Стилистические особенности пейзажной живописи Пурыгина
- Авторы: Новикова С.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 2 (2022)
- Страницы: 292-293
- Раздел: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107842
- ID: 107842
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Валентин Захарович Пурыгин — ярчайший представитель Самарской школы пейзажной живописи. Его творчество необычно, многогранно и охватывает практически все темы самарского пейзажа. Это делает В.З. Пурыгина ведущим художником нашего края. Специфика его творчества заключается в том, что В.З. Пурыгин, не боясь экспериментировать с цветом, формой и стилем, достоверно запечатлевал в своих работах улицы и дворы старой Самары. При этом В.З. Пурыгин первым из самарских художников стал использовать в своих композициях приемы и методы декоративной живописи. Он целенаправленно деформировал реальные формы предметов, усиливая их выразительные качества с помощью яркого цвета. Это позволяет воспринимать картины художника, с одной стороны, как декоративно-символические, а с другой — как достоверные документы эпохи, показатель возросшего значения феномена визуальной доминанты [4, с. 65]. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что изучение особенностей творчества отдельно взятого художника позволит в целостном виде представить особенности развития и специфику региональной живописи в целом.
Цель — анализ произведений художника, выявление и систематизация стилистических особенностей пейзажной живописи В.З. Пурыгина.
Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.
Результаты. Изучив биографию В.З. Пурыгина, проанализировав его картины, эволюцию творчества, а также посетив выставку мастера в Самарском областном художественном музее, были выявлены стилистические особенности его пейзажной живописи.
Так, вначале творческого пути (начало 1950-х годов) в пейзажах В.З. Пурыгина прослеживаются тенденции реалистической живописи (то есть правдоподобного изображения действительности). Они особенно заметны в картине В.З. Пурыгина «За Волгой» (1955). Живописное произведение построено в классической композиционной манере. Деревья на первом плане играют роль кулис, и уводят взгляд зрителя в глубину картины, на освещенное пространство. Все в картине выглядит реалистичным и правдоподобным благодаря использованию линейной перспективы. Работая в реалистической манере, сохраняя традиции художников-передвижников, В.З. Пурыгин постоянно находился в поиске своего собственного почерка и стиля.
Во второй половине 50-х – начале 60-х годов в творчестве мастера происходит ощутимая эволюция художественного языка, меняется цветовая гамма его полотен. В работах В.З. Пурыгина формируется новый стиль — декоративный, который имеет свои особенности: выразительность форм, яркость цвета, особая манера исполнения реальных предметов и образов. Художник постепенно уходит от традиционной живописи с пленэрными эффектами и переходит к знаковости и обобщению форм. Данные тенденции мы можем отчетливо наблюдать в таких работах художника, как «Аллея» (1960), «Мой двор» (1967), «Лодки у пристани» (1960), «Ночной город» (1960) и др. Натуралистические образы в данных произведениях подвергаются стилизации, отдельные природные элементы деформируются, усиливается контрастность цветовых отношений [2, с. 9]. Тем не менее из анализа живописных работ обозначенного периода можно увидеть, что декоративная манера живописи В.3. Пурыгина только формируется, переплетается с реалистической традицией художника. Образы реального мира все также узнаваемы и правдоподобны, но в них все отчетливее ощущается тенденция к стилизации форм. Мастер свободно изменяет пластический язык для достижения наибольшей выразительности своих произведений.
Следующий период развития творчества В.З. Пурыгина относится ко второй половине 1960-х – 1970-м гг. Его можно охарактеризовать как период зрелого творчества художника. В.З. Пурыгин не боится экспериментировать. В картинах появляются различные, порой противоположные по характеру образы, например темы строек или «портреты» могучих деревьев и растений, воплощающих жизненные силы природы [5, с. 335]. Все это потребовало от В.З. Пурыгина выразительной художественной манеры. Это, в свою очередь, привело к разнообразию стилистических форм его пейзажной живописи. Произведения данного периода можно объединить в несколько групп, связанных темами: Волги, города, индустриального пейзажа и противоположного ему по характеру «метафорического» пейзажа, символически передающего свободную жизнь природы [1, с. 361]. Природа и нависающий над ней каскад промышленных сооружений — контраст, который играет огромную роль в формировании современного культурного пространства [3, с. 319]. Подобные сочетания природных и урбанистических мотивов встречаются в картинах В.З. Пурыгина в данный период творчества регулярно. Особого внимания заслуживают «метафорические пейзажи» мастера, отличающиеся повышенной эмоциональностью и звучностью цвета. В них реальность переплетается с фантазией художника.
Вывод. Анализ творчества В.3. Пурыгина показывает, как эволюционировал художественный язык мастера от реалистичной системы к ярко выраженной декоративной трактовке изображаемых предметов и форм. Уникальной особенностью творчества Пурыгина стало то, что прибегая к деформации объектов, он точно следовал натурному мотиву, изображая реальность. Самарские пейзажисты во многом позаимствовали его конструктивные находки.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Валентин Захарович Пурыгин — ярчайший представитель Самарской школы пейзажной живописи. Его творчество необычно, многогранно и охватывает практически все темы самарского пейзажа. Это делает В.З. Пурыгина ведущим художником нашего края. Специфика его творчества заключается в том, что В.З. Пурыгин, не боясь экспериментировать с цветом, формой и стилем, достоверно запечатлевал в своих работах улицы и дворы старой Самары. При этом В.З. Пурыгин первым из самарских художников стал использовать в своих композициях приемы и методы декоративной живописи. Он целенаправленно деформировал реальные формы предметов, усиливая их выразительные качества с помощью яркого цвета. Это позволяет воспринимать картины художника, с одной стороны, как декоративно-символические, а с другой — как достоверные документы эпохи, показатель возросшего значения феномена визуальной доминанты [4, с. 65]. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что изучение особенностей творчества отдельно взятого художника позволит в целостном виде представить особенности развития и специфику региональной живописи в целом.
Цель — анализ произведений художника, выявление и систематизация стилистических особенностей пейзажной живописи В.З. Пурыгина.
Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.
Результаты. Изучив биографию В.З. Пурыгина, проанализировав его картины, эволюцию творчества, а также посетив выставку мастера в Самарском областном художественном музее, были выявлены стилистические особенности его пейзажной живописи.
Так, вначале творческого пути (начало 1950-х годов) в пейзажах В.З. Пурыгина прослеживаются тенденции реалистической живописи (то есть правдоподобного изображения действительности). Они особенно заметны в картине В.З. Пурыгина «За Волгой» (1955). Живописное произведение построено в классической композиционной манере. Деревья на первом плане играют роль кулис, и уводят взгляд зрителя в глубину картины, на освещенное пространство. Все в картине выглядит реалистичным и правдоподобным благодаря использованию линейной перспективы. Работая в реалистической манере, сохраняя традиции художников-передвижников, В.З. Пурыгин постоянно находился в поиске своего собственного почерка и стиля.
Во второй половине 50-х – начале 60-х годов в творчестве мастера происходит ощутимая эволюция художественного языка, меняется цветовая гамма его полотен. В работах В.З. Пурыгина формируется новый стиль — декоративный, который имеет свои особенности: выразительность форм, яркость цвета, особая манера исполнения реальных предметов и образов. Художник постепенно уходит от традиционной живописи с пленэрными эффектами и переходит к знаковости и обобщению форм. Данные тенденции мы можем отчетливо наблюдать в таких работах художника, как «Аллея» (1960), «Мой двор» (1967), «Лодки у пристани» (1960), «Ночной город» (1960) и др. Натуралистические образы в данных произведениях подвергаются стилизации, отдельные природные элементы деформируются, усиливается контрастность цветовых отношений [2, с. 9]. Тем не менее из анализа живописных работ обозначенного периода можно увидеть, что декоративная манера живописи В.3. Пурыгина только формируется, переплетается с реалистической традицией художника. Образы реального мира все также узнаваемы и правдоподобны, но в них все отчетливее ощущается тенденция к стилизации форм. Мастер свободно изменяет пластический язык для достижения наибольшей выразительности своих произведений.
Следующий период развития творчества В.З. Пурыгина относится ко второй половине 1960-х – 1970-м гг. Его можно охарактеризовать как период зрелого творчества художника. В.З. Пурыгин не боится экспериментировать. В картинах появляются различные, порой противоположные по характеру образы, например темы строек или «портреты» могучих деревьев и растений, воплощающих жизненные силы природы [5, с. 335]. Все это потребовало от В.З. Пурыгина выразительной художественной манеры. Это, в свою очередь, привело к разнообразию стилистических форм его пейзажной живописи. Произведения данного периода можно объединить в несколько групп, связанных темами: Волги, города, индустриального пейзажа и противоположного ему по характеру «метафорического» пейзажа, символически передающего свободную жизнь природы [1, с. 361]. Природа и нависающий над ней каскад промышленных сооружений — контраст, который играет огромную роль в формировании современного культурного пространства [3, с. 319]. Подобные сочетания природных и урбанистических мотивов встречаются в картинах В.З. Пурыгина в данный период творчества регулярно. Особого внимания заслуживают «метафорические пейзажи» мастера, отличающиеся повышенной эмоциональностью и звучностью цвета. В них реальность переплетается с фантазией художника.
Вывод. Анализ творчества В.3. Пурыгина показывает, как эволюционировал художественный язык мастера от реалистичной системы к ярко выраженной декоративной трактовке изображаемых предметов и форм. Уникальной особенностью творчества Пурыгина стало то, что прибегая к деформации объектов, он точно следовал натурному мотиву, изображая реальность. Самарские пейзажисты во многом позаимствовали его конструктивные находки.
Об авторах
Светлана Владимировна Новикова
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: Lananovikova22@mail.ru
студентка, группа ДПТ-220, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Россия, СамараСписок литературы
- Савкина А.А. Волга в творчестве самарских пейзажистов 1950−1970-х гг. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3−1. С. 358−363.
- Чечина О.Н. Символика Самары и Самарского края: о цветовой палитре художника В.З. Пурыгина (по материалам конференции) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2−1. С. 7−11.
- Чирков М.С. Урбанизационные процессы в Советской России (1920−1980-е гг.) // Городская культура и город в культуре. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2012. С. 315−320.
- Чиркова Н.В. Искушение вкусом в культурной полистилистике российского общества: когнитивные возможности эстетической аксиологии // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2018. С. 62−66.
- Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т. 1. С. 332−336.