Жемчужина Тольятти: архитектурный комплекс Поволжской академии Святителя Алексия

封面
  • 作者: 1, 1
  • 隶属关系:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского
  • 期: 卷 2 (2023)
  • 页面: 15-16
  • 栏目: Дизайн и изобразительное искусство
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/375269
  • ID: 375269

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. На сегодняшний день остро встают вопросы культурного воспитания. Изучение архитектуры города является его важным аспектом. Поволжская академия Святителя Алексия является уникальным архитектурным комплексом г. Тольятти, в образном решении которого воплощены традиции русского стиля и лежат масштабные образовательные и воспитательные задачи [2].

Цель - описать основные этапы истории строительства Поволжской академии имени Святителя Алексия от эскизного проекта, выявить, с какими целями было организовано строительство комплекса. Провести сравнительный анализ с памятниками архитектуры в русском стиле.

Методы. В ходе работы над исследованием было проанализирована значительное количество материала – проектные эскизы и наработки по устройству образовательного учреждения, находящиеся в музее Академии; визуальные и исторические материалы других зданий, выполненных в русском стиле: ГУМ, ГИМ, храм Казанской иконы Божьей Матери в Москве; творческие биографии архитекторов-проектировщиков здания – М.В. Демидовцева, В.Н. Ижикова, Д.С. Ульяновой.

Результаты. 14 февраля 2007 года c благословления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II началось строительство института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. С этого момента началась реализация уникального проекта создания высшего учебного заведения нового типа, в котором государство и церковь выступают равнозначными партнерами. Первым этапом проектирования Академии можно назвать создание эскиза М. В. Демидовцевым, его эскиз отличает масштабность и философская глубина проекта – объединение в единое целое через архитектурные формы образования, воспитания и православия. На изначальном этапе проекта были определены основные пространства – учебный корпус, храм. Стилистику изначального проекта отличает обращение к древнерусской архитектуре псковской и новгородской школ, наиболее ярким свидетельством того служат боковые монументальные башни, заключающие фасад комплекса. Проект был представлен на заседании градостроительного совета в 2008 году [1]. Вторым этапом является работа В.Н. Ижикова, известного храмового зодчего России. В своих проектах архитектор воплощает традиции древнерусского и византийского стилей, что стало и основой для проекта Академии. Проект В.Н. Ижикова заложил общую концепцию, определил основные пространства, объемы и доминанты, определил виды фасадов. После утверждения проекта началась его реализация.  Завершающий этап – доработки Д.С. Ульяновой, в которых был детализирован фасад здания [2].

Экстерьерам академии вторят ее интерьеры и их убранство: сводчатые потолки, арки, тематичные росписи (например, зона главного входа – роспись, посвященная святым покровителям Академии), витражи (например, двери с витражами на сюжеты русской истории), мозаики (например, мозаики в атриуме, изображающие Богоматерь и Иисуса Христа), изразцы (зона главного входа), кованые перила, резные лавочки, светильники, фонари. Для создания внутреннего убранства в Академии работают профессионалы, как из Тольятти, так и из различных городов России – Москвы, Сергиева Посада, Ростова Великого, Суздаля, Ярославля, Абрамцево, к созданию фресок привлекались мастера из Белоруссии [3].

Результаты сравнительного анализа подтвердили использование стилистики русского стиля XIX века в проектировании академии. Так, важным элементом здания академии является стеклянный купол атриума, ГУМ в Москве так же имеет подобный конструктивный и стилистический элемент. Основные цвета, в которых выполнено здание академии: красный, белый, зелёный перекликаются с цветовой гаммой храма Казанской иконы Божьей Матери в Москве. Оконные проёмы и деталировка фасадов, при сравнении, напоминает аналогичные фрагменты фасада ГИМа.

Выводы. Подобное архитектурное проектирование, которое наполняется как внешними, так и внутренними содержаниями служит масштабной цели – образование и воспитание молодежи, формирование центра культуры и православия в молодом индустриальном городе.

全文:

Обоснование. На сегодняшний день остро встают вопросы культурного воспитания. Изучение архитектуры города является его важным аспектом. Поволжская академия Святителя Алексия является уникальным архитектурным комплексом г. Тольятти, в образном решении которого воплощены традиции русского стиля и лежат масштабные образовательные и воспитательные задачи [2].

Цель - описать основные этапы истории строительства Поволжской академии имени Святителя Алексия от эскизного проекта, выявить, с какими целями было организовано строительство комплекса. Провести сравнительный анализ с памятниками архитектуры в русском стиле.

Методы. В ходе работы над исследованием было проанализирована значительное количество материала – проектные эскизы и наработки по устройству образовательного учреждения, находящиеся в музее Академии; визуальные и исторические материалы других зданий, выполненных в русском стиле: ГУМ, ГИМ, храм Казанской иконы Божьей Матери в Москве; творческие биографии архитекторов-проектировщиков здания – М.В. Демидовцева, В.Н. Ижикова, Д.С. Ульяновой.

Результаты. 14 февраля 2007 года c благословления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II началось строительство института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. С этого момента началась реализация уникального проекта создания высшего учебного заведения нового типа, в котором государство и церковь выступают равнозначными партнерами. Первым этапом проектирования Академии можно назвать создание эскиза М. В. Демидовцевым, его эскиз отличает масштабность и философская глубина проекта – объединение в единое целое через архитектурные формы образования, воспитания и православия. На изначальном этапе проекта были определены основные пространства – учебный корпус, храм. Стилистику изначального проекта отличает обращение к древнерусской архитектуре псковской и новгородской школ, наиболее ярким свидетельством того служат боковые монументальные башни, заключающие фасад комплекса. Проект был представлен на заседании градостроительного совета в 2008 году [1]. Вторым этапом является работа В.Н. Ижикова, известного храмового зодчего России. В своих проектах архитектор воплощает традиции древнерусского и византийского стилей, что стало и основой для проекта Академии. Проект В.Н. Ижикова заложил общую концепцию, определил основные пространства, объемы и доминанты, определил виды фасадов. После утверждения проекта началась его реализация.  Завершающий этап – доработки Д.С. Ульяновой, в которых был детализирован фасад здания [2].

Экстерьерам академии вторят ее интерьеры и их убранство: сводчатые потолки, арки, тематичные росписи (например, зона главного входа – роспись, посвященная святым покровителям Академии), витражи (например, двери с витражами на сюжеты русской истории), мозаики (например, мозаики в атриуме, изображающие Богоматерь и Иисуса Христа), изразцы (зона главного входа), кованые перила, резные лавочки, светильники, фонари. Для создания внутреннего убранства в Академии работают профессионалы, как из Тольятти, так и из различных городов России – Москвы, Сергиева Посада, Ростова Великого, Суздаля, Ярославля, Абрамцево, к созданию фресок привлекались мастера из Белоруссии [3].

Результаты сравнительного анализа подтвердили использование стилистики русского стиля XIX века в проектировании академии. Так, важным элементом здания академии является стеклянный купол атриума, ГУМ в Москве так же имеет подобный конструктивный и стилистический элемент. Основные цвета, в которых выполнено здание академии: красный, белый, зелёный перекликаются с цветовой гаммой храма Казанской иконы Божьей Матери в Москве. Оконные проёмы и деталировка фасадов, при сравнении, напоминает аналогичные фрагменты фасада ГИМа.

Выводы. Подобное архитектурное проектирование, которое наполняется как внешними, так и внутренними содержаниями служит масштабной цели – образование и воспитание молодежи, формирование центра культуры и православия в молодом индустриальном городе.

×

作者简介

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Email: dydy_kakady@mail.ru

студент, группа ИЗО-201, кафедра изобразительного искусства

俄罗斯联邦, Тольятти

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

编辑信件的主要联系方式.
Email: evgeniya2293@yandex.ru
SPIN 代码: 6004-8721

научный руководитель; кандидат искусствоведения; доцент кафедры изобразительного искусства

俄罗斯联邦, Тольятти

参考

  1. Здание Поволжского православного института: история строительства. URL: https://en-abled.livejournal.com/4912.html (дата обращения: 10.03.2023)
  2. Лекторий «Архитектура Поволжского православного института: возрождение традиции «русского стиля». URL: https://www.pravinst.ru/about_the_university/news/2968/ (дата обращения: 23.03.2023)
  3. Экскурсия по Поволжской академии Святителя Алексия. URL: http://ppi-ekskursiya.tilda.ws/ (дата обращения: 23.03.2023)

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Килимова К.Д., Кузнецова Е.Ю., 2023

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##