Эксперимент с точкой зрения в романах «новой прозы» И. Макьюэна
- Авторлар: 1, 1
-
Мекемелер:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Шығарылым: Том 2 (2022)
- Беттер: 93-93
- Бөлім: Литературоведение
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107735
- ID: 107735
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Обоснование. Одним из самых ярких представителей современной литературы Великобритании по праву считается Иен Рассел Макьюэн. На данный момент из-под его пера вышло пятнадцать романов и два сборника рассказов. Помимо этого его авторству принадлежат сценарии нескольких фильмов и книги для детей. Работы И. Макьюэна переводят на многие языки мира, а список наград продолжает расти.
В 1987 г. он выпускает роман «Дитя во времени», положив начало периоду «новой прозы» И. Макьюэна. Как отмечал сам автор, этот роман ознаменовал перелом в его сознании. В период «новой прозы» у И. Макьюэна меняется отношение к героям и творчеству как таковому. Романы складываются из психологического, общественного, политического, национального и исторического контекстов. Роман становится преобладающим жанром в творчестве писателя. Друг за другом публикуются такие произведения, как «Невинный, или особые отношения», «Черные псы», «Невыносимая любовь», «Амстердам», «Искупление».
В этот период И. Макьюэн экспериментирует с жанром романа. В упомянутом ранее произведении «Дитя во времени» пространство многокомпонентно. Художественный мир произведения формируется материальным пространством, к которому прилагается пространство детства, взрослой жизни, семьи. В этом романе эксперимент с хронотопом направлен на создание образа человека, передвигающегося во времени-пространстве. И. Макьюэн конструирует собирательный образ человека, проходящего все ступени жизни.
Впрочем, цели и специфика экспериментов с жанром романа и отдельными приемами разнятся от романа к роману. Мы обращаемся к наиболее ярким образцам периода «новой прозы» И. Макьюэна — вышедшему в 1998 г. и принесшему писателю Букеровскую премию роману «Амстердам» и вышедшему в 2001 г. роману «Искупление» для исследования эксперимента с точкой зрения как одной из самых значимых составляющих творческого метода писателя.
Цель — охарактеризовать эксперимент с точкой зрения в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.
Методы. Сравнительный анализ романов И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление»
Результаты. Эксперимент с точкой зрения охарактеризован в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.
Выводы. Эксперимент с точкой зрения в романах И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление» осуществляется для исследования автором иллюзий в сознании современного человека. В романе «Амстердам» писатель сталкивает две опирающиеся на общие бинарные оппозиции «профессионализм — человечность» и «здравомыслие — беспамятство» точки зрения, раскрывая несостоятельность каждой из них. В свою очередь прием точки зрения в романе «Искупление» позволяет И. Макьюэну возложить на иллюзию сюжетообразующую и игровые роли, рассматривая взаимодействие действительности и художественного вымысла.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Обоснование. Одним из самых ярких представителей современной литературы Великобритании по праву считается Иен Рассел Макьюэн. На данный момент из-под его пера вышло пятнадцать романов и два сборника рассказов. Помимо этого его авторству принадлежат сценарии нескольких фильмов и книги для детей. Работы И. Макьюэна переводят на многие языки мира, а список наград продолжает расти.
В 1987 г. он выпускает роман «Дитя во времени», положив начало периоду «новой прозы» И. Макьюэна. Как отмечал сам автор, этот роман ознаменовал перелом в его сознании. В период «новой прозы» у И. Макьюэна меняется отношение к героям и творчеству как таковому. Романы складываются из психологического, общественного, политического, национального и исторического контекстов. Роман становится преобладающим жанром в творчестве писателя. Друг за другом публикуются такие произведения, как «Невинный, или особые отношения», «Черные псы», «Невыносимая любовь», «Амстердам», «Искупление».
В этот период И. Макьюэн экспериментирует с жанром романа. В упомянутом ранее произведении «Дитя во времени» пространство многокомпонентно. Художественный мир произведения формируется материальным пространством, к которому прилагается пространство детства, взрослой жизни, семьи. В этом романе эксперимент с хронотопом направлен на создание образа человека, передвигающегося во времени-пространстве. И. Макьюэн конструирует собирательный образ человека, проходящего все ступени жизни.
Впрочем, цели и специфика экспериментов с жанром романа и отдельными приемами разнятся от романа к роману. Мы обращаемся к наиболее ярким образцам периода «новой прозы» И. Макьюэна — вышедшему в 1998 г. и принесшему писателю Букеровскую премию роману «Амстердам» и вышедшему в 2001 г. роману «Искупление» для исследования эксперимента с точкой зрения как одной из самых значимых составляющих творческого метода писателя.
Цель — охарактеризовать эксперимент с точкой зрения в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.
Методы. Сравнительный анализ романов И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление»
Результаты. Эксперимент с точкой зрения охарактеризован в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.
Выводы. Эксперимент с точкой зрения в романах И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление» осуществляется для исследования автором иллюзий в сознании современного человека. В романе «Амстердам» писатель сталкивает две опирающиеся на общие бинарные оппозиции «профессионализм — человечность» и «здравомыслие — беспамятство» точки зрения, раскрывая несостоятельность каждой из них. В свою очередь прием точки зрения в романе «Искупление» позволяет И. Макьюэну возложить на иллюзию сюжетообразующую и игровые роли, рассматривая взаимодействие действительности и художественного вымысла.
Авторлар туралы
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: rozanovmax11@gmail.com
студент, группа 5202-450401D, факультет филологии и журналистики
Ресей, СамараСамарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: e.n.sergeeva@gmail.com
научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
Ресей, Самара