Основные направления в изучении школьного кино периода «оттепели»

Мұқаба
  • Авторлар: 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Шығарылым: Том 2 (2022)
  • Беттер: 58-59
  • Бөлім: Российская и зарубежная история
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107103
  • ID: 107103

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Период «оттепели» считается эпохой расцвета советского кино, когда к нему было приковано внимание не только отечественной, но и мировой киноаудитории. Один из ярких феноменов этого времени — «школьное кино». Его научное осмысление началось в конце XX – начале XXI в. Но несмотря на то, что проблема нашла отражение в коллективных, монографических, диссертационных и других исследованиях, она осталась недостаточно изученной.

Цель — выделить основные направления в изучении «школьного кино» периода «оттепели» в современной отечественной историографии.

Методы. В работе использован сравнительно-исторический метод.

Результаты. Можно выделить следующие подходы в изучении интересующей нас темы:

  1. Искусствоведческий (киноведческий) подход — ведущее направление с 1960-х гг. и до настоящего времени. В рамках данного подхода была показана специфика изменений, произошедших в эпоху «оттепели» в советском киноискусстве; впервые выявлен новый тематический жанр — подростковое и молодежное кино. Значительное внимание советские киноведы уделяли проблеме формирования школьников в реалиях 50–60-х годов через призму общественного конфликта. В постсоветской историографии по новизне выводов выделяются фундаментальные труды двух киноведов — Н.М. Зоркой [3] и В.И. Фомина [7].
  2. Социологический подход. Как и предыдущий, методологический подход берет свое начало с 1960-х гг. и развивается до наших дней. Его характерная особенность состоит в том, что «школьное кино» рассматривается как неотъемлемая часть жизни советского общества периода «оттепели», изучается реакция зрителей на «школьный» кинематограф, основные предпочтения детской и юношеской аудитории. Данный подход представлен в работах обобщающего характера по истории отечественного кино [4]. Новизна указанного ракурса заключается в том, что авторы впервые обосновали необходимость использования кинофильмов для объективного анализа советской и постсоветской истории нашей страны. К сожалению, в контексте оттепельного «школьного кино» он не получил достаточно широкого распространения.
  3. Культурно-антропологический подход. Применительно к изучению киноисточников в целом подход развивается с конца XX столетия в связи с «антропологическим поворотом». В его рамках в работах 1990–2000 гг. впервые подробно освещается трансформация «образов» учителей и учеников периода «оттепели», акцентируется внимание на типологии учительских конфликтов [2, 5, 8]. Следует выделить исследования, в которых подверглись ревизии сложившиеся характеристики, практики поведения учителей, их ценностные предпочтения, получившие отражение в «оттепельных» аудиовизуальных документах. В этой связи представляют интерес общие и частные выводы В.Ю. Михайлина и Г.А. Беляевой, в чьих работах была впервые детально рассмотрена история советского «школьное кино» [6]. В известной мере к ним примыкают публикации Л.Ю. Аркус, которой принадлежат глубокие и тонкие наблюдения относительно изменений в проблематике «школьного кино» в условиях «оттепели», места и роли в кинофильмах ключевых школьных персонажей: «белой вороны», «коллектива и наставника» и др. [1].
  4. Исторический подход. Мы вынуждены констатировать, что по не вполне понятным причинам этот подход практически не представлен в работах по истории «школьного кино» 1950–1960 гг.

Выводы. В целом изучение советского «школьного кино» до сих пор находится в стадии становления. К настоящему времени в его изучении накопилось немало пробелов. Значимой научной задачей является объективный и всесторонний анализ художественных фильмов указанной проблематики как исторического источника, свидетельствующего о переменах в политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни того времени.

Толық мәтін

Обоснование. Период «оттепели» считается эпохой расцвета советского кино, когда к нему было приковано внимание не только отечественной, но и мировой киноаудитории. Один из ярких феноменов этого времени — «школьное кино». Его научное осмысление началось в конце XX – начале XXI в. Но несмотря на то, что проблема нашла отражение в коллективных, монографических, диссертационных и других исследованиях, она осталась недостаточно изученной.

Цель — выделить основные направления в изучении «школьного кино» периода «оттепели» в современной отечественной историографии.

Методы. В работе использован сравнительно-исторический метод.

Результаты. Можно выделить следующие подходы в изучении интересующей нас темы:

  1. Искусствоведческий (киноведческий) подход — ведущее направление с 1960-х гг. и до настоящего времени. В рамках данного подхода была показана специфика изменений, произошедших в эпоху «оттепели» в советском киноискусстве; впервые выявлен новый тематический жанр — подростковое и молодежное кино. Значительное внимание советские киноведы уделяли проблеме формирования школьников в реалиях 50–60-х годов через призму общественного конфликта. В постсоветской историографии по новизне выводов выделяются фундаментальные труды двух киноведов — Н.М. Зоркой [3] и В.И. Фомина [7].
  2. Социологический подход. Как и предыдущий, методологический подход берет свое начало с 1960-х гг. и развивается до наших дней. Его характерная особенность состоит в том, что «школьное кино» рассматривается как неотъемлемая часть жизни советского общества периода «оттепели», изучается реакция зрителей на «школьный» кинематограф, основные предпочтения детской и юношеской аудитории. Данный подход представлен в работах обобщающего характера по истории отечественного кино [4]. Новизна указанного ракурса заключается в том, что авторы впервые обосновали необходимость использования кинофильмов для объективного анализа советской и постсоветской истории нашей страны. К сожалению, в контексте оттепельного «школьного кино» он не получил достаточно широкого распространения.
  3. Культурно-антропологический подход. Применительно к изучению киноисточников в целом подход развивается с конца XX столетия в связи с «антропологическим поворотом». В его рамках в работах 1990–2000 гг. впервые подробно освещается трансформация «образов» учителей и учеников периода «оттепели», акцентируется внимание на типологии учительских конфликтов [2, 5, 8]. Следует выделить исследования, в которых подверглись ревизии сложившиеся характеристики, практики поведения учителей, их ценностные предпочтения, получившие отражение в «оттепельных» аудиовизуальных документах. В этой связи представляют интерес общие и частные выводы В.Ю. Михайлина и Г.А. Беляевой, в чьих работах была впервые детально рассмотрена история советского «школьное кино» [6]. В известной мере к ним примыкают публикации Л.Ю. Аркус, которой принадлежат глубокие и тонкие наблюдения относительно изменений в проблематике «школьного кино» в условиях «оттепели», места и роли в кинофильмах ключевых школьных персонажей: «белой вороны», «коллектива и наставника» и др. [1].
  4. Исторический подход. Мы вынуждены констатировать, что по не вполне понятным причинам этот подход практически не представлен в работах по истории «школьного кино» 1950–1960 гг.

Выводы. В целом изучение советского «школьного кино» до сих пор находится в стадии становления. К настоящему времени в его изучении накопилось немало пробелов. Значимой научной задачей является объективный и всесторонний анализ художественных фильмов указанной проблематики как исторического источника, свидетельствующего о переменах в политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни того времени.

×

Авторлар туралы

Самарский государственный социально-педагогический университет

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: tatyana.moiseeva@sgspu.ru

студентка, группа 51, исторический факультет

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Аркус Л.Ю. Приключения белой вороны: Эволюция «школьного фильма» в советском кино. [дата обращения: 30.07.2022]. Доступ по ссылке: https://seance.ru/magazine/n41–42/
  2. Баранова Е.Ю. Советское «школьное» кино: проблематика, типология героев и конфликтов // ЛОМОНОСОВ – 2018: Материалы Международного молодежного научного форума. [Электронное издание]. Москва, 2018. С. 1–3.
  3. Зоркая Н.М. История отечественного кино. ХХ век. Москва: Белый город, 2014.
  4. История страны. История кино / под ред. С.С. Секиринского. Москва: Знак, 2004.
  5. Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе периода «оттепели» // Сибирский научный вестник. 2015. № 4. С. 150–156.
  6. Михайлин В.Ю., Беляева Г.А. Скрытый учебный план: антропология советского школьного кино начала 1930-х – середины 1960-х гг. Москва: НЛО, 2020.
  7. Фомин В.И. История российской кинематографии (1941–1968 гг.). Москва: Канон-плюс, 2019.
  8. Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). С. 4–16.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Моисеева Т.С., 2022

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>