Репрезентация образа смерти в культуре и искусстве эпохи возрождения
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный институт культуры
- Edição: Volume 2 (2022)
- Páginas: 298-299
- Seção: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107843
- ID: 107843
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Тема смерти — одна из актуальных проблем мировоззрения. Люди постоянно задумывались над тем, что представляет собой данный феномен, исследовали его, пытались осмыслить. Нежелание мириться с фактом завершения земного пути приводила к попыткам объяснить механизм смерти; продолжать жить, победив страх физической кончины.
Цель — изучить отношение к смерти в эпоху Возрождения, так как именно в указанный период образ смерти получает новую трактовку, а сама тема смерти становится одной из ведущих как в духовной культуре, искусстве, так и в повседневной жизни [4, с. 333].
Методы. Исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.
Результаты. Тема смерти является актуальной в жизни человека и всего общества. Так, в эпоху первобытности, смерть воспринималась как загадочное изменение поведения сородича. Для первобытного человека смерть была подобием сну. В Древневосточных цивилизациях (например, в Древнем Египте) смерть понималась как переход в другой, по сути, похожий, мир. В эпоху Античности смерть так же не означала завершения пути, менялось лишь место пребывания души. В Средневековье смерть интерпретировалась как временное состояние человека, после которого его ждет воскрешение и вечная жизнь в раю [1, с. 23].
Эпоха Возрождения (XV–XVI в.) породила принципиально новую трактовку смерти. В ней соединились как старые представления, так и добавились новые. Более того, вся культура эпохи сосредоточила внимание на теме смерти, воплотила ее образ в целом ряде произведений искусства. В эпоху Ренессанса кончина человека стала восприниматься как неприятное событие, вызывающее негативные эмоции зрелище. В разгар болезней и эпидемий люди, прежде чем отправиться в мир иной, страдали. Поэтому считалось, что быстрая смерть — самое большое счастье в жизни. Смерть в одиночестве была показателем низкой социальной роли человека, его отторжением обществом. Смерть же в окружении большого количества родственников или других людей воспринималась как весьма достойное завершение жизненного пути («на миру и смерть красна» — утверждала русская пословица).
Эпоха Возрождения сформировала образ смерти, который регулярно предстает в картинах мастеров той эпохи. Наиболее ярко репрезентацию (то есть символическое представление) смерти можно обнаружить в картинах художников Северного Возрождения. В результате проведенного анализа картин художников можно заключить, что наиболее распространенный образ, изображающий смерть в указанную эпоху — скелет. Репрезентацию смерти в подобном образе можно обнаружить у многих живописцев Северного Ренессанса. Так, на картине Брейгеля Старшего «Триумф смерти» мы видим большое количество скелетов, которые несут гибель всему живому. Соответствующим образом подбиралась и цветовая гамма произведения [3, с. 94]. Помимо смерти в образе скелета можно встретить репрезентацию образа смерти в образе дьявола. Дьявол может выступать в различных ипостасях, но чаще всего мы его можем лицезреть в виде животного.
В эпоху Возрождения смерть могла быть представлена в образе странных чудовищ, которые зачастую имеют птичьи головы. Птицы, во времена эпохи Ренессанса, часто сравнивались с посланниками Дьявола, ассоциировались с грехом. Подобные репрезентации смерти мы встречаем в творчестве Иеронима Босха. Таким образом, культура Ренессанса — это культура, подробно иллюстрирующая образы, атрибутику смерти и иллюстрирующая бренность бытия.
Выводы. В заключении отметим: смерть в эпоху Ренессанса рассматривается не как божий промысел, а как неотвратимое явление, от которого нельзя ни спрятаться, ни убежать. Образ смерти лишен нравственности и фатальности. В произведениях выдающихся художников Возрождения смерть представлена символически, в виде скелета, изображения дьявола или различных чудовищ.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. Тема смерти — одна из актуальных проблем мировоззрения. Люди постоянно задумывались над тем, что представляет собой данный феномен, исследовали его, пытались осмыслить. Нежелание мириться с фактом завершения земного пути приводила к попыткам объяснить механизм смерти; продолжать жить, победив страх физической кончины.
Цель — изучить отношение к смерти в эпоху Возрождения, так как именно в указанный период образ смерти получает новую трактовку, а сама тема смерти становится одной из ведущих как в духовной культуре, искусстве, так и в повседневной жизни [4, с. 333].
Методы. Исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.
Результаты. Тема смерти является актуальной в жизни человека и всего общества. Так, в эпоху первобытности, смерть воспринималась как загадочное изменение поведения сородича. Для первобытного человека смерть была подобием сну. В Древневосточных цивилизациях (например, в Древнем Египте) смерть понималась как переход в другой, по сути, похожий, мир. В эпоху Античности смерть так же не означала завершения пути, менялось лишь место пребывания души. В Средневековье смерть интерпретировалась как временное состояние человека, после которого его ждет воскрешение и вечная жизнь в раю [1, с. 23].
Эпоха Возрождения (XV–XVI в.) породила принципиально новую трактовку смерти. В ней соединились как старые представления, так и добавились новые. Более того, вся культура эпохи сосредоточила внимание на теме смерти, воплотила ее образ в целом ряде произведений искусства. В эпоху Ренессанса кончина человека стала восприниматься как неприятное событие, вызывающее негативные эмоции зрелище. В разгар болезней и эпидемий люди, прежде чем отправиться в мир иной, страдали. Поэтому считалось, что быстрая смерть — самое большое счастье в жизни. Смерть в одиночестве была показателем низкой социальной роли человека, его отторжением обществом. Смерть же в окружении большого количества родственников или других людей воспринималась как весьма достойное завершение жизненного пути («на миру и смерть красна» — утверждала русская пословица).
Эпоха Возрождения сформировала образ смерти, который регулярно предстает в картинах мастеров той эпохи. Наиболее ярко репрезентацию (то есть символическое представление) смерти можно обнаружить в картинах художников Северного Возрождения. В результате проведенного анализа картин художников можно заключить, что наиболее распространенный образ, изображающий смерть в указанную эпоху — скелет. Репрезентацию смерти в подобном образе можно обнаружить у многих живописцев Северного Ренессанса. Так, на картине Брейгеля Старшего «Триумф смерти» мы видим большое количество скелетов, которые несут гибель всему живому. Соответствующим образом подбиралась и цветовая гамма произведения [3, с. 94]. Помимо смерти в образе скелета можно встретить репрезентацию образа смерти в образе дьявола. Дьявол может выступать в различных ипостасях, но чаще всего мы его можем лицезреть в виде животного.
В эпоху Возрождения смерть могла быть представлена в образе странных чудовищ, которые зачастую имеют птичьи головы. Птицы, во времена эпохи Ренессанса, часто сравнивались с посланниками Дьявола, ассоциировались с грехом. Подобные репрезентации смерти мы встречаем в творчестве Иеронима Босха. Таким образом, культура Ренессанса — это культура, подробно иллюстрирующая образы, атрибутику смерти и иллюстрирующая бренность бытия.
Выводы. В заключении отметим: смерть в эпоху Ренессанса рассматривается не как божий промысел, а как неотвратимое явление, от которого нельзя ни спрятаться, ни убежать. Образ смерти лишен нравственности и фатальности. В произведениях выдающихся художников Возрождения смерть представлена символически, в виде скелета, изображения дьявола или различных чудовищ.
Sobre autores
Самарский государственный институт культуры
Autor responsável pela correspondência
Email: timonin.timofei@gmail.com
студент, группа КМ-121, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Rússia, СамараBibliografia
- Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Екатеринбург: Южно-Уральский государственный университет, 2001.
- Парфенюк Т.А. Общественное отношение к смерти (на примере переходного периода от Средневековья к Новому времени) // Связи с общественностью как средство повышения узнаваемости марки. Сборник статей Межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Москва: Российский университет дружбы народов, 2020. С. 87−90.
- Чиркова Н.В. Феномен цвета в историко-культурном контексте // Креативная экономика и социальные инновации. 2021. Т. 11. № 1 (34). С. 90−96.
- Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т. 1. С. 332−336.