Режиссура П.Л. Монастырского

Мұқаба
  • Авторлар: 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Шығарылым: Том 2 (2022)
  • Беттер: 30-31
  • Бөлім: История
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107695
  • ID: 107695

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Деятельность П.Л. Монастырского в Куйбышевском драматическом театре представляет собой значимый период в его истории. Между тем тема на данный момент изучена недостаточно.

Цель — изучить основные особенности творчества П.Л. Монастырского.

Методы. С целью изучения особенностей творчества П.Л. Монастырского был осуществлен анализ таких источников, как мемуары П.Л. Монастырского, статьи о театре Л.А. Финка.

Результаты. В 1960–1980-е годы советский театр в целом активно развивается, ищет новые подходы к творчеству и зрителю, находит новые творческие тенденции.

Шестидесятники противопоставили массовому герою, который был в центре произведений соцреалистов, личность отдельного человека. В театре периода «оттепели» в центре часто оказывается частный человек [1, с. 26].

Театр в 1960–1980-е годы выстраивает особые взаимоотношения со зрительным залом, стремится сделать зрителя своим единомышленником. Куйбышевский драматический театр также стремится к диалогу со зрителями, к тому, чтобы, по выражению П.Л. Монастырского, «постепенно обращать их в свою веру» [2, с. 209–222].

В театре 1960–1970-х гг. приобретают популярность как массовые постановки, так и камерные спектакли [8, с. 12]. Такие спектакли ставит и Куйбышевский театр драмы, например, долгое время на сцене театра шла «Варшавская мелодия» [3, с. 219]. Камерные постановки усиливают ощущение личного общения актеров в зале, близости их к зрителю.

П.Л. Монастырский относился к той категории режиссеров, которые, как Мейерхольд и Вахтангов, отказывались «умирать в актере», признавать невидимость режиссера нормой. П.Л. Монастырский, ученик Б.Е. Захавы, принес вахтанrовское начало и на куйбышевскую сцену. Для П.Л. Монастырского также были характерны оригинальные мизансцены, эффекты внешних решений. П.Л. Монастырский не боялся экспериментов, акцентирующих театральную условность [7, с. 275–277].

П.Л. Монастырский придавал огромное значение необходимости образного решение спектакля как сочинения, использования сценографии для лучшего понимания смысла спектакля [4, с. 75]. Важное значение он придавал оформлению спектакля, так, например, интересными были декорации в спектакле «Ричард третий» — хрупкий стульчик-трон и массивное орудие смерти — гильотина. Данное оформление позволяло передать мысль спектакля. В 1962 г. состоялись большие гастроли театра в Москве, где постановка Монастырского имела большой успех [2, с. 229–230].

Московский критик В. Калиш придавал особое значение постановке П.Л. Монастырского «Дело Артамоновых» [5, с. 11–13]. В 1960-е годы начинается увлечение П.Л. Монастырского инсценировками прозы. Широта изображения народной жизни в произведениях Горького требовала массовых сцен, которые стали значимой особенностью творчества П.Л. Монастырского, придающей постановкам эпическую широту [6, с. 276].

Театр стремился искать классические произведения, перекликающиеся с современностью по своему содержанию, не потерявшие актуальность. По словам театрального критика Л.А. Финка, П.Л. Монастырский искал узнаваемость «не в бытовой близости ситуаций и поступков, а гораздо шире — как возможность извлечь из прошлого нравственные уроки для настоящего». Приближение произведений классики к современным проблемам достигалось не изменениями внешнего вида спектакля, а поиском глубокого внутреннего сходства» [7, с. 3–4]. Так, например, в спектакле «Чайка» на самарской сцене (1984 г.) П.Л. Монастырский стремился с помощью интерпретации классического текста передать атмосферу всеобщего эгоизма, используя мизансцену, где все герои не смотрят друг на друга, передающую атмосферу отчужденности [4, с. 60].

Выводы. Таким образом, для театра 1960-х и 1970-х годов характерно стремление к диалогу со зрителем, дальнейшее развитие традиций направления Е. Вахтангова. Эти тенденции отразились и в творчестве Куйбышевского драматического театра. П.Л. Монастырский придавал большое значение мизансценам и сценографии как средству для создания художественного образа. Важнейшим принципом режиссерской работы для П.Л. Монастырского была актуальность, близость проблемы спектакля к современному зрителю.

Толық мәтін

Обоснование. Деятельность П.Л. Монастырского в Куйбышевском драматическом театре представляет собой значимый период в его истории. Между тем тема на данный момент изучена недостаточно.

Цель — изучить основные особенности творчества П.Л. Монастырского.

Методы. С целью изучения особенностей творчества П.Л. Монастырского был осуществлен анализ таких источников, как мемуары П.Л. Монастырского, статьи о театре Л.А. Финка.

Результаты. В 1960–1980-е годы советский театр в целом активно развивается, ищет новые подходы к творчеству и зрителю, находит новые творческие тенденции.

Шестидесятники противопоставили массовому герою, который был в центре произведений соцреалистов, личность отдельного человека. В театре периода «оттепели» в центре часто оказывается частный человек [1, с. 26].

Театр в 1960–1980-е годы выстраивает особые взаимоотношения со зрительным залом, стремится сделать зрителя своим единомышленником. Куйбышевский драматический театр также стремится к диалогу со зрителями, к тому, чтобы, по выражению П.Л. Монастырского, «постепенно обращать их в свою веру» [2, с. 209–222].

В театре 1960–1970-х гг. приобретают популярность как массовые постановки, так и камерные спектакли [8, с. 12]. Такие спектакли ставит и Куйбышевский театр драмы, например, долгое время на сцене театра шла «Варшавская мелодия» [3, с. 219]. Камерные постановки усиливают ощущение личного общения актеров в зале, близости их к зрителю.

П.Л. Монастырский относился к той категории режиссеров, которые, как Мейерхольд и Вахтангов, отказывались «умирать в актере», признавать невидимость режиссера нормой. П.Л. Монастырский, ученик Б.Е. Захавы, принес вахтанrовское начало и на куйбышевскую сцену. Для П.Л. Монастырского также были характерны оригинальные мизансцены, эффекты внешних решений. П.Л. Монастырский не боялся экспериментов, акцентирующих театральную условность [7, с. 275–277].

П.Л. Монастырский придавал огромное значение необходимости образного решение спектакля как сочинения, использования сценографии для лучшего понимания смысла спектакля [4, с. 75]. Важное значение он придавал оформлению спектакля, так, например, интересными были декорации в спектакле «Ричард третий» — хрупкий стульчик-трон и массивное орудие смерти — гильотина. Данное оформление позволяло передать мысль спектакля. В 1962 г. состоялись большие гастроли театра в Москве, где постановка Монастырского имела большой успех [2, с. 229–230].

Московский критик В. Калиш придавал особое значение постановке П.Л. Монастырского «Дело Артамоновых» [5, с. 11–13]. В 1960-е годы начинается увлечение П.Л. Монастырского инсценировками прозы. Широта изображения народной жизни в произведениях Горького требовала массовых сцен, которые стали значимой особенностью творчества П.Л. Монастырского, придающей постановкам эпическую широту [6, с. 276].

Театр стремился искать классические произведения, перекликающиеся с современностью по своему содержанию, не потерявшие актуальность. По словам театрального критика Л.А. Финка, П.Л. Монастырский искал узнаваемость «не в бытовой близости ситуаций и поступков, а гораздо шире — как возможность извлечь из прошлого нравственные уроки для настоящего». Приближение произведений классики к современным проблемам достигалось не изменениями внешнего вида спектакля, а поиском глубокого внутреннего сходства» [7, с. 3–4]. Так, например, в спектакле «Чайка» на самарской сцене (1984 г.) П.Л. Монастырский стремился с помощью интерпретации классического текста передать атмосферу всеобщего эгоизма, используя мизансцену, где все герои не смотрят друг на друга, передающую атмосферу отчужденности [4, с. 60].

Выводы. Таким образом, для театра 1960-х и 1970-х годов характерно стремление к диалогу со зрителем, дальнейшее развитие традиций направления Е. Вахтангова. Эти тенденции отразились и в творчестве Куйбышевского драматического театра. П.Л. Монастырский придавал большое значение мизансценам и сценографии как средству для создания художественного образа. Важнейшим принципом режиссерской работы для П.Л. Монастырского была актуальность, близость проблемы спектакля к современному зрителю.

×

Авторлар туралы

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: Sasha_shept@mail.ru

студентка, группа 5301-460301D, исторический факультет

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Богданова П.Б. Историко-культурный цикл: российское театральное режиссерское искусство во второй половине XX – начале XXI века: автореф. дис. д-ра культ. Москва, 2018.
  2. Монастырский П.Л. Аншлаг. Наблюдения, размышления, опыт главного режиссера. Москва: Изд. СТД РСФСР, 1988.
  3. Монастырский П.Л. Мой театр: Размышления. Самара: Книжное издательство, 1995.
  4. Монастырский П.Л. Режиссер и режиссура (для учащихся и учителей). Самара: Изд. СамГПУ, 2000.
  5. Монастырский П.Л. Совершенно несекретно. О времени, о себе, о вас. Самара: Изд-во ООО «Офорт», 1996.
  6. Финк Л.А. Живая память: Статьи о литературе и театре. Куйбышев: Книжное издательство, 1985.
  7. Финк Л.А. При свете рампы: Очерки и творческие портреты. Куйбышев. Куйбышевское книжное издательство, 1980.
  8. Шалашова А.В. Текст спектакля и контекст эпохи: советский театр 60-х годов читает русскую классику: автореф. ... дис. канд. искус. Москва, 2009.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Шептякова А.А., 2022

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>