История и культурное наследие волжских булгар в музейных практиках Самарского края
- Autores: 1, 1
-
Afiliações:
- Самарский государственный институт культуры
- Edição: Volume 2 (2023)
- Páginas: 332-333
- Seção: Этнология
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409856
- ID: 409856
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. История жизни народов полиэтничного Поволжья актуальна для современных исследований. Именно здесь переживала свой расцвет древняя булгарская цивилизация, сыгравшая огромную роль в формировании татарского и ряда других народов Волго-Уральского региона. Объектом нашего исследования стала Волжская Булгария, южные границы, которой включали территорию Самарской Луки. После распада Великой Болгарии в Причерноморье, в VIII веке одна часть его жителей под руководством хана Котрага откочевали в Среднее Поволжье, где и основали своё государство, важнейшим центром которого был Муромский городок, располагавшийся в пределах нынешней Самарской области на правом берегу Волги, между современными сёлами Валы и Жигули. Ни один письменный источник не сохранил подлинного названия этого города [1]. Первые раскопки Муромского городка были проведены экспедицией Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете под руководством В.В. Гольмстен в 1928-1929 годах. В начале 1970-х годов эту работу на городище продолжила Г.И. Матвеева [2]. В последние годы исследования археологического памятника проводятся А.Ф. Кочкиной и Д.А. Сташенковым.
Цель - изучить формы и способы презентации истории и культуры волжских булгар в музейных практиках города Самары.
Методы. В основу исследования положены историко-сравнительный и визуально-антропологический методы.
Результаты. Основную группу источников составили археологические артефакты, вещи, хранящиеся в экспозициях и выставках Самарского Областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Музея археологии и этнографии Самарского национального исследовательского государственного университета имени академика С.П. Королева. Благодаря реконструкции Муромского городка, выполненной архитектором С.Г.Малышевой, стало возможным визуально представить этот уникальный памятник. В конце X - начале XIII в. это был большой ремесленный и торговый центр на Самарской Луке, площадью 150 га. Здесь были развиты различные ремёсла, что демонстрируют изделия мастеров - ювелирные украшения, орудия труда, оружие, инструменты, керамика. На торговой площади звучала разноязыкая речь, шла оживлённая торговля [3]. О широких международных торговых связях Муромского городка свидетельствуют находки: германские монеты, фрагменты импортной поливной керамики, шиферные пряслица. Элементы конской упряжи доказывают, что на лугах близ города паслись стада коней, крупного и мелкого рогатого скота. В городе располагались мечети, медресе, караван-сарай (базарная площадь). К югу от селения находилось обширное кладбище, где погребения совершались по мусульманскому обряду. Умершего клали в гроб головой на запад, лицом на юг, в сторону священной Мекки [3, с. 88].
Выводы. В процессе исследования было установлено, что память о волжских булгарах помогает нам идентифицировать себя с этим народом, испытывать уважение к его прошлому, формировать чувства патриотизма к своей малой родине. История и культурное наследие Волжской Булгарии поучительны сегодня не только для татарского народа. Считаем весьма перспективными современные культурные практики, включающие в себя музейные презентации, выездные мероприятия на Самарскую Луку с целью знакомства с наследием волжских булгар и умелого использования многовекового опыта древних цивилизаций, основанных тюркоязычными народами.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. История жизни народов полиэтничного Поволжья актуальна для современных исследований. Именно здесь переживала свой расцвет древняя булгарская цивилизация, сыгравшая огромную роль в формировании татарского и ряда других народов Волго-Уральского региона. Объектом нашего исследования стала Волжская Булгария, южные границы, которой включали территорию Самарской Луки. После распада Великой Болгарии в Причерноморье, в VIII веке одна часть его жителей под руководством хана Котрага откочевали в Среднее Поволжье, где и основали своё государство, важнейшим центром которого был Муромский городок, располагавшийся в пределах нынешней Самарской области на правом берегу Волги, между современными сёлами Валы и Жигули. Ни один письменный источник не сохранил подлинного названия этого города [1]. Первые раскопки Муромского городка были проведены экспедицией Общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете под руководством В.В. Гольмстен в 1928-1929 годах. В начале 1970-х годов эту работу на городище продолжила Г.И. Матвеева [2]. В последние годы исследования археологического памятника проводятся А.Ф. Кочкиной и Д.А. Сташенковым.
Цель - изучить формы и способы презентации истории и культуры волжских булгар в музейных практиках города Самары.
Методы. В основу исследования положены историко-сравнительный и визуально-антропологический методы.
Результаты. Основную группу источников составили археологические артефакты, вещи, хранящиеся в экспозициях и выставках Самарского Областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Музея археологии и этнографии Самарского национального исследовательского государственного университета имени академика С.П. Королева. Благодаря реконструкции Муромского городка, выполненной архитектором С.Г.Малышевой, стало возможным визуально представить этот уникальный памятник. В конце X - начале XIII в. это был большой ремесленный и торговый центр на Самарской Луке, площадью 150 га. Здесь были развиты различные ремёсла, что демонстрируют изделия мастеров - ювелирные украшения, орудия труда, оружие, инструменты, керамика. На торговой площади звучала разноязыкая речь, шла оживлённая торговля [3]. О широких международных торговых связях Муромского городка свидетельствуют находки: германские монеты, фрагменты импортной поливной керамики, шиферные пряслица. Элементы конской упряжи доказывают, что на лугах близ города паслись стада коней, крупного и мелкого рогатого скота. В городе располагались мечети, медресе, караван-сарай (базарная площадь). К югу от селения находилось обширное кладбище, где погребения совершались по мусульманскому обряду. Умершего клали в гроб головой на запад, лицом на юг, в сторону священной Мекки [3, с. 88].
Выводы. В процессе исследования было установлено, что память о волжских булгарах помогает нам идентифицировать себя с этим народом, испытывать уважение к его прошлому, формировать чувства патриотизма к своей малой родине. История и культурное наследие Волжской Булгарии поучительны сегодня не только для татарского народа. Считаем весьма перспективными современные культурные практики, включающие в себя музейные презентации, выездные мероприятия на Самарскую Луку с целью знакомства с наследием волжских булгар и умелого использования многовекового опыта древних цивилизаций, основанных тюркоязычными народами.
Sobre autores
Самарский государственный институт культуры
Email: akhmadullina.03@inbox.ru
студентка, группа КМ320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Rússia, СамараСамарский государственный институт культуры
Autor responsável pela correspondência
Email: vti53@mail.ru
научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения
Rússia, СамараBibliografia
- Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. Татарское книжное издательство, 2019. 112 с.
- Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф. Муромский городок. Археологические памятники Самарской области. Самара, 1998. 48 с.
- Матвеева Г.И. Тропою тысячелетий. Куйбышев: Кубышевское книжное издательство, 1977. 88 с.