Элементы православной культуры и быта в отечественной светской живописи первой четверти XX в.

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского
  • Edição: Volume 2 (2022)
  • Páginas: 15-16
  • Seção: Дизайн и изобразительное искусство
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107704
  • ID: 107704

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Искусство первой четверти XX в. было глубоко пронизано религиозной тематикой, несмотря на становление и развитие авангардных направлений, стереотипно считающихся антиподом религии. Многие художники этого периода использовали атрибутику православной жизни в сюжетах и жанрах живописи, не отвечающих в целом религиозному жанру. Так, во многих пейзажах, натюрмортах и портретах, относящихся к светской живописи, прослеживаются реминисценции православия.

Цель — проанализировать отечественную светскую живопись первой четверти XX в., представленную в фонде виртуального филиала Русского музея [2], обладающего одним из самых значительных собраний русской живописи, на предмет использования художниками элементов православной тематики в своих произведениях.

Методы. В ходе работы над исследованием было проанализировано значительное количество визуального материала — картин отечественных художников первой четверти XX в. виртуального Русского музея, в работах которых прослеживается православная культура. Было выявлено, что атрибутику и элементы православной культуры при создании своих работ использовали: К.С. Малевич, А.А. Моргунов, В.Д. Поленов, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, А.Д. Древин и другие живописцы. Рассмотрим более подробно особенности использования атрибутики православной культуры в некоторых произведениях данных художников.

Результаты. На картине «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910) Илья Машков запечатлел себя с другом-единомышленником, художником Петром Кончаловским [2]. Среди книг, стоящих на полке, можно заметить «Библию» — это указывает, на христианское мировоззрение живописцев.

Элементы религиозного культа прослеживаются и в работе К.С. Малевича «Автопортрет» (1907), на фоне практически бестелесных фигур святых с нимбами художник рисует себя [2]. Процесс творчества К.С. Малевич считал божественным откровением — эту идею он воплощает в данной работе [1].

Часто художники использовали элементы православной культуры при изображении сцен бытового жанра. Так, на картине А.А. Моргунова «Мясная лавка» (предположительно, 1911) вниманию зрителя предстает момент работы мясника. В углу комнаты зритель замечает образ Пресвятой Богородицы, ведь труд должен быть благословлен молитвой.

В работе В.Д. Поленова «Московский дворик» (1902) исследователи творчества художника отмечают, что на самом деле изображенные купола оптически увеличены [2]. Этот факт указывает на то, что трактовать детали нужно с религиозной точки зрения.

Картину, на которой перед зрителем предстает изображение церкви вдали, мы обнаруживаем в творчестве Б.М. Кустодиева. На полотне «Купание» (1912) церковь утверждает патриотическое настроение, переданное художником [2].

Для художников, творивших в первую четверть начала XX в., было свойственно смешение сакрального и бытового. Это явление особенно ярко прослеживается в работах К.С. Петрова-Водкина. На картине «Мать» (1915) представлена аллегория Богоматери. Утверждает это пустой киот за спиной женщины. Данная деталь упрочняет связь между миром духовного и обыденного.

Отголоски евангельского сюжета можно увидеть и в работе А.Д. Древина «Ужин» (1915). Композиционный строй произведения — три женщины сидящие за столом, отводят зрителя к изображению Троицы. Художник использует религиозный образ, размышляя о трудностях, голоде и лишениях, вставших перед народом в период Первой мировой войны.

Выводы. В ходе исследования было выявлено, что отечественные художники первой четверти XX в., в своем творчестве обращаются к жанру портрета, пейзажа, натюрморта и используют в своих произведениях элементы православной культуры и быта, преследуя различные цели. Элементы и атрибутика православия в проанализированных произведениях указывают на мировоззренческие основы автора, отношение к процессу творчества, к православию, как к неотъемлемой части русской культуры, отражают личные религиозные поиски.

Texto integral

Обоснование. Искусство первой четверти XX в. было глубоко пронизано религиозной тематикой, несмотря на становление и развитие авангардных направлений, стереотипно считающихся антиподом религии. Многие художники этого периода использовали атрибутику православной жизни в сюжетах и жанрах живописи, не отвечающих в целом религиозному жанру. Так, во многих пейзажах, натюрмортах и портретах, относящихся к светской живописи, прослеживаются реминисценции православия.

Цель — проанализировать отечественную светскую живопись первой четверти XX в., представленную в фонде виртуального филиала Русского музея [2], обладающего одним из самых значительных собраний русской живописи, на предмет использования художниками элементов православной тематики в своих произведениях.

Методы. В ходе работы над исследованием было проанализировано значительное количество визуального материала — картин отечественных художников первой четверти XX в. виртуального Русского музея, в работах которых прослеживается православная культура. Было выявлено, что атрибутику и элементы православной культуры при создании своих работ использовали: К.С. Малевич, А.А. Моргунов, В.Д. Поленов, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, А.Д. Древин и другие живописцы. Рассмотрим более подробно особенности использования атрибутики православной культуры в некоторых произведениях данных художников.

Результаты. На картине «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910) Илья Машков запечатлел себя с другом-единомышленником, художником Петром Кончаловским [2]. Среди книг, стоящих на полке, можно заметить «Библию» — это указывает, на христианское мировоззрение живописцев.

Элементы религиозного культа прослеживаются и в работе К.С. Малевича «Автопортрет» (1907), на фоне практически бестелесных фигур святых с нимбами художник рисует себя [2]. Процесс творчества К.С. Малевич считал божественным откровением — эту идею он воплощает в данной работе [1].

Часто художники использовали элементы православной культуры при изображении сцен бытового жанра. Так, на картине А.А. Моргунова «Мясная лавка» (предположительно, 1911) вниманию зрителя предстает момент работы мясника. В углу комнаты зритель замечает образ Пресвятой Богородицы, ведь труд должен быть благословлен молитвой.

В работе В.Д. Поленова «Московский дворик» (1902) исследователи творчества художника отмечают, что на самом деле изображенные купола оптически увеличены [2]. Этот факт указывает на то, что трактовать детали нужно с религиозной точки зрения.

Картину, на которой перед зрителем предстает изображение церкви вдали, мы обнаруживаем в творчестве Б.М. Кустодиева. На полотне «Купание» (1912) церковь утверждает патриотическое настроение, переданное художником [2].

Для художников, творивших в первую четверть начала XX в., было свойственно смешение сакрального и бытового. Это явление особенно ярко прослеживается в работах К.С. Петрова-Водкина. На картине «Мать» (1915) представлена аллегория Богоматери. Утверждает это пустой киот за спиной женщины. Данная деталь упрочняет связь между миром духовного и обыденного.

Отголоски евангельского сюжета можно увидеть и в работе А.Д. Древина «Ужин» (1915). Композиционный строй произведения — три женщины сидящие за столом, отводят зрителя к изображению Троицы. Художник использует религиозный образ, размышляя о трудностях, голоде и лишениях, вставших перед народом в период Первой мировой войны.

Выводы. В ходе исследования было выявлено, что отечественные художники первой четверти XX в., в своем творчестве обращаются к жанру портрета, пейзажа, натюрморта и используют в своих произведениях элементы православной культуры и быта, преследуя различные цели. Элементы и атрибутика православия в проанализированных произведениях указывают на мировоззренческие основы автора, отношение к процессу творчества, к православию, как к неотъемлемой части русской культуры, отражают личные религиозные поиски.

×

Sobre autores

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Email: dydy_kakady@mail.ru

студентка, группа ИЗО-101, кафедра изобразительного искусства

Rússia, Тольятти

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Autor responsável pela correspondência
Email: evgeniya2293@yandex.ru

научный руководитель; кандидат искусствоведения; доцент кафедры изобразительного искусства

Rússia, Тольятти

Bibliografia

  1. Мудрак М.М. Казимир Малевич и византийская литургическая традиция // Искусство. 2016. № 2 (597). (дата обращения: 19.03.2022). Доступ по ссылке: https://iskusstvo-info.ru/kazimir-malevich-i-vizantijskaya-liturgicheskaya-traditsiya/.
  2. Портал «Виртуальный Русский музей» [Электронный ресурс]. [дата обращения: 19.03.2022]. Доступ по ссылке: https://rusmuseumvrm.ru/

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Килимова К.Д., Кузнецова Е.Ю., 2022

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies