Вторая Мировая Война на страницах советских юмористических изданий в 1939-1941 гг. (на материалах журнала «Крокодил»)

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 57-58
  • Section: Российская и зарубежная история
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409537
  • ID: 409537

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Изучение политической сатиры позволяет увидеть, как в государственных СМИ отражается то или иное событие. Ведь многие эпизоды мировой политики не получали какую-либо оценку в советской прессе. Эта задача во многом перекладывалась на юмористические и сатирические издания. Самым известным из них был, конечно, «Крокодил», чьи яркие запоминающиеся карикатуры были «понятнее, эмоциональнее и, главное, нагляднее любой литературной формы» [5]. Редакторы и карикатуристы, как работники пропагандистского фронта, были обязаны подстраиваться под актуальную политическую конъюнктуру. В данном контексте представляет особый интерес период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Это время характеризуется потеплением отношений между Советским Союзом и Германией. Такой резкий поворот, естественно, нашел свое отражение и на страницах «Крокодила».

Цель работы, таким образом, выявить особенности освещения событий Второй мировой войны в период 1939-1941 гг. в советской сатирической прессе (на примере журнала «Крокодил»).

Методы. Использовался историко-генетический метод и историко-сравнительный метод. Было проанализировано 47 номеров «Крокодила» в период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г., а также 10 за предыдущие годы.

Результаты. «Крокодил» в силу подписания советско-германского соглашения о ненападении (т.н. «пакта Молотова-Риббентропа») прекратил любую антифашистскую пропаганду, что привело к парадоксальному освещению событий Второй мировой войны без упоминания ее главного участника, нацистской Германии. Вместо этого на первый план вышло обличение западных держав (Великобритании, Франции и США). Первой вменялось разжигание и эскалация войны [1]. Социал-демократические партии европейских держав назывались предательницами интересов рабочего класса [2]. Журнал подчеркивал бессмысленность войны и ее классовый характер, печатая, например, карикатуры с изображением бомбардировок Лондона во время «Битвы за Британию». Они демонстрировали как безвыходное положение Британии, так и неравенство в ее обществе [3]. Несмотря на некоторое сострадание к простому английскому народу, карикатуры недвусмысленно показывали, что обычные британцы больше страдали от имущественного расслоения, чем от бомбежек. «Крокодил» даже в каком-то смысле «перевыполнил» план: в журнале замалчивались любые действия не только Германии, но и Италии, которая даже не фигурирует в пакте. При этом за предыдущие года было опубликовано 130 карикатур на итальянские темы [5].

Особенностью советской пропаганды, вызванной подписанием «пакта», стало не только исчезновение в «Крокодиле» карикатур о действиях Германии. Если до войны уступчивость Великобритании и Франции в отношении Германии (т.н. «политика умиротворения») всячески порицалась и обличалась [4], то после начала войны уже их нежелание идти на мировую с Гитлером стало трактоваться как агрессия. Однако в связи с ухудшением советско-германских отношений ситуация на пропагандистском фронте начала меняться к началу 1941 г. [6]. Германия теперь уже не рассматривалась в качестве надежного партнера. Фактический запрет на упоминание Германии в «Крокодиле» сохранялся, но одновременно практически полностью прекратилась антибританская пропаганда. Так, за первое полугодие 1941 г. вышло всего три антибританские карикатуры (по сравнению с 21 шт. в 1940 г.).

Выводы. Политическая конъюнктура заставляла художников «Крокодила» освещать события, не упоминая их реальную первопричину — немецкий нацизм. Это, вкупе с созданием отрицательного образа западных государств (а также прямых заявлений руководства страны о вине этих стран в развязывании войны [7]), должно было создать у читателя представление об англо-французских агрессорах и относительно мирной Германии. Вместе с тем, когда угроза войны с Третьим Рейхом стала вполне реальной, пропаганда сильно ослабила свои нападки на западные демократии.

Full Text

Обоснование. Изучение политической сатиры позволяет увидеть, как в государственных СМИ отражается то или иное событие. Ведь многие эпизоды мировой политики не получали какую-либо оценку в советской прессе. Эта задача во многом перекладывалась на юмористические и сатирические издания. Самым известным из них был, конечно, «Крокодил», чьи яркие запоминающиеся карикатуры были «понятнее, эмоциональнее и, главное, нагляднее любой литературной формы» [5]. Редакторы и карикатуристы, как работники пропагандистского фронта, были обязаны подстраиваться под актуальную политическую конъюнктуру. В данном контексте представляет особый интерес период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Это время характеризуется потеплением отношений между Советским Союзом и Германией. Такой резкий поворот, естественно, нашел свое отражение и на страницах «Крокодила».

Цель работы, таким образом, выявить особенности освещения событий Второй мировой войны в период 1939-1941 гг. в советской сатирической прессе (на примере журнала «Крокодил»).

Методы. Использовался историко-генетический метод и историко-сравнительный метод. Было проанализировано 47 номеров «Крокодила» в период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г., а также 10 за предыдущие годы.

Результаты. «Крокодил» в силу подписания советско-германского соглашения о ненападении (т.н. «пакта Молотова-Риббентропа») прекратил любую антифашистскую пропаганду, что привело к парадоксальному освещению событий Второй мировой войны без упоминания ее главного участника, нацистской Германии. Вместо этого на первый план вышло обличение западных держав (Великобритании, Франции и США). Первой вменялось разжигание и эскалация войны [1]. Социал-демократические партии европейских держав назывались предательницами интересов рабочего класса [2]. Журнал подчеркивал бессмысленность войны и ее классовый характер, печатая, например, карикатуры с изображением бомбардировок Лондона во время «Битвы за Британию». Они демонстрировали как безвыходное положение Британии, так и неравенство в ее обществе [3]. Несмотря на некоторое сострадание к простому английскому народу, карикатуры недвусмысленно показывали, что обычные британцы больше страдали от имущественного расслоения, чем от бомбежек. «Крокодил» даже в каком-то смысле «перевыполнил» план: в журнале замалчивались любые действия не только Германии, но и Италии, которая даже не фигурирует в пакте. При этом за предыдущие года было опубликовано 130 карикатур на итальянские темы [5].

Особенностью советской пропаганды, вызванной подписанием «пакта», стало не только исчезновение в «Крокодиле» карикатур о действиях Германии. Если до войны уступчивость Великобритании и Франции в отношении Германии (т.н. «политика умиротворения») всячески порицалась и обличалась [4], то после начала войны уже их нежелание идти на мировую с Гитлером стало трактоваться как агрессия. Однако в связи с ухудшением советско-германских отношений ситуация на пропагандистском фронте начала меняться к началу 1941 г. [6]. Германия теперь уже не рассматривалась в качестве надежного партнера. Фактический запрет на упоминание Германии в «Крокодиле» сохранялся, но одновременно практически полностью прекратилась антибританская пропаганда. Так, за первое полугодие 1941 г. вышло всего три антибританские карикатуры (по сравнению с 21 шт. в 1940 г.).

Выводы. Политическая конъюнктура заставляла художников «Крокодила» освещать события, не упоминая их реальную первопричину — немецкий нацизм. Это, вкупе с созданием отрицательного образа западных государств (а также прямых заявлений руководства страны о вине этих стран в развязывании войны [7]), должно было создать у читателя представление об англо-французских агрессорах и относительно мирной Германии. Вместе с тем, когда угроза войны с Третьим Рейхом стала вполне реальной, пропаганда сильно ослабила свои нападки на западные демократии.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: kdunavetsky@gmail.com

студент 1 курса направления подготовки «История», группа 5103-460301D, исторический факультет

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: golubinov.yaa@ssau.ru

научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и документоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Крокодил. 1940. № 04–08; № 10.
  2. Крокодил. 1939. №29; № 31–32. 1940. № 03; № 07.
  3. Крокодил. 1940. № 13–14; № 16; № 20; № 22.
  4. Крокодил. 1938. № 05; № 23; № 25; № 31.
  5. Голубев А. В. «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг. М.: Кучково поле, 2008.
  6. Чубарьян А. О. Канун трагедии : Сталин и международный кризис : сентябрь 1939 — июнь 1941 года. М.: Наука, 2008.
  7. Комсомольская правда. 1939. № 274 (4457).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Дунавецкий К.М., Голубинов Я.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies