Музеи культуры мира и артефакты миротворчества в практике художественного экспонирования (историографический обзор)
- Authors: 1, 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2022)
- Pages: 280-281
- Section: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/108885
- ID: 108885
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В 1992 г. на конференции в Бредфорде (Великобритания) была основана Международная сеть музеев мира. В 2005 г. сеть была переименована в «Международную сеть музеев за мир» (International Network of Museums for Peace). Важной объединяющей идеей международного объединения является развитие культуры мира, образовательных программ ООН и ЮНЕСКО. Задачи международной сети — развитие обменов и сотрудничества между музеями за мир, оказание помощи в создании новых музейных площадок и выставочных проектов, а также проведение совместных миротворческих мероприятий. Следует различать в деятельности современных музеев мира два вида миротворчества:
1) практику сдерживания войны и удержания мира (peace memorial heritage);
2) практику продвижения мира и преобразования культуры (culture of peace-creativity).
Выделяются несколько разновидностей музеев мира:
- Универсальные музеи.
- Музеи вооружения.
- Музеи войн и жертв насилия.
- Музеи миротворчества.
Цель — раскрыть историографические предпосылки изучения деятельности музеев за мир.
Методы. Использованы методы систематизации и сравнительно-историографического анализа.
Результаты. Историография вопроса музеефикации мира не столь обширна, как того заслуживает. Музейные практики миротворчества рассматриваются исследователями преимущественно в контексте социального насилия, конфликта и военной истории (Анзай, Апсел, ван ден Дунген, Ямане, Сикандер, Кимура), но в некоторых сочинениях поднимаются вопросы теории и практики музейного проектирования (Андерсон, Крок, Голдинг, Модест, Хейн, Линдауэр, Маклен, Поллок, Ширки, Вейл). Ставится задача переквалификации концептов войны и мира, в том числе в контексте культурологического знания (Апсел, Баррет, Бедфорд, Пахтер, Лэндри, Ширч, Саймон).
Современными исследователями, в целом, подчеркивается необходимость перехода к новым коммуникативным стратегиям в конструировании миротворческого процесса, к актуальным технологиям визуального моделирования и креативному опыту репрезентации мира как культурной ценности. Отмечается значимость расширения арт-предметной и событийной экранизации музейного пространства, в котором вещи и люди будут выступать участниками большого разговора о насущных запросах современности (Бенсаид, Бишоп, Харман, Геновэй, Джарман, ван ден Дункен, Ионесов, Саймон, Сонтаг, Ямане).
Весьма полезными в изучении вопросов актуальных практик музеефикации мира представляются публикации и проекты основного стратега и координатора музейной деятельности в сфере миротворчества — Международной сети музеев за мир (The International Network of Museums for Peace) INPM, see https://www.inmp.net/). Деятельность INPM, сегодня объединяет более 100 музеев и организаций из свыше 50 стран мира, культивирующих идеи мира и ненасилия. Организация аккумулирует как теоретические, так и практико-ориентированные исследования проблем мира, регулярно проводит международные форумы и тематические дискуссии по развитию музейно-миротворческих движений. Главное то, что INPM сумела сформировать свою культуру — свой узнаваемый имидж, свою философию миропорядка, свои традиции, социально-художественные практики, образовательные проекты, печатные издания, символические атрибуты и даже свой язык профессионального творчества. Создание своей культуры уже само по себе огромное достояние, ибо организация обрела необходимые эффективные инструменты для осуществления своей миротворческой миссии и продвижения социально-значимых инициатив [1].
В круг исследований многих авторов входят вопросы сохранения мира в региональных сообществах, общие проблемы разоружения, коммеморативная деятельность, опыт социального проектирования и волонтерские движения. Несмотря на разнообразие музейных проектов, мир в работах многих авторов позиционируется, прежде всего, как память о жертвах войн и насилия, увековечивание знаний о прошлом через публичную презентацию документальных свидетельств и реконструкцию военно-исторических событий [3, 4]. Однако в последние годы можно заметить и другую тенденцию. В ряде публикаций внимание уделяется к социальным аспектам просветительской деятельности музея и техникам его взаимоотношения с обществом (Анзай, Ионесов, Ямане).
Выводы. Музей мира выступает в этом ракурсе в качестве образовательной площадки, просвещая и поддерживая нуждающихся в знаниях людей. Исследователи азиатских миротворческих практик предлагают различные музейные сценарии объединения людей вокруг социально-значимых ценностей, а также рисуют перспективы решения неотложных задач по предотвращению социальной несправедливости, бедности и насилия в регионе [1, 2].
При этом в повседневной культуре отмечается различие в подходах и восприятии людей социальной миссии музеев мира на Востоке и Западе. В азиатской традиции мир понимается, скорее, как закрепленный традицией стереотип и социально-эстетический образ согласованного и признанного миропорядка, тогда как на Западе речь идет о преобразовательной стратегии, техниках укрощения конфликтов и насилия и культивирования новых ценностей.
Keywords
Full Text
Обоснование. В 1992 г. на конференции в Бредфорде (Великобритания) была основана Международная сеть музеев мира. В 2005 г. сеть была переименована в «Международную сеть музеев за мир» (International Network of Museums for Peace). Важной объединяющей идеей международного объединения является развитие культуры мира, образовательных программ ООН и ЮНЕСКО. Задачи международной сети — развитие обменов и сотрудничества между музеями за мир, оказание помощи в создании новых музейных площадок и выставочных проектов, а также проведение совместных миротворческих мероприятий. Следует различать в деятельности современных музеев мира два вида миротворчества:
1) практику сдерживания войны и удержания мира (peace memorial heritage);
2) практику продвижения мира и преобразования культуры (culture of peace-creativity).
Выделяются несколько разновидностей музеев мира:
- Универсальные музеи.
- Музеи вооружения.
- Музеи войн и жертв насилия.
- Музеи миротворчества.
Цель — раскрыть историографические предпосылки изучения деятельности музеев за мир.
Методы. Использованы методы систематизации и сравнительно-историографического анализа.
Результаты. Историография вопроса музеефикации мира не столь обширна, как того заслуживает. Музейные практики миротворчества рассматриваются исследователями преимущественно в контексте социального насилия, конфликта и военной истории (Анзай, Апсел, ван ден Дунген, Ямане, Сикандер, Кимура), но в некоторых сочинениях поднимаются вопросы теории и практики музейного проектирования (Андерсон, Крок, Голдинг, Модест, Хейн, Линдауэр, Маклен, Поллок, Ширки, Вейл). Ставится задача переквалификации концептов войны и мира, в том числе в контексте культурологического знания (Апсел, Баррет, Бедфорд, Пахтер, Лэндри, Ширч, Саймон).
Современными исследователями, в целом, подчеркивается необходимость перехода к новым коммуникативным стратегиям в конструировании миротворческого процесса, к актуальным технологиям визуального моделирования и креативному опыту репрезентации мира как культурной ценности. Отмечается значимость расширения арт-предметной и событийной экранизации музейного пространства, в котором вещи и люди будут выступать участниками большого разговора о насущных запросах современности (Бенсаид, Бишоп, Харман, Геновэй, Джарман, ван ден Дункен, Ионесов, Саймон, Сонтаг, Ямане).
Весьма полезными в изучении вопросов актуальных практик музеефикации мира представляются публикации и проекты основного стратега и координатора музейной деятельности в сфере миротворчества — Международной сети музеев за мир (The International Network of Museums for Peace) INPM, see https://www.inmp.net/). Деятельность INPM, сегодня объединяет более 100 музеев и организаций из свыше 50 стран мира, культивирующих идеи мира и ненасилия. Организация аккумулирует как теоретические, так и практико-ориентированные исследования проблем мира, регулярно проводит международные форумы и тематические дискуссии по развитию музейно-миротворческих движений. Главное то, что INPM сумела сформировать свою культуру — свой узнаваемый имидж, свою философию миропорядка, свои традиции, социально-художественные практики, образовательные проекты, печатные издания, символические атрибуты и даже свой язык профессионального творчества. Создание своей культуры уже само по себе огромное достояние, ибо организация обрела необходимые эффективные инструменты для осуществления своей миротворческой миссии и продвижения социально-значимых инициатив [1].
В круг исследований многих авторов входят вопросы сохранения мира в региональных сообществах, общие проблемы разоружения, коммеморативная деятельность, опыт социального проектирования и волонтерские движения. Несмотря на разнообразие музейных проектов, мир в работах многих авторов позиционируется, прежде всего, как память о жертвах войн и насилия, увековечивание знаний о прошлом через публичную презентацию документальных свидетельств и реконструкцию военно-исторических событий [3, 4]. Однако в последние годы можно заметить и другую тенденцию. В ряде публикаций внимание уделяется к социальным аспектам просветительской деятельности музея и техникам его взаимоотношения с обществом (Анзай, Ионесов, Ямане).
Выводы. Музей мира выступает в этом ракурсе в качестве образовательной площадки, просвещая и поддерживая нуждающихся в знаниях людей. Исследователи азиатских миротворческих практик предлагают различные музейные сценарии объединения людей вокруг социально-значимых ценностей, а также рисуют перспективы решения неотложных задач по предотвращению социальной несправедливости, бедности и насилия в регионе [1, 2].
При этом в повседневной культуре отмечается различие в подходах и восприятии людей социальной миссии музеев мира на Востоке и Западе. В азиатской традиции мир понимается, скорее, как закрепленный традицией стереотип и социально-эстетический образ согласованного и признанного миропорядка, тогда как на Западе речь идет о преобразовательной стратегии, техниках укрощения конфликтов и насилия и культивирования новых ценностей.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Email: klim0vaaleksandra@yandex.ru
студентка группы КМ-22
Russian Federation, СамараСамарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: ionesov@mail.ru
научный руководитель автора, профессор, доктор культурологии, доцент
Russian Federation, СамараReferences
- Ионесов А.И., Ионесов В.И. Музей, как миротворчество: cпособны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). С. 75−81.
- Ионесов В.И., Куруленко Э.А. Культура как миротворчество и социальное подвижничество: региональные проектные практики // Культурологический журнал. 2013. № 1. С. 130−139.
- Саймон Н. Партиципаторный музей. Москва: Ад Маргинем Пресс (Garage Pro), 2017.
- Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. Серия «Совместная издательская программа с Музеем «Гараж». Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014.