Стилистические особенности пейзажной живописи Пурыгина

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Валентин Захарович Пурыгин — ярчайший представитель Самарской школы пейзажной живописи. Его творчество необычно, многогранно и охватывает практически все темы самарского пейзажа. Это делает В.З. Пурыгина ведущим художником нашего края. Специфика его творчества заключается в том, что В.З. Пурыгин, не боясь экспериментировать с цветом, формой и стилем, достоверно запечатлевал в своих работах улицы и дворы старой Самары. При этом В.З. Пурыгин первым из самарских художников стал использовать в своих композициях приемы и методы декоративной живописи. Он целенаправленно деформировал реальные формы предметов, усиливая их выразительные качества с помощью яркого цвета. Это позволяет воспринимать картины художника, с одной стороны, как декоративно-символические, а с другой — как достоверные документы эпохи, показатель возросшего значения феномена визуальной доминанты [4, с. 65]. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что изучение особенностей творчества отдельно взятого художника позволит в целостном виде представить особенности развития и специфику региональной живописи в целом.

Цель — анализ произведений художника, выявление и систематизация стилистических особенностей пейзажной живописи В.З. Пурыгина.

Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.

Результаты. Изучив биографию В.З. Пурыгина, проанализировав его картины, эволюцию творчества, а также посетив выставку мастера в Самарском областном художественном музее, были выявлены стилистические особенности его пейзажной живописи.

Так, вначале творческого пути (начало 1950-х годов) в пейзажах В.З. Пурыгина прослеживаются тенденции реалистической живописи (то есть правдоподобного изображения действительности). Они особенно заметны в картине В.З. Пурыгина «За Волгой» (1955). Живописное произведение построено в классической композиционной манере. Деревья на первом плане играют роль кулис, и уводят взгляд зрителя в глубину картины, на освещенное пространство. Все в картине выглядит реалистичным и правдоподобным благодаря использованию линейной перспективы. Работая в реалистической манере, сохраняя традиции художников-передвижников, В.З. Пурыгин постоянно находился в поиске своего собственного почерка и стиля.

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов в творчестве мастера происходит ощутимая эволюция художественного языка, меняется цветовая гамма его полотен. В работах В.З. Пурыгина формируется новый стиль — декоративный, который имеет свои особенности: выразительность форм, яркость цвета, особая манера исполнения реальных предметов и образов. Художник постепенно уходит от традиционной живописи с пленэрными эффектами и переходит к знаковости и обобщению форм. Данные тенденции мы можем отчетливо наблюдать в таких работах художника, как «Аллея» (1960), «Мой двор» (1967), «Лодки у пристани» (1960), «Ночной город» (1960) и др. Натуралистические образы в данных произведениях подвергаются стилизации, отдельные природные элементы деформируются, усиливается контрастность цветовых отношений [2, с. 9]. Тем не менее из анализа живописных работ обозначенного периода можно увидеть, что декоративная манера живописи В.3. Пурыгина только формируется, переплетается с реалистической традицией художника. Образы реального мира все также узнаваемы и правдоподобны, но в них все отчетливее ощущается тенденция к стилизации форм. Мастер свободно изменяет пластический язык для достижения наибольшей выразительности своих произведений.

Следующий период развития творчества В.З. Пурыгина относится ко второй половине 1960-х – 1970-м гг. Его можно охарактеризовать как период зрелого творчества художника. В.З. Пурыгин не боится экспериментировать. В картинах появляются различные, порой противоположные по характеру образы, например темы строек или «портреты» могучих деревьев и растений, воплощающих жизненные силы природы [5, с. 335]. Все это потребовало от В.З. Пурыгина выразительной художественной манеры. Это, в свою очередь, привело к разнообразию стилистических форм его пейзажной живописи. Произведения данного периода можно объединить в несколько групп, связанных темами: Волги, города, индустриального пейзажа и противоположного ему по характеру «метафорического» пейзажа, символически передающего свободную жизнь природы [1, с. 361]. Природа и нависающий над ней каскад промышленных сооружений — контраст, который играет огромную роль в формировании современного культурного пространства [3, с. 319]. Подобные сочетания природных и урбанистических мотивов встречаются в картинах В.З. Пурыгина в данный период творчества регулярно. Особого внимания заслуживают «метафорические пейзажи» мастера, отличающиеся повышенной эмоциональностью и звучностью цвета. В них реальность переплетается с фантазией художника.

Вывод. Анализ творчества В.3. Пурыгина показывает, как эволюционировал художественный язык мастера от реалистичной системы к ярко выраженной декоративной трактовке изображаемых предметов и форм. Уникальной особенностью творчества Пурыгина стало то, что прибегая к деформации объектов, он точно следовал натурному мотиву, изображая реальность. Самарские пейзажисты во многом позаимствовали его конструктивные находки.

Full Text

Обоснование. Валентин Захарович Пурыгин — ярчайший представитель Самарской школы пейзажной живописи. Его творчество необычно, многогранно и охватывает практически все темы самарского пейзажа. Это делает В.З. Пурыгина ведущим художником нашего края. Специфика его творчества заключается в том, что В.З. Пурыгин, не боясь экспериментировать с цветом, формой и стилем, достоверно запечатлевал в своих работах улицы и дворы старой Самары. При этом В.З. Пурыгин первым из самарских художников стал использовать в своих композициях приемы и методы декоративной живописи. Он целенаправленно деформировал реальные формы предметов, усиливая их выразительные качества с помощью яркого цвета. Это позволяет воспринимать картины художника, с одной стороны, как декоративно-символические, а с другой — как достоверные документы эпохи, показатель возросшего значения феномена визуальной доминанты [4, с. 65]. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что изучение особенностей творчества отдельно взятого художника позволит в целостном виде представить особенности развития и специфику региональной живописи в целом.

Цель — анализ произведений художника, выявление и систематизация стилистических особенностей пейзажной живописи В.З. Пурыгина.

Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.

Результаты. Изучив биографию В.З. Пурыгина, проанализировав его картины, эволюцию творчества, а также посетив выставку мастера в Самарском областном художественном музее, были выявлены стилистические особенности его пейзажной живописи.

Так, вначале творческого пути (начало 1950-х годов) в пейзажах В.З. Пурыгина прослеживаются тенденции реалистической живописи (то есть правдоподобного изображения действительности). Они особенно заметны в картине В.З. Пурыгина «За Волгой» (1955). Живописное произведение построено в классической композиционной манере. Деревья на первом плане играют роль кулис, и уводят взгляд зрителя в глубину картины, на освещенное пространство. Все в картине выглядит реалистичным и правдоподобным благодаря использованию линейной перспективы. Работая в реалистической манере, сохраняя традиции художников-передвижников, В.З. Пурыгин постоянно находился в поиске своего собственного почерка и стиля.

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов в творчестве мастера происходит ощутимая эволюция художественного языка, меняется цветовая гамма его полотен. В работах В.З. Пурыгина формируется новый стиль — декоративный, который имеет свои особенности: выразительность форм, яркость цвета, особая манера исполнения реальных предметов и образов. Художник постепенно уходит от традиционной живописи с пленэрными эффектами и переходит к знаковости и обобщению форм. Данные тенденции мы можем отчетливо наблюдать в таких работах художника, как «Аллея» (1960), «Мой двор» (1967), «Лодки у пристани» (1960), «Ночной город» (1960) и др. Натуралистические образы в данных произведениях подвергаются стилизации, отдельные природные элементы деформируются, усиливается контрастность цветовых отношений [2, с. 9]. Тем не менее из анализа живописных работ обозначенного периода можно увидеть, что декоративная манера живописи В.3. Пурыгина только формируется, переплетается с реалистической традицией художника. Образы реального мира все также узнаваемы и правдоподобны, но в них все отчетливее ощущается тенденция к стилизации форм. Мастер свободно изменяет пластический язык для достижения наибольшей выразительности своих произведений.

Следующий период развития творчества В.З. Пурыгина относится ко второй половине 1960-х – 1970-м гг. Его можно охарактеризовать как период зрелого творчества художника. В.З. Пурыгин не боится экспериментировать. В картинах появляются различные, порой противоположные по характеру образы, например темы строек или «портреты» могучих деревьев и растений, воплощающих жизненные силы природы [5, с. 335]. Все это потребовало от В.З. Пурыгина выразительной художественной манеры. Это, в свою очередь, привело к разнообразию стилистических форм его пейзажной живописи. Произведения данного периода можно объединить в несколько групп, связанных темами: Волги, города, индустриального пейзажа и противоположного ему по характеру «метафорического» пейзажа, символически передающего свободную жизнь природы [1, с. 361]. Природа и нависающий над ней каскад промышленных сооружений — контраст, который играет огромную роль в формировании современного культурного пространства [3, с. 319]. Подобные сочетания природных и урбанистических мотивов встречаются в картинах В.З. Пурыгина в данный период творчества регулярно. Особого внимания заслуживают «метафорические пейзажи» мастера, отличающиеся повышенной эмоциональностью и звучностью цвета. В них реальность переплетается с фантазией художника.

Вывод. Анализ творчества В.3. Пурыгина показывает, как эволюционировал художественный язык мастера от реалистичной системы к ярко выраженной декоративной трактовке изображаемых предметов и форм. Уникальной особенностью творчества Пурыгина стало то, что прибегая к деформации объектов, он точно следовал натурному мотиву, изображая реальность. Самарские пейзажисты во многом позаимствовали его конструктивные находки.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: Lananovikova22@mail.ru

студентка, группа ДПТ-220, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Савкина А.А. Волга в творчестве самарских пейзажистов 1950−1970-х гг. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3−1. С. 358−363.
  2. Чечина О.Н. Символика Самары и Самарского края: о цветовой палитре художника В.З. Пурыгина (по материалам конференции) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2−1. С. 7−11.
  3. Чирков М.С. Урбанизационные процессы в Советской России (1920−1980-е гг.) // Городская культура и город в культуре. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2012. С. 315−320.
  4. Чиркова Н.В. Искушение вкусом в культурной полистилистике российского общества: когнитивные возможности эстетической аксиологии // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2018. С. 62−66.
  5. Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т. 1. С. 332−336.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Новикова С.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies