Вторая Мировая Война на страницах советских юмористических изданий в 1939-1941 гг. (на материалах журнала «Крокодил»)
- Авторы: Дунавецкий К.М.1, Голубинов Я.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 2 (2023)
- Страницы: 57-58
- Раздел: Российская и зарубежная история
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409537
- ID: 409537
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Изучение политической сатиры позволяет увидеть, как в государственных СМИ отражается то или иное событие. Ведь многие эпизоды мировой политики не получали какую-либо оценку в советской прессе. Эта задача во многом перекладывалась на юмористические и сатирические издания. Самым известным из них был, конечно, «Крокодил», чьи яркие запоминающиеся карикатуры были «понятнее, эмоциональнее и, главное, нагляднее любой литературной формы» [5]. Редакторы и карикатуристы, как работники пропагандистского фронта, были обязаны подстраиваться под актуальную политическую конъюнктуру. В данном контексте представляет особый интерес период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Это время характеризуется потеплением отношений между Советским Союзом и Германией. Такой резкий поворот, естественно, нашел свое отражение и на страницах «Крокодила».
Цель работы, таким образом, выявить особенности освещения событий Второй мировой войны в период 1939-1941 гг. в советской сатирической прессе (на примере журнала «Крокодил»).
Методы. Использовался историко-генетический метод и историко-сравнительный метод. Было проанализировано 47 номеров «Крокодила» в период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г., а также 10 за предыдущие годы.
Результаты. «Крокодил» в силу подписания советско-германского соглашения о ненападении (т.н. «пакта Молотова-Риббентропа») прекратил любую антифашистскую пропаганду, что привело к парадоксальному освещению событий Второй мировой войны без упоминания ее главного участника, нацистской Германии. Вместо этого на первый план вышло обличение западных держав (Великобритании, Франции и США). Первой вменялось разжигание и эскалация войны [1]. Социал-демократические партии европейских держав назывались предательницами интересов рабочего класса [2]. Журнал подчеркивал бессмысленность войны и ее классовый характер, печатая, например, карикатуры с изображением бомбардировок Лондона во время «Битвы за Британию». Они демонстрировали как безвыходное положение Британии, так и неравенство в ее обществе [3]. Несмотря на некоторое сострадание к простому английскому народу, карикатуры недвусмысленно показывали, что обычные британцы больше страдали от имущественного расслоения, чем от бомбежек. «Крокодил» даже в каком-то смысле «перевыполнил» план: в журнале замалчивались любые действия не только Германии, но и Италии, которая даже не фигурирует в пакте. При этом за предыдущие года было опубликовано 130 карикатур на итальянские темы [5].
Особенностью советской пропаганды, вызванной подписанием «пакта», стало не только исчезновение в «Крокодиле» карикатур о действиях Германии. Если до войны уступчивость Великобритании и Франции в отношении Германии (т.н. «политика умиротворения») всячески порицалась и обличалась [4], то после начала войны уже их нежелание идти на мировую с Гитлером стало трактоваться как агрессия. Однако в связи с ухудшением советско-германских отношений ситуация на пропагандистском фронте начала меняться к началу 1941 г. [6]. Германия теперь уже не рассматривалась в качестве надежного партнера. Фактический запрет на упоминание Германии в «Крокодиле» сохранялся, но одновременно практически полностью прекратилась антибританская пропаганда. Так, за первое полугодие 1941 г. вышло всего три антибританские карикатуры (по сравнению с 21 шт. в 1940 г.).
Выводы. Политическая конъюнктура заставляла художников «Крокодила» освещать события, не упоминая их реальную первопричину — немецкий нацизм. Это, вкупе с созданием отрицательного образа западных государств (а также прямых заявлений руководства страны о вине этих стран в развязывании войны [7]), должно было создать у читателя представление об англо-французских агрессорах и относительно мирной Германии. Вместе с тем, когда угроза войны с Третьим Рейхом стала вполне реальной, пропаганда сильно ослабила свои нападки на западные демократии.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Изучение политической сатиры позволяет увидеть, как в государственных СМИ отражается то или иное событие. Ведь многие эпизоды мировой политики не получали какую-либо оценку в советской прессе. Эта задача во многом перекладывалась на юмористические и сатирические издания. Самым известным из них был, конечно, «Крокодил», чьи яркие запоминающиеся карикатуры были «понятнее, эмоциональнее и, главное, нагляднее любой литературной формы» [5]. Редакторы и карикатуристы, как работники пропагандистского фронта, были обязаны подстраиваться под актуальную политическую конъюнктуру. В данном контексте представляет особый интерес период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Это время характеризуется потеплением отношений между Советским Союзом и Германией. Такой резкий поворот, естественно, нашел свое отражение и на страницах «Крокодила».
Цель работы, таким образом, выявить особенности освещения событий Второй мировой войны в период 1939-1941 гг. в советской сатирической прессе (на примере журнала «Крокодил»).
Методы. Использовался историко-генетический метод и историко-сравнительный метод. Было проанализировано 47 номеров «Крокодила» в период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г., а также 10 за предыдущие годы.
Результаты. «Крокодил» в силу подписания советско-германского соглашения о ненападении (т.н. «пакта Молотова-Риббентропа») прекратил любую антифашистскую пропаганду, что привело к парадоксальному освещению событий Второй мировой войны без упоминания ее главного участника, нацистской Германии. Вместо этого на первый план вышло обличение западных держав (Великобритании, Франции и США). Первой вменялось разжигание и эскалация войны [1]. Социал-демократические партии европейских держав назывались предательницами интересов рабочего класса [2]. Журнал подчеркивал бессмысленность войны и ее классовый характер, печатая, например, карикатуры с изображением бомбардировок Лондона во время «Битвы за Британию». Они демонстрировали как безвыходное положение Британии, так и неравенство в ее обществе [3]. Несмотря на некоторое сострадание к простому английскому народу, карикатуры недвусмысленно показывали, что обычные британцы больше страдали от имущественного расслоения, чем от бомбежек. «Крокодил» даже в каком-то смысле «перевыполнил» план: в журнале замалчивались любые действия не только Германии, но и Италии, которая даже не фигурирует в пакте. При этом за предыдущие года было опубликовано 130 карикатур на итальянские темы [5].
Особенностью советской пропаганды, вызванной подписанием «пакта», стало не только исчезновение в «Крокодиле» карикатур о действиях Германии. Если до войны уступчивость Великобритании и Франции в отношении Германии (т.н. «политика умиротворения») всячески порицалась и обличалась [4], то после начала войны уже их нежелание идти на мировую с Гитлером стало трактоваться как агрессия. Однако в связи с ухудшением советско-германских отношений ситуация на пропагандистском фронте начала меняться к началу 1941 г. [6]. Германия теперь уже не рассматривалась в качестве надежного партнера. Фактический запрет на упоминание Германии в «Крокодиле» сохранялся, но одновременно практически полностью прекратилась антибританская пропаганда. Так, за первое полугодие 1941 г. вышло всего три антибританские карикатуры (по сравнению с 21 шт. в 1940 г.).
Выводы. Политическая конъюнктура заставляла художников «Крокодила» освещать события, не упоминая их реальную первопричину — немецкий нацизм. Это, вкупе с созданием отрицательного образа западных государств (а также прямых заявлений руководства страны о вине этих стран в развязывании войны [7]), должно было создать у читателя представление об англо-французских агрессорах и относительно мирной Германии. Вместе с тем, когда угроза войны с Третьим Рейхом стала вполне реальной, пропаганда сильно ослабила свои нападки на западные демократии.
Об авторах
Константин Михайлович Дунавецкий
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: kdunavetsky@gmail.com
студент 1 курса направления подготовки «История», группа 5103-460301D, исторический факультет
Россия, СамараЯрослав Анатольевич Голубинов
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: golubinov.yaa@ssau.ru
научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и документоведения
Россия, СамараСписок литературы
- Крокодил. 1940. № 04–08; № 10.
- Крокодил. 1939. №29; № 31–32. 1940. № 03; № 07.
- Крокодил. 1940. № 13–14; № 16; № 20; № 22.
- Крокодил. 1938. № 05; № 23; № 25; № 31.
- Голубев А. В. «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг. М.: Кучково поле, 2008.
- Чубарьян А. О. Канун трагедии : Сталин и международный кризис : сентябрь 1939 — июнь 1941 года. М.: Наука, 2008.
- Комсомольская правда. 1939. № 274 (4457).
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)