентрирует все свое внимание и тем самым передает то, что он мучительно переживает и, одновременно, кем он хочет быть. Голос, текст, стиль, которые менялись артистом не раз в разные периоды жизни, — есть всего лишь красивое дополнение к узнаваемому образу.

Боуи считает, как показывает в своей книге С. Кричли, что люди способны изобрести себя заново, что наши идентичности хрупкие и неаутентичные [5]. Поэтому и сам Боуи может постоянно перевоплощаться, достигая новых результатов посредством разных аутентичных проекций как в образах, так и в музыке. И у этого искусства перевоплощения нет пределов, кроме смерти. Каждая поэтическая смерть его образа (а именно так это и ассоциируется с завершением работы каждого героя) — это освобождение от фантазии через новый опыт переживания вновь создаваемого образа. Это становится новым путешествием, поиском смысла внутри себя, ведь возможности каждого индивида безграничны. Внутри нас кроются множество личностей, которых не боялся раскрывать Боуи и показывал их сложный и внутренне напряженный эстетический мир.

Известно, что Боуи на одном из своих концертов объявил, что это последний концерт Стардаста. Все восприняли это в негативном контексте, люди были разочарованы, ведь в какой-то степени этот образ обожествлялся у фанатов. Однако сам артист считал, что ничего и никого не стоит обожествлять, как и то, что ничто не вечно — все должны умереть, это естественно. Но это как раз и означает, что история одного персонажа просто закончилась, и далее следует что-то новое: границы и переходы, поиск и открытие, переживание и проникновение.

Выводы. Различные условия и обстоятельства показывают ту культурную реальность, в которой были созданы художественные и сценические воплощения Дэвида Боуи, с которыми он жил как на сцене, так и вне ее, переживая различные духовные тяготы и экзистенциальные кризисы. Но все же лейтмотив творчества Боуи — поиск себя. Мировоззренческие и эстетические переживания породили множество персонажей, в каждом из них Боуи искал и находил разные отклики своего характера. Музыкальное наследие Боуи неисчерпаемо, оно продолжает радовать и вдохновлять зрителей, заставляя их думать, переживать и открывать для себя важные смыслы, мироощущения и знания.

Full Text

Обоснование. Культура — отражение того, что происходит в обществе и в жизни отдельного человека. Это особенно выразительно проявляется в искусстве. Музыкант, художник или танцор передают через свое творчество эмоции, чувства, которые скрываются внутри, и через творческий процесс, катарсис, они помогают обрести спокойствие и гармонию с самим собой и с меняющимся миром [1–4]. Экзистенциальный кризис — не только драма бытия, но и кладезь новых идей, креативных решений и художественных открытий. Творчество Дэвида Боуи раскрывает смыслы эпохи и особенности искусства перевоплощения в беспокойном мире.

Цель — раскрыть и обосновать культурологическую концепцию Саймона Кричли в изучении музыкального наследия Дэвида Боуи.

Методы. В работе использовались различные методы когнитивного анализа текстологического материала в сочинениях Саймона Кричли, а также художественных артикуляций в музыкальном творчестве Дэвида Боуи.

Результаты. Проблема имитации или арт-фальсификации — одна из тем, над которой размышляет С. Кричли, и она раскрывается даже в самой поэзии музыканта. «Я говорю себе: я не знаю, кто я» и «Я провидец, я лжец», — писал Боуи. Кричли отмечает, что фальшь не компрометирует истинное содержание творчества музыканта, а благодаря ей оно раскрывается. Музыкант в своем творчестве таким образом показывает правду во лжи. Философ пишет: «Его творчество — принципиально искусственная и саморефлексирующая сладостная иллюзия, и ее фальшивость не лжива, она служит ощутимой, материальной правде» [5].

Что привлекает зрителя в Боуи? Прежде всего то, что он не скрывает своей так называемой фальши. Быть может, в этом и есть ключевой смысл, искренность творчества музыканта? Возможно, что персонажи и образы Боуи — не фальшивы, ведь в каждого артист вкладывал частичку себя. В каждом герое он концентрирует все свое внимание и тем самым передает то, что он мучительно переживает и, одновременно, кем он хочет быть. Голос, текст, стиль, которые менялись артистом не раз в разные периоды жизни, — есть всего лишь красивое дополнение к узнаваемому образу.

Боуи считает, как показывает в своей книге С. Кричли, что люди способны изобрести себя заново, что наши идентичности хрупкие и неаутентичные [5]. Поэтому и сам Боуи может постоянно перевоплощаться, достигая новых результатов посредством разных аутентичных проекций как в образах, так и в музыке. И у этого искусства перевоплощения нет пределов, кроме смерти. Каждая поэтическая смерть его образа (а именно так это и ассоциируется с завершением работы каждого героя) — это освобождение от фантазии через новый опыт переживания вновь создаваемого образа. Это становится новым путешествием, поиском смысла внутри себя, ведь возможности каждого индивида безграничны. Внутри нас кроются множество личностей, которых не боялся раскрывать Боуи и показывал их сложный и внутренне напряженный эстетический мир.

Известно, что Боуи на одном из своих концертов объявил, что это последний концерт Стардаста. Все восприняли это в негативном контексте, люди были разочарованы, ведь в какой-то степени этот образ обожествлялся у фанатов. Однако сам артист считал, что ничего и никого не стоит обожествлять, как и то, что ничто не вечно — все должны умереть, это естественно. Но это как раз и означает, что история одного персонажа просто закончилась, и далее следует что-то новое: границы и переходы, поиск и открытие, переживание и проникновение.

Выводы. Различные условия и обстоятельства показывают ту культурную реальность, в которой были созданы художественные и сценические воплощения Дэвида Боуи, с которыми он жил как на сцене, так и вне ее, переживая различные духовные тяготы и экзистенциальные кризисы. Но все же лейтмотив творчества Боуи — поиск себя. Мировоззренческие и эстетические переживания породили множество персонажей, в каждом из них Боуи искал и находил разные отклики своего характера. Музыкальное наследие Боуи неисчерпаемо, оно продолжает радовать и вдохновлять зрителей, заставляя их думать, переживать и открывать для себя важные смыслы, мироощущения и знания.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: persushinka@gmail.com

студентка, группа КМ-220, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: ionesov@mail.ru

научный руководитель, профессор, доктор культурологии, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Винькова В.К., Леонтьев Э.А. Роль поэзии в социальном управлении // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35. С. 80−83.
  2. Дэвид Боуи — о своих образах, Ленноне и наследии / Интервью / Русская озвучка / Nadsat. [Видеозапись]. (дата обращения: 25.06.2020). Доступ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=7yD4XXbCilU
  3. Карнаух М.П. Экзистенциальный кризис как основа самопознания // Вестник МГУТ им. Г.И. Носова. 2005. № 2, С. 55−57.
  4. Лях В.И. Место музыкального искусства в современном обществе и особенности его изучения в дискурсе культурологии // Общество: философия, история, культура. 2017. № 11. С. 121−125.
  5. Кричли С. Боуи. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Шатова А.Л., Ионесов В.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies