История и культурное наследие волжских булгар в музейных практиках Самарского края

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. История жизни народов полиэтничного Поволжья актуальна для современных исследований. Именно здесь переживала свой расцвет древняя булгарская цивилизация, сыгравшая огромную роль в формировании татарского и ряда других народов Волго-Уральского региона. Объектом нашего исследования стала Волжская  Булгария, южные границы, которой включали территорию Самарской Луки. После распада Великой Болгарии в Причерноморье, в VIII веке одна часть его жителей под руководством хана Котрага откочевали в Среднее Поволжье, где и основали своё государство, важнейшим центром которого был Муромский городок, располагавшийся в пределах нынешней Самарской области на правом берегу Волги, между современными сёлами Валы и Жигули. Ни один письменный источник не сохранил подлинного названия этого города [1]. Первые раскопки Муромского городка были проведены экспедицией Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете под руководством В.В. Гольмстен в 1928-1929 годах. В начале 1970-х годов эту работу на городище продолжила Г.И. Матвеева [2]. В последние годы исследования археологического памятника проводятся А.Ф. Кочкиной и Д.А. Сташенковым. 

Цель - изучить формы и способы презентации истории и культуры волжских булгар в музейных практиках  города Самары.

Методы. В основу исследования положены историко-сравнительный и визуально-антропологический методы.

Результаты. Основную группу источников составили археологические артефакты, вещи, хранящиеся в экспозициях и выставках Самарского Областного  историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Музея археологии и этнографии Самарского национального исследовательского государственного университета имени академика С.П. Королева. Благодаря реконструкции Муромского городка, выполненной архитектором С.Г.Малышевой, стало возможным визуально представить этот уникальный памятник. В конце X - начале XIII в. это был большой ремесленный и торговый центр на Самарской Луке, площадью 150 га.  Здесь были развиты различные ремёсла, что демонстрируют изделия мастеров - ювелирные украшения, орудия труда, оружие, инструменты, керамика.  На торговой площади звучала разноязыкая речь, шла оживлённая торговля [3]. О широких международных торговых связях Муромского городка свидетельствуют находки: германские монеты, фрагменты  импортной поливной керамики, шиферные пряслица. Элементы конской упряжи доказывают, что на лугах близ города паслись стада коней,  крупного и мелкого рогатого скота. В городе располагались мечети, медресе, караван-сарай (базарная площадь). К югу от селения находилось обширное  кладбище, где погребения совершались по мусульманскому обряду. Умершего клали в гроб головой на запад, лицом на юг, в сторону священной Мекки [3, с. 88].

Выводы. В процессе исследования было установлено, что память о волжских булгарах помогает нам идентифицировать себя с этим народом, испытывать уважение к его прошлому, формировать чувства патриотизма к своей малой родине. История и культурное наследие Волжской Булгарии поучительны  сегодня не только для татарского народа. Считаем весьма перспективными современные культурные практики, включающие в себя музейные презентации, выездные мероприятия на Самарскую Луку с целью знакомства с наследием волжских булгар  и  умелого использования многовекового опыта древних цивилизаций, основанных тюркоязычными народами.

Full Text

Обоснование. История жизни народов полиэтничного Поволжья актуальна для современных исследований. Именно здесь переживала свой расцвет древняя булгарская цивилизация, сыгравшая огромную роль в формировании татарского и ряда других народов Волго-Уральского региона. Объектом нашего исследования стала Волжская  Булгария, южные границы, которой включали территорию Самарской Луки. После распада Великой Болгарии в Причерноморье, в VIII веке одна часть его жителей под руководством хана Котрага откочевали в Среднее Поволжье, где и основали своё государство, важнейшим центром которого был Муромский городок, располагавшийся в пределах нынешней Самарской области на правом берегу Волги, между современными сёлами Валы и Жигули. Ни один письменный источник не сохранил подлинного названия этого города [1]. Первые раскопки Муромского городка были проведены экспедицией Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете под руководством В.В. Гольмстен в 1928-1929 годах. В начале 1970-х годов эту работу на городище продолжила Г.И. Матвеева [2]. В последние годы исследования археологического памятника проводятся А.Ф. Кочкиной и Д.А. Сташенковым. 

Цель - изучить формы и способы презентации истории и культуры волжских булгар в музейных практиках  города Самары.

Методы. В основу исследования положены историко-сравнительный и визуально-антропологический методы.

Результаты. Основную группу источников составили археологические артефакты, вещи, хранящиеся в экспозициях и выставках Самарского Областного  историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Музея археологии и этнографии Самарского национального исследовательского государственного университета имени академика С.П. Королева. Благодаря реконструкции Муромского городка, выполненной архитектором С.Г.Малышевой, стало возможным визуально представить этот уникальный памятник. В конце X - начале XIII в. это был большой ремесленный и торговый центр на Самарской Луке, площадью 150 га.  Здесь были развиты различные ремёсла, что демонстрируют изделия мастеров - ювелирные украшения, орудия труда, оружие, инструменты, керамика.  На торговой площади звучала разноязыкая речь, шла оживлённая торговля [3]. О широких международных торговых связях Муромского городка свидетельствуют находки: германские монеты, фрагменты  импортной поливной керамики, шиферные пряслица. Элементы конской упряжи доказывают, что на лугах близ города паслись стада коней,  крупного и мелкого рогатого скота. В городе располагались мечети, медресе, караван-сарай (базарная площадь). К югу от селения находилось обширное  кладбище, где погребения совершались по мусульманскому обряду. Умершего клали в гроб головой на запад, лицом на юг, в сторону священной Мекки [3, с. 88].

Выводы. В процессе исследования было установлено, что память о волжских булгарах помогает нам идентифицировать себя с этим народом, испытывать уважение к его прошлому, формировать чувства патриотизма к своей малой родине. История и культурное наследие Волжской Булгарии поучительны  сегодня не только для татарского народа. Считаем весьма перспективными современные культурные практики, включающие в себя музейные презентации, выездные мероприятия на Самарскую Луку с целью знакомства с наследием волжских булгар  и  умелого использования многовекового опыта древних цивилизаций, основанных тюркоязычными народами.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: akhmadullina.03@inbox.ru

студентка, группа КМ320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: vti53@mail.ru

научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент кафедры  культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. Татарское книжное издательство, 2019. 112 с.
  2. Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф. Муромский городок. Археологические памятники Самарской области. Самара, 1998. 48 с.
  3. Матвеева Г.И. Тропою тысячелетий. Куйбышев: Кубышевское книжное издательство, 1977. 88 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Ахмадуллина Ю.Р., Ведерникова Т.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies