Экзистенциальное переживание музыки и поэзии Дэвида Боуи в концепции Саймона Кричли

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Культура — отражение того, что происходит в обществе и в жизни отдельного человека. Это особенно выразительно проявляется в искусстве. Музыкант, художник или танцор передают через свое творчество эмоции, чувства, которые скрываются внутри, и через творческий процесс, катарсис, они помогают обрести спокойствие и гармонию с самим собой и с меняющимся миром [1–4]. Экзистенциальный кризис — не только драма бытия, но и кладезь новых идей, креативных решений и художественных открытий. Творчество Дэвида Боуи раскрывает смыслы эпохи и особенности искусства перевоплощения в беспокойном мире.

Цель — раскрыть и обосновать культурологическую концепцию Саймона Кричли в изучении музыкального наследия Дэвида Боуи.

Методы. В работе использовались различные методы когнитивного анализа текстологического материала в сочинениях Саймона Кричли, а также художественных артикуляций в музыкальном творчестве Дэвида Боуи.

Результаты. Проблема имитации или арт-фальсификации — одна из тем, над которой размышляет С. Кричли, и она раскрывается даже в самой поэзии музыканта. «Я говорю себе: я не знаю, кто я» и «Я провидец, я лжец», — писал Боуи. Кричли отмечает, что фальшь не компрометирует истинное содержание творчества музыканта, а благодаря ей оно раскрывается. Музыкант в своем творчестве таким образом показывает правду во лжи. Философ пишет: «Его творчество — принципиально искусственная и саморефлексирующая сладостная иллюзия, и ее фальшивость не лжива, она служит ощутимой, материальной правде» [5].

Что привлекает зрителя в Боуи? Прежде всего то, что он не скрывает своей так называемой фальши. Быть может, в этом и есть ключевой смысл, искренность творчества музыканта? Возможно, что персонажи и образы Боуи — не фальшивы, ведь в каждого артист вкладывал частичку себя. В каждом герое он концентрирует все свое внимание и тем самым передает то, что он мучительно переживает и, одновременно, кем он хочет быть. Голос, текст, стиль, которые менялись артистом не раз в разные периоды жизни, — есть всего лишь красивое дополнение к узнаваемому образу.

Боуи считает, как показывает в своей книге С. Кричли, что люди способны изобрести себя заново, что наши идентичности хрупкие и неаутентичные [5]. Поэтому и сам Боуи может постоянно перевоплощаться, достигая новых результатов посредством разных аутентичных проекций как в образах, так и в музыке. И у этого искусства перевоплощения нет пределов, кроме смерти. Каждая поэтическая смерть его образа (а именно так это и ассоциируется с завершением работы каждого героя) — это освобождение от фантазии через новый опыт переживания вновь создаваемого образа. Это становится новым путешествием, поиском смысла внутри себя, ведь возможности каждого индивида безграничны. Внутри нас кроются множество личностей, которых не боялся раскрывать Боуи и показывал их сложный и внутренне напряженный эстетический мир.

Известно, что Боуи на одном из своих концертов объявил, что это последний концерт Стардаста. Все восприняли это в негативном контексте, люди были разочарованы, ведь в какой-то степени этот образ обожествлялся у фанатов. Однако сам артист считал, что ничего и никого не стоит обожествлять, как и то, что ничто не вечно — все должны умереть, это естественно. Но это как раз и означает, что история одного персонажа просто закончилась, и далее следует что-то новое: границы и переходы, поиск и открытие, переживание и проникновение.

Выводы. Различные условия и обстоятельства показывают ту культурную реальность, в которой были созданы художественные и сценические воплощения Дэвида Боуи, с которыми он жил как на сцене, так и вне ее, переживая различные духовные тяготы и экзистенциальные кризисы. Но все же лейтмотив творчества Боуи — поиск себя. Мировоззренческие и эстетические переживания породили множество персонажей, в каждом из них Боуи искал и находил разные отклики своего характера. Музыкальное наследие Боуи неисчерпаемо, оно продолжает радовать и вдохновлять зрителей, заставляя их думать, переживать и открывать для себя важные смыслы, мироощущения и знания.

Полный текст

Обоснование. Культура — отражение того, что происходит в обществе и в жизни отдельного человека. Это особенно выразительно проявляется в искусстве. Музыкант, художник или танцор передают через свое творчество эмоции, чувства, которые скрываются внутри, и через творческий процесс, катарсис, они помогают обрести спокойствие и гармонию с самим собой и с меняющимся миром [1–4]. Экзистенциальный кризис — не только драма бытия, но и кладезь новых идей, креативных решений и художественных открытий. Творчество Дэвида Боуи раскрывает смыслы эпохи и особенности искусства перевоплощения в беспокойном мире.

Цель — раскрыть и обосновать культурологическую концепцию Саймона Кричли в изучении музыкального наследия Дэвида Боуи.

Методы. В работе использовались различные методы когнитивного анализа текстологического материала в сочинениях Саймона Кричли, а также художественных артикуляций в музыкальном творчестве Дэвида Боуи.

Результаты. Проблема имитации или арт-фальсификации — одна из тем, над которой размышляет С. Кричли, и она раскрывается даже в самой поэзии музыканта. «Я говорю себе: я не знаю, кто я» и «Я провидец, я лжец», — писал Боуи. Кричли отмечает, что фальшь не компрометирует истинное содержание творчества музыканта, а благодаря ей оно раскрывается. Музыкант в своем творчестве таким образом показывает правду во лжи. Философ пишет: «Его творчество — принципиально искусственная и саморефлексирующая сладостная иллюзия, и ее фальшивость не лжива, она служит ощутимой, материальной правде» [5].

Что привлекает зрителя в Боуи? Прежде всего то, что он не скрывает своей так называемой фальши. Быть может, в этом и есть ключевой смысл, искренность творчества музыканта? Возможно, что персонажи и образы Боуи — не фальшивы, ведь в каждого артист вкладывал частичку себя. В каждом герое он концентрирует все свое внимание и тем самым передает то, что он мучительно переживает и, одновременно, кем он хочет быть. Голос, текст, стиль, которые менялись артистом не раз в разные периоды жизни, — есть всего лишь красивое дополнение к узнаваемому образу.

Боуи считает, как показывает в своей книге С. Кричли, что люди способны изобрести себя заново, что наши идентичности хрупкие и неаутентичные [5]. Поэтому и сам Боуи может постоянно перевоплощаться, достигая новых результатов посредством разных аутентичных проекций как в образах, так и в музыке. И у этого искусства перевоплощения нет пределов, кроме смерти. Каждая поэтическая смерть его образа (а именно так это и ассоциируется с завершением работы каждого героя) — это освобождение от фантазии через новый опыт переживания вновь создаваемого образа. Это становится новым путешествием, поиском смысла внутри себя, ведь возможности каждого индивида безграничны. Внутри нас кроются множество личностей, которых не боялся раскрывать Боуи и показывал их сложный и внутренне напряженный эстетический мир.

Известно, что Боуи на одном из своих концертов объявил, что это последний концерт Стардаста. Все восприняли это в негативном контексте, люди были разочарованы, ведь в какой-то степени этот образ обожествлялся у фанатов. Однако сам артист считал, что ничего и никого не стоит обожествлять, как и то, что ничто не вечно — все должны умереть, это естественно. Но это как раз и означает, что история одного персонажа просто закончилась, и далее следует что-то новое: границы и переходы, поиск и открытие, переживание и проникновение.

Выводы. Различные условия и обстоятельства показывают ту культурную реальность, в которой были созданы художественные и сценические воплощения Дэвида Боуи, с которыми он жил как на сцене, так и вне ее, переживая различные духовные тяготы и экзистенциальные кризисы. Но все же лейтмотив творчества Боуи — поиск себя. Мировоззренческие и эстетические переживания породили множество персонажей, в каждом из них Боуи искал и находил разные отклики своего характера. Музыкальное наследие Боуи неисчерпаемо, оно продолжает радовать и вдохновлять зрителей, заставляя их думать, переживать и открывать для себя важные смыслы, мироощущения и знания.

×

Об авторах

Анастасия Львовна Шатова

Самарский государственный институт культуры

Email: persushinka@gmail.com

студентка, группа КМ-220, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Россия, Самара

Владимир Иванович Ионесов

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: ionesov@mail.ru

научный руководитель, профессор, доктор культурологии, доцент

Россия, Самара

Список литературы

  1. Винькова В.К., Леонтьев Э.А. Роль поэзии в социальном управлении // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35. С. 80−83.
  2. Дэвид Боуи — о своих образах, Ленноне и наследии / Интервью / Русская озвучка / Nadsat. [Видеозапись]. (дата обращения: 25.06.2020). Доступ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=7yD4XXbCilU
  3. Карнаух М.П. Экзистенциальный кризис как основа самопознания // Вестник МГУТ им. Г.И. Носова. 2005. № 2, С. 55−57.
  4. Лях В.И. Место музыкального искусства в современном обществе и особенности его изучения в дискурсе культурологии // Общество: философия, история, культура. 2017. № 11. С. 121−125.
  5. Кричли С. Боуи. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шатова А.Л., Ионесов В.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах