Жемчужина Тольятти: архитектурный комплекс Поволжской академии Святителя Алексия

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 15-16
  • Section: Дизайн и изобразительное искусство
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/375269
  • ID: 375269

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. На сегодняшний день остро встают вопросы культурного воспитания. Изучение архитектуры города является его важным аспектом. Поволжская академия Святителя Алексия является уникальным архитектурным комплексом г. Тольятти, в образном решении которого воплощены традиции русского стиля и лежат масштабные образовательные и воспитательные задачи [2].

Цель - описать основные этапы истории строительства Поволжской академии имени Святителя Алексия от эскизного проекта, выявить, с какими целями было организовано строительство комплекса. Провести сравнительный анализ с памятниками архитектуры в русском стиле.

Методы. В ходе работы над исследованием было проанализирована значительное количество материала – проектные эскизы и наработки по устройству образовательного учреждения, находящиеся в музее Академии; визуальные и исторические материалы других зданий, выполненных в русском стиле: ГУМ, ГИМ, храм Казанской иконы Божьей Матери в Москве; творческие биографии архитекторов-проектировщиков здания – М.В. Демидовцева, В.Н. Ижикова, Д.С. Ульяновой.

Результаты. 14 февраля 2007 года c благословления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II началось строительство института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. С этого момента началась реализация уникального проекта создания высшего учебного заведения нового типа, в котором государство и церковь выступают равнозначными партнерами. Первым этапом проектирования Академии можно назвать создание эскиза М. В. Демидовцевым, его эскиз отличает масштабность и философская глубина проекта – объединение в единое целое через архитектурные формы образования, воспитания и православия. На изначальном этапе проекта были определены основные пространства – учебный корпус, храм. Стилистику изначального проекта отличает обращение к древнерусской архитектуре псковской и новгородской школ, наиболее ярким свидетельством того служат боковые монументальные башни, заключающие фасад комплекса. Проект был представлен на заседании градостроительного совета в 2008 году [1]. Вторым этапом является работа В.Н. Ижикова, известного храмового зодчего России. В своих проектах архитектор воплощает традиции древнерусского и византийского стилей, что стало и основой для проекта Академии. Проект В.Н. Ижикова заложил общую концепцию, определил основные пространства, объемы и доминанты, определил виды фасадов. После утверждения проекта началась его реализация.  Завершающий этап – доработки Д.С. Ульяновой, в которых был детализирован фасад здания [2].

Экстерьерам академии вторят ее интерьеры и их убранство: сводчатые потолки, арки, тематичные росписи (например, зона главного входа – роспись, посвященная святым покровителям Академии), витражи (например, двери с витражами на сюжеты русской истории), мозаики (например, мозаики в атриуме, изображающие Богоматерь и Иисуса Христа), изразцы (зона главного входа), кованые перила, резные лавочки, светильники, фонари. Для создания внутреннего убранства в Академии работают профессионалы, как из Тольятти, так и из различных городов России – Москвы, Сергиева Посада, Ростова Великого, Суздаля, Ярославля, Абрамцево, к созданию фресок привлекались мастера из Белоруссии [3].

Результаты сравнительного анализа подтвердили использование стилистики русского стиля XIX века в проектировании академии. Так, важным элементом здания академии является стеклянный купол атриума, ГУМ в Москве так же имеет подобный конструктивный и стилистический элемент. Основные цвета, в которых выполнено здание академии: красный, белый, зелёный перекликаются с цветовой гаммой храма Казанской иконы Божьей Матери в Москве. Оконные проёмы и деталировка фасадов, при сравнении, напоминает аналогичные фрагменты фасада ГИМа.

Выводы. Подобное архитектурное проектирование, которое наполняется как внешними, так и внутренними содержаниями служит масштабной цели – образование и воспитание молодежи, формирование центра культуры и православия в молодом индустриальном городе.

Full Text

Обоснование. На сегодняшний день остро встают вопросы культурного воспитания. Изучение архитектуры города является его важным аспектом. Поволжская академия Святителя Алексия является уникальным архитектурным комплексом г. Тольятти, в образном решении которого воплощены традиции русского стиля и лежат масштабные образовательные и воспитательные задачи [2].

Цель - описать основные этапы истории строительства Поволжской академии имени Святителя Алексия от эскизного проекта, выявить, с какими целями было организовано строительство комплекса. Провести сравнительный анализ с памятниками архитектуры в русском стиле.

Методы. В ходе работы над исследованием было проанализирована значительное количество материала – проектные эскизы и наработки по устройству образовательного учреждения, находящиеся в музее Академии; визуальные и исторические материалы других зданий, выполненных в русском стиле: ГУМ, ГИМ, храм Казанской иконы Божьей Матери в Москве; творческие биографии архитекторов-проектировщиков здания – М.В. Демидовцева, В.Н. Ижикова, Д.С. Ульяновой.

Результаты. 14 февраля 2007 года c благословления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II началось строительство института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. С этого момента началась реализация уникального проекта создания высшего учебного заведения нового типа, в котором государство и церковь выступают равнозначными партнерами. Первым этапом проектирования Академии можно назвать создание эскиза М. В. Демидовцевым, его эскиз отличает масштабность и философская глубина проекта – объединение в единое целое через архитектурные формы образования, воспитания и православия. На изначальном этапе проекта были определены основные пространства – учебный корпус, храм. Стилистику изначального проекта отличает обращение к древнерусской архитектуре псковской и новгородской школ, наиболее ярким свидетельством того служат боковые монументальные башни, заключающие фасад комплекса. Проект был представлен на заседании градостроительного совета в 2008 году [1]. Вторым этапом является работа В.Н. Ижикова, известного храмового зодчего России. В своих проектах архитектор воплощает традиции древнерусского и византийского стилей, что стало и основой для проекта Академии. Проект В.Н. Ижикова заложил общую концепцию, определил основные пространства, объемы и доминанты, определил виды фасадов. После утверждения проекта началась его реализация.  Завершающий этап – доработки Д.С. Ульяновой, в которых был детализирован фасад здания [2].

Экстерьерам академии вторят ее интерьеры и их убранство: сводчатые потолки, арки, тематичные росписи (например, зона главного входа – роспись, посвященная святым покровителям Академии), витражи (например, двери с витражами на сюжеты русской истории), мозаики (например, мозаики в атриуме, изображающие Богоматерь и Иисуса Христа), изразцы (зона главного входа), кованые перила, резные лавочки, светильники, фонари. Для создания внутреннего убранства в Академии работают профессионалы, как из Тольятти, так и из различных городов России – Москвы, Сергиева Посада, Ростова Великого, Суздаля, Ярославля, Абрамцево, к созданию фресок привлекались мастера из Белоруссии [3].

Результаты сравнительного анализа подтвердили использование стилистики русского стиля XIX века в проектировании академии. Так, важным элементом здания академии является стеклянный купол атриума, ГУМ в Москве так же имеет подобный конструктивный и стилистический элемент. Основные цвета, в которых выполнено здание академии: красный, белый, зелёный перекликаются с цветовой гаммой храма Казанской иконы Божьей Матери в Москве. Оконные проёмы и деталировка фасадов, при сравнении, напоминает аналогичные фрагменты фасада ГИМа.

Выводы. Подобное архитектурное проектирование, которое наполняется как внешними, так и внутренними содержаниями служит масштабной цели – образование и воспитание молодежи, формирование центра культуры и православия в молодом индустриальном городе.

×

About the authors

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Email: dydy_kakady@mail.ru

студент, группа ИЗО-201, кафедра изобразительного искусства

Russian Federation, Тольятти

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Author for correspondence.
Email: evgeniya2293@yandex.ru
SPIN-code: 6004-8721

научный руководитель; кандидат искусствоведения; доцент кафедры изобразительного искусства

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Здание Поволжского православного института: история строительства. URL: https://en-abled.livejournal.com/4912.html (дата обращения: 10.03.2023)
  2. Лекторий «Архитектура Поволжского православного института: возрождение традиции «русского стиля». URL: https://www.pravinst.ru/about_the_university/news/2968/ (дата обращения: 23.03.2023)
  3. Экскурсия по Поволжской академии Святителя Алексия. URL: http://ppi-ekskursiya.tilda.ws/ (дата обращения: 23.03.2023)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Килимова К.Д., Кузнецова Е.Ю.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies