Эксперимент с точкой зрения в романах «новой прозы» И. Макьюэна

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2022)
  • Páginas: 93-93
  • Seção: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107735
  • ID: 107735

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Одним из самых ярких представителей современной литературы Великобритании по праву считается Иен Рассел Макьюэн. На данный момент из-под его пера вышло пятнадцать романов и два сборника рассказов. Помимо этого его авторству принадлежат сценарии нескольких фильмов и книги для детей. Работы И. Макьюэна переводят на многие языки мира, а список наград продолжает расти.

В 1987 г. он выпускает роман «Дитя во времени», положив начало периоду «новой прозы» И. Макьюэна. Как отмечал сам автор, этот роман ознаменовал перелом в его сознании. В период «новой прозы» у И. Макьюэна меняется отношение к героям и творчеству как таковому. Романы складываются из психологического, общественного, политического, национального и исторического контекстов. Роман становится преобладающим жанром в творчестве писателя. Друг за другом публикуются такие произведения, как «Невинный, или особые отношения», «Черные псы», «Невыносимая любовь», «Амстердам», «Искупление».

В этот период И. Макьюэн экспериментирует с жанром романа. В упомянутом ранее произведении «Дитя во времени» пространство многокомпонентно. Художественный мир произведения формируется материальным пространством, к которому прилагается пространство детства, взрослой жизни, семьи. В этом романе эксперимент с хронотопом направлен на создание образа человека, передвигающегося во времени-пространстве. И. Макьюэн конструирует собирательный образ человека, проходящего все ступени жизни.

Впрочем, цели и специфика экспериментов с жанром романа и отдельными приемами разнятся от романа к роману. Мы обращаемся к наиболее ярким образцам периода «новой прозы» И. Макьюэна — вышедшему в 1998 г. и принесшему писателю Букеровскую премию роману «Амстердам» и вышедшему в 2001 г. роману «Искупление» для исследования эксперимента с точкой зрения как одной из самых значимых составляющих творческого метода писателя.

Цель — охарактеризовать эксперимент с точкой зрения в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.

Методы. Сравнительный анализ романов И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление»

Результаты. Эксперимент с точкой зрения охарактеризован в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.

Выводы. Эксперимент с точкой зрения в романах И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление» осуществляется для исследования автором иллюзий в сознании современного человека. В романе «Амстердам» писатель сталкивает две опирающиеся на общие бинарные оппозиции «профессионализм — человечность» и «здравомыслие — беспамятство» точки зрения, раскрывая несостоятельность каждой из них. В свою очередь прием точки зрения в романе «Искупление» позволяет И. Макьюэну возложить на иллюзию сюжетообразующую и игровые роли, рассматривая взаимодействие действительности и художественного вымысла.

Texto integral

Обоснование. Одним из самых ярких представителей современной литературы Великобритании по праву считается Иен Рассел Макьюэн. На данный момент из-под его пера вышло пятнадцать романов и два сборника рассказов. Помимо этого его авторству принадлежат сценарии нескольких фильмов и книги для детей. Работы И. Макьюэна переводят на многие языки мира, а список наград продолжает расти.

В 1987 г. он выпускает роман «Дитя во времени», положив начало периоду «новой прозы» И. Макьюэна. Как отмечал сам автор, этот роман ознаменовал перелом в его сознании. В период «новой прозы» у И. Макьюэна меняется отношение к героям и творчеству как таковому. Романы складываются из психологического, общественного, политического, национального и исторического контекстов. Роман становится преобладающим жанром в творчестве писателя. Друг за другом публикуются такие произведения, как «Невинный, или особые отношения», «Черные псы», «Невыносимая любовь», «Амстердам», «Искупление».

В этот период И. Макьюэн экспериментирует с жанром романа. В упомянутом ранее произведении «Дитя во времени» пространство многокомпонентно. Художественный мир произведения формируется материальным пространством, к которому прилагается пространство детства, взрослой жизни, семьи. В этом романе эксперимент с хронотопом направлен на создание образа человека, передвигающегося во времени-пространстве. И. Макьюэн конструирует собирательный образ человека, проходящего все ступени жизни.

Впрочем, цели и специфика экспериментов с жанром романа и отдельными приемами разнятся от романа к роману. Мы обращаемся к наиболее ярким образцам периода «новой прозы» И. Макьюэна — вышедшему в 1998 г. и принесшему писателю Букеровскую премию роману «Амстердам» и вышедшему в 2001 г. роману «Искупление» для исследования эксперимента с точкой зрения как одной из самых значимых составляющих творческого метода писателя.

Цель — охарактеризовать эксперимент с точкой зрения в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.

Методы. Сравнительный анализ романов И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление»

Результаты. Эксперимент с точкой зрения охарактеризован в рамках философской концепции и творческого метода в период «новой прозы» И. Макьюэна.

Выводы. Эксперимент с точкой зрения в романах И. Макьюэна «Амстердам» и «Искупление» осуществляется для исследования автором иллюзий в сознании современного человека. В романе «Амстердам» писатель сталкивает две опирающиеся на общие бинарные оппозиции «профессионализм — человечность» и «здравомыслие — беспамятство» точки зрения, раскрывая несостоятельность каждой из них. В свою очередь прием точки зрения в романе «Искупление» позволяет И. Макьюэну возложить на иллюзию сюжетообразующую и игровые роли, рассматривая взаимодействие действительности и художественного вымысла.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: rozanovmax11@gmail.com

студент, группа 5202-450401D, факультет филологии и журналистики

Rússia, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: e.n.sergeeva@gmail.com

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Rússia, Самара

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Розанов М.А., Сергеева Е.Н., 2022

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies