Социологические проекции фотографии в исследовании культуры (в свете трудов Петра Штомпки)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Мир культуры прирастает визуальными образами, ландшафтами и технологиями. С помощью визуализации мир становиться ближе и понятнее. В условиях глобальных трансформаций и мультикультурной интеграции происходит переосмысление места и роли визуальных технологий в системе социальной коммуникации и в практиках культурного проектирования. В этом процессе особое значение обретает искусство фотографии [1]. Фотография позволяет раскрыть ценностно-мировоззренческие, социально-философские и эстетические позиции меняющейся культуры [2].

Цель. В представленной статье рассматриваются особенности фотографии как метода исследования культуры в трудах польского ученого Петра Штомпки. В фокусе внимания фотография и ее художественные артикуляции в визуальной социологии Петра Штомпки. В анализе данной темы значение имеют когнитивные подходы и методы интерпретации искусства фотографии, предложенные П. Штомпкой [3–6].

В работе использовались культурологический подход и методы историографического и визуально-социологического анализа.

Историографический материал изучаемой проблематики весьма обширен. Отметим работы В.М. Ананишнева, Т.Н. Денисовой, С.И. Сергейчика, А.Н. Гостева, Т.С. Демченко, В.В. Кочетова, С.А. Семенова, Р. Барта, П. Бурдье, В. Флюссера, П. Штомпки, Ш. Коттон, С. Сонтаг. Исторически фотография очень прочно вошла в самые разные сферы жизни человека. Она стала неотъемлемой частью современной культурной реальности и, соответственно, оказывает влияние на формирование привычек и социальные проекции визуального мировоззрения человека.

Труды Петра Штомпки, занимающегося изучением визуальной социологии, достаточно убедительно доказывают большое эвристическое значение фотографии в качестве метода социологических исследований и подробно раскрывает возможности для визуального анализа. С момента изобретения камеры люди использовали ее как инструмент для отражения и записи окружающего мира. Фотографические изображения обладают огромным потенциалом для исследования различных социальных практик и явлений в мире. Фотография сама по себе — чрезвычайно обширная область изучения [3].

Результаты. Фотография представляет собой не просто самостоятельный объект познания, но и средство познания чего-то большего, а конкретно устоев общественной жизни [3]. Важно также отметить, что изучение и интерпретация существующих фотографий дает возможность сделать вывод о культуре и особенностях определенного общества.

Фотография генерирует новый опыт переживания и раздвигает границы культурной реальности. Фотография с ее возможностями воспроизводить детали, которые не всегда могут быть обнаружены человеком, может считается надежным и точным документальным протоколом для определенных вещей [1, с. 272].

Следует отметить, что П. Штомпка уделяет особое внимание изучению визуальной социологии и зрительному восприятию мира. В целом, восприятие может быть определено как интерпретация, сделанная мозгом, различных организмов-раздражителей, полученных через чувства. Другими словами, эту область также можно определить как набор процессов, с помощью которых человек выбирает и интерпретирует значимым и логическим образом, на основе своего предыдущего опыта, информацию из органов чувств [3]. В своих работах П. Штомпка рассказывает, как можно научиться фиксировать свой взгляд на мире вещей и мире людей. Автор отмечает, что это большое искусство, которое свойственно далеко не каждому [3]. Некоторые люди имеют его от рождения, некоторые получают его во время своего развития, а другие и вовсе никогда не овладеют навыком визуального анализа, навсегда оставаясь вне круга визуализаторов.

Выводы. В заключение можно сделать следующие выводы:

  1. Фотография выражает не просто самостоятельный объект познания, но и средство познания чего-то большего, а конкретно устоев общественной жизни. Фотография считается фиксацией момента жизни, что и интересует социологов. Это напрямую имеет отношение к культуре, поэтому изучение и интерпретация существующих фотографий дает возможность сделать вывод о культуре и особенностях определенного общества.
  2. Анализ взглядов П. Штомпки на визуальную социологию позволил выделить особую роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. В работе автора освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии.
  3. Место фотографии как метода исследования культуры в трудах Петра Штомпки определено как наглядный метод визуальной социологии. Фотография заставляет представлять образ таким, каким он был действительно отображен на готовом снимке.

Полученные выводы не только объясняют и раскрывают тему визуальной социологии, но и ставят новые вопросы о связи фотографии и культуры, о возможностях визуальной коммуникации в меняющемся мире.

Полный текст

Обоснование. Мир культуры прирастает визуальными образами, ландшафтами и технологиями. С помощью визуализации мир становиться ближе и понятнее. В условиях глобальных трансформаций и мультикультурной интеграции происходит переосмысление места и роли визуальных технологий в системе социальной коммуникации и в практиках культурного проектирования. В этом процессе особое значение обретает искусство фотографии [1]. Фотография позволяет раскрыть ценностно-мировоззренческие, социально-философские и эстетические позиции меняющейся культуры [2].

Цель. В представленной статье рассматриваются особенности фотографии как метода исследования культуры в трудах польского ученого Петра Штомпки. В фокусе внимания фотография и ее художественные артикуляции в визуальной социологии Петра Штомпки. В анализе данной темы значение имеют когнитивные подходы и методы интерпретации искусства фотографии, предложенные П. Штомпкой [3–6].

В работе использовались культурологический подход и методы историографического и визуально-социологического анализа.

Историографический материал изучаемой проблематики весьма обширен. Отметим работы В.М. Ананишнева, Т.Н. Денисовой, С.И. Сергейчика, А.Н. Гостева, Т.С. Демченко, В.В. Кочетова, С.А. Семенова, Р. Барта, П. Бурдье, В. Флюссера, П. Штомпки, Ш. Коттон, С. Сонтаг. Исторически фотография очень прочно вошла в самые разные сферы жизни человека. Она стала неотъемлемой частью современной культурной реальности и, соответственно, оказывает влияние на формирование привычек и социальные проекции визуального мировоззрения человека.

Труды Петра Штомпки, занимающегося изучением визуальной социологии, достаточно убедительно доказывают большое эвристическое значение фотографии в качестве метода социологических исследований и подробно раскрывает возможности для визуального анализа. С момента изобретения камеры люди использовали ее как инструмент для отражения и записи окружающего мира. Фотографические изображения обладают огромным потенциалом для исследования различных социальных практик и явлений в мире. Фотография сама по себе — чрезвычайно обширная область изучения [3].

Результаты. Фотография представляет собой не просто самостоятельный объект познания, но и средство познания чего-то большего, а конкретно устоев общественной жизни [3]. Важно также отметить, что изучение и интерпретация существующих фотографий дает возможность сделать вывод о культуре и особенностях определенного общества.

Фотография генерирует новый опыт переживания и раздвигает границы культурной реальности. Фотография с ее возможностями воспроизводить детали, которые не всегда могут быть обнаружены человеком, может считается надежным и точным документальным протоколом для определенных вещей [1, с. 272].

Следует отметить, что П. Штомпка уделяет особое внимание изучению визуальной социологии и зрительному восприятию мира. В целом, восприятие может быть определено как интерпретация, сделанная мозгом, различных организмов-раздражителей, полученных через чувства. Другими словами, эту область также можно определить как набор процессов, с помощью которых человек выбирает и интерпретирует значимым и логическим образом, на основе своего предыдущего опыта, информацию из органов чувств [3]. В своих работах П. Штомпка рассказывает, как можно научиться фиксировать свой взгляд на мире вещей и мире людей. Автор отмечает, что это большое искусство, которое свойственно далеко не каждому [3]. Некоторые люди имеют его от рождения, некоторые получают его во время своего развития, а другие и вовсе никогда не овладеют навыком визуального анализа, навсегда оставаясь вне круга визуализаторов.

Выводы. В заключение можно сделать следующие выводы:

  1. Фотография выражает не просто самостоятельный объект познания, но и средство познания чего-то большего, а конкретно устоев общественной жизни. Фотография считается фиксацией момента жизни, что и интересует социологов. Это напрямую имеет отношение к культуре, поэтому изучение и интерпретация существующих фотографий дает возможность сделать вывод о культуре и особенностях определенного общества.
  2. Анализ взглядов П. Штомпки на визуальную социологию позволил выделить особую роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. В работе автора освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии.
  3. Место фотографии как метода исследования культуры в трудах Петра Штомпки определено как наглядный метод визуальной социологии. Фотография заставляет представлять образ таким, каким он был действительно отображен на готовом снимке.

Полученные выводы не только объясняют и раскрывают тему визуальной социологии, но и ставят новые вопросы о связи фотографии и культуры, о возможностях визуальной коммуникации в меняющемся мире.

×

Об авторах

Кристина Анатольевна Шаля

Самарский государственный институт культуры

Email: kristina.shalya@gmail.com

студентка, профиль «Музеология и арт-проектирование»

Россия, Самара

Владимир Иванович Ионесов

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: ionesov@mail.ru

научный руководитель, профессор, доктор культурологии, доцент

Россия, Самара

Список литературы

  1. Барт Р. Camera lucida. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017.
  2. Запорожец О. Визуальная социология: контуры, подходы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. № 4. С. 43.
  3. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. Москва: Логос, 2017.
  4. Штомпка П. Введение в визуальную социологию // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. № 4. С. 6–12.
  5. Штомпка П. Социология социальных изменений. Москва: Аспект Пресс, 1996.
  6. Штомпка П. Социология. Москва: Логос, 2010.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шаля К.А., Ионесов В.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах