Понятие сакрального и этического в философии Л. Витгенштейна

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Идея невыразимого в языке была одной из главных в этической концепции Л. Витгенштейна. К категории «невыразимого» Витгенштейн относил мистику, логическую форму, этику и эстетику («Этика и эстетика едины» [1]).

Цель — исследовать соотношение понятий сакрального и этического в философии Л. Витгенштейна.

Методы. Был произведен анализ научной литературы по теме. В задачи данной работы входит исследование двух произведений Л. Витгенштейна: во-первых, главного труда раннего периода — «Логико-философского трактата», где была сформулирована идея о невыразимости этического [1, 4], и, во-вторых, «Лекции об этике» [5], в которой эта идея получила полноценное развитие.

Результаты. Можно выделить основные положения, касающиеся этики в философии Л. Витгенштейна.

В «Логико-философском трактате» Витгенштейн пишет, что мысль — это логический образ фактов. То есть язык отражает мир как некоторую совокупность фактов в логическом пространстве.

В Трактате основным является концепт границы языка. Есть выразимое и невыразимое, между ними Витгенштейн стремится провести «границу проявлению мыслей» [2].

С помощью нашего языка мы способны предельно точно описывать мир — и только его.

Наиболее ярко граница выражения мыслей показана в «Лекции об этике», где ценности разделяются на относительные и абсолютные. Относительные можно причислить к «выразимому» — они имеют конкретный критерий, их можно переформулировать так, что они не будут казаться суждением о ценности, а окажутся лишь утверждением о фактах; и при этом никакое утверждение о фактах не может быть суждением об абсолютной ценности [3].

То есть существование ценности в мире допускается лишь в качестве случайного факта среди совокупности равноценных ему фактов: она может быть представлена только в тривиальном виде, и никогда — в аксиологическом.

Как образ может только обнаруживать форму, но не отображать ее, так и этические смыслы растворяются при попытке артикулировать их, но могут проявляться в действиях.

Мы не можем выразить ценность чего-либо, поскольку аксиологически окрашенное предложение не будет иметь ценности, но тем, что мы что-то выражаем, мы обнаруживаем эту ценность в самом предложении, в то время как она находится вне мира — вне совокупности фактов.

Этическое у Витгенштейна связано с мистическим — оно обнаруживается через переживание, которое он связывал с ощущением счастья, удовольствия.

Суть этических выражений — бессмысленность.

Выводы. Поскольку этика не может быть привнесена в язык, предложения, имеющие к ней отношение, оказываются бессмысленными. Высшее невозможно выразить в логически структурированном предложении, чувствование высшего не поддается рациональной артикуляции. Все, что может сделать философия, — это показать место абсолютных, высших смыслов и ценностей в нашем понимании жизни, указать на то, что они не могут быть выражены, но всегда проявляются в самой логической структуре.

Полный текст

Обоснование. Идея невыразимого в языке была одной из главных в этической концепции Л. Витгенштейна. К категории «невыразимого» Витгенштейн относил мистику, логическую форму, этику и эстетику («Этика и эстетика едины» [1]).

Цель — исследовать соотношение понятий сакрального и этического в философии Л. Витгенштейна.

Методы. Был произведен анализ научной литературы по теме. В задачи данной работы входит исследование двух произведений Л. Витгенштейна: во-первых, главного труда раннего периода — «Логико-философского трактата», где была сформулирована идея о невыразимости этического [1, 4], и, во-вторых, «Лекции об этике» [5], в которой эта идея получила полноценное развитие.

Результаты. Можно выделить основные положения, касающиеся этики в философии Л. Витгенштейна.

В «Логико-философском трактате» Витгенштейн пишет, что мысль — это логический образ фактов. То есть язык отражает мир как некоторую совокупность фактов в логическом пространстве.

В Трактате основным является концепт границы языка. Есть выразимое и невыразимое, между ними Витгенштейн стремится провести «границу проявлению мыслей» [2].

С помощью нашего языка мы способны предельно точно описывать мир — и только его.

Наиболее ярко граница выражения мыслей показана в «Лекции об этике», где ценности разделяются на относительные и абсолютные. Относительные можно причислить к «выразимому» — они имеют конкретный критерий, их можно переформулировать так, что они не будут казаться суждением о ценности, а окажутся лишь утверждением о фактах; и при этом никакое утверждение о фактах не может быть суждением об абсолютной ценности [3].

То есть существование ценности в мире допускается лишь в качестве случайного факта среди совокупности равноценных ему фактов: она может быть представлена только в тривиальном виде, и никогда — в аксиологическом.

Как образ может только обнаруживать форму, но не отображать ее, так и этические смыслы растворяются при попытке артикулировать их, но могут проявляться в действиях.

Мы не можем выразить ценность чего-либо, поскольку аксиологически окрашенное предложение не будет иметь ценности, но тем, что мы что-то выражаем, мы обнаруживаем эту ценность в самом предложении, в то время как она находится вне мира — вне совокупности фактов.

Этическое у Витгенштейна связано с мистическим — оно обнаруживается через переживание, которое он связывал с ощущением счастья, удовольствия.

Суть этических выражений — бессмысленность.

Выводы. Поскольку этика не может быть привнесена в язык, предложения, имеющие к ней отношение, оказываются бессмысленными. Высшее невозможно выразить в логически структурированном предложении, чувствование высшего не поддается рациональной артикуляции. Все, что может сделать философия, — это показать место абсолютных, высших смыслов и ценностей в нашем понимании жизни, указать на то, что они не могут быть выражены, но всегда проявляются в самой логической структуре.

×

Об авторах

Екатерина Игоревна Добрынина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: ekaterinadobrynina37@gmail.com

студентка, группа 5401-370301D, психологический факультет

Россия, Самара

Ирина Викторовна Пахолова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: vienn@mail.ru

научный руководитель, кандидат философских наук; доцент кафедры философии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Л. Витгенштейн. Сер. «Памятники философской мысли». Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
  2. Постнаука [Электронный ресурс] / Софья Данько. Людвиг Витгенштейн: лестница «Логико-философского трактата». [дата обращения: 28.07.2022]. Доступ по ссылке: https://postnauka.ru/longreads/97838
  3. Данько С.В. Парадоксы «Лекции об этике» Л. Витгенштейна // Вопросы философии. 2018. № 9. С. 186–196.
  4. Витгенштейн Л. Избранные работы. Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2005.
  5. Витгенштейн Л. Лекция об этике (1929 или 1930) // Витгенштейн Л. Дневники 1914−1916. Москва: Канон+, 2009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Добрынина Е.И., Пахолова И.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах