Понятие сакрального и этического в философии Л. Витгенштейна
- Autores: 1, 1
-
Afiliações:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Edição: Volume 2 (2022)
- Páginas: 32-33
- Seção: Философия
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107229
- ID: 107229
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Идея невыразимого в языке была одной из главных в этической концепции Л. Витгенштейна. К категории «невыразимого» Витгенштейн относил мистику, логическую форму, этику и эстетику («Этика и эстетика едины» [1]).
Цель — исследовать соотношение понятий сакрального и этического в философии Л. Витгенштейна.
Методы. Был произведен анализ научной литературы по теме. В задачи данной работы входит исследование двух произведений Л. Витгенштейна: во-первых, главного труда раннего периода — «Логико-философского трактата», где была сформулирована идея о невыразимости этического [1, 4], и, во-вторых, «Лекции об этике» [5], в которой эта идея получила полноценное развитие.
Результаты. Можно выделить основные положения, касающиеся этики в философии Л. Витгенштейна.
В «Логико-философском трактате» Витгенштейн пишет, что мысль — это логический образ фактов. То есть язык отражает мир как некоторую совокупность фактов в логическом пространстве.
В Трактате основным является концепт границы языка. Есть выразимое и невыразимое, между ними Витгенштейн стремится провести «границу проявлению мыслей» [2].
С помощью нашего языка мы способны предельно точно описывать мир — и только его.
Наиболее ярко граница выражения мыслей показана в «Лекции об этике», где ценности разделяются на относительные и абсолютные. Относительные можно причислить к «выразимому» — они имеют конкретный критерий, их можно переформулировать так, что они не будут казаться суждением о ценности, а окажутся лишь утверждением о фактах; и при этом никакое утверждение о фактах не может быть суждением об абсолютной ценности [3].
То есть существование ценности в мире допускается лишь в качестве случайного факта среди совокупности равноценных ему фактов: она может быть представлена только в тривиальном виде, и никогда — в аксиологическом.
Как образ может только обнаруживать форму, но не отображать ее, так и этические смыслы растворяются при попытке артикулировать их, но могут проявляться в действиях.
Мы не можем выразить ценность чего-либо, поскольку аксиологически окрашенное предложение не будет иметь ценности, но тем, что мы что-то выражаем, мы обнаруживаем эту ценность в самом предложении, в то время как она находится вне мира — вне совокупности фактов.
Этическое у Витгенштейна связано с мистическим — оно обнаруживается через переживание, которое он связывал с ощущением счастья, удовольствия.
Суть этических выражений — бессмысленность.
Выводы. Поскольку этика не может быть привнесена в язык, предложения, имеющие к ней отношение, оказываются бессмысленными. Высшее невозможно выразить в логически структурированном предложении, чувствование высшего не поддается рациональной артикуляции. Все, что может сделать философия, — это показать место абсолютных, высших смыслов и ценностей в нашем понимании жизни, указать на то, что они не могут быть выражены, но всегда проявляются в самой логической структуре.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. Идея невыразимого в языке была одной из главных в этической концепции Л. Витгенштейна. К категории «невыразимого» Витгенштейн относил мистику, логическую форму, этику и эстетику («Этика и эстетика едины» [1]).
Цель — исследовать соотношение понятий сакрального и этического в философии Л. Витгенштейна.
Методы. Был произведен анализ научной литературы по теме. В задачи данной работы входит исследование двух произведений Л. Витгенштейна: во-первых, главного труда раннего периода — «Логико-философского трактата», где была сформулирована идея о невыразимости этического [1, 4], и, во-вторых, «Лекции об этике» [5], в которой эта идея получила полноценное развитие.
Результаты. Можно выделить основные положения, касающиеся этики в философии Л. Витгенштейна.
В «Логико-философском трактате» Витгенштейн пишет, что мысль — это логический образ фактов. То есть язык отражает мир как некоторую совокупность фактов в логическом пространстве.
В Трактате основным является концепт границы языка. Есть выразимое и невыразимое, между ними Витгенштейн стремится провести «границу проявлению мыслей» [2].
С помощью нашего языка мы способны предельно точно описывать мир — и только его.
Наиболее ярко граница выражения мыслей показана в «Лекции об этике», где ценности разделяются на относительные и абсолютные. Относительные можно причислить к «выразимому» — они имеют конкретный критерий, их можно переформулировать так, что они не будут казаться суждением о ценности, а окажутся лишь утверждением о фактах; и при этом никакое утверждение о фактах не может быть суждением об абсолютной ценности [3].
То есть существование ценности в мире допускается лишь в качестве случайного факта среди совокупности равноценных ему фактов: она может быть представлена только в тривиальном виде, и никогда — в аксиологическом.
Как образ может только обнаруживать форму, но не отображать ее, так и этические смыслы растворяются при попытке артикулировать их, но могут проявляться в действиях.
Мы не можем выразить ценность чего-либо, поскольку аксиологически окрашенное предложение не будет иметь ценности, но тем, что мы что-то выражаем, мы обнаруживаем эту ценность в самом предложении, в то время как она находится вне мира — вне совокупности фактов.
Этическое у Витгенштейна связано с мистическим — оно обнаруживается через переживание, которое он связывал с ощущением счастья, удовольствия.
Суть этических выражений — бессмысленность.
Выводы. Поскольку этика не может быть привнесена в язык, предложения, имеющие к ней отношение, оказываются бессмысленными. Высшее невозможно выразить в логически структурированном предложении, чувствование высшего не поддается рациональной артикуляции. Все, что может сделать философия, — это показать место абсолютных, высших смыслов и ценностей в нашем понимании жизни, указать на то, что они не могут быть выражены, но всегда проявляются в самой логической структуре.
Sobre autores
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: ekaterinadobrynina37@gmail.com
студентка, группа 5401-370301D, психологический факультет
Rússia, СамараСамарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Autor responsável pela correspondência
Email: vienn@mail.ru
научный руководитель, кандидат философских наук; доцент кафедры философии
Rússia, СамараBibliografia
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Л. Витгенштейн. Сер. «Памятники философской мысли». Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.
- Постнаука [Электронный ресурс] / Софья Данько. Людвиг Витгенштейн: лестница «Логико-философского трактата». [дата обращения: 28.07.2022]. Доступ по ссылке: https://postnauka.ru/longreads/97838
- Данько С.В. Парадоксы «Лекции об этике» Л. Витгенштейна // Вопросы философии. 2018. № 9. С. 186–196.
- Витгенштейн Л. Избранные работы. Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2005.
- Витгенштейн Л. Лекция об этике (1929 или 1930) // Витгенштейн Л. Дневники 1914−1916. Москва: Канон+, 2009.