Топос волшебного леса в творчестве писателей Нигерии: Амос Тутуола, Даниель Фагунва, Воле Щойинка

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В России нигерийская литература до сих пор не пользуется теоретико-литературной популярностью. Наше исследование позволяет отчасти восполнить этот пробел и обозначить место топоса Леса Духов в традиционной культуре народа йоруба.

Цель — анализ специфических черт топоса волшебного леса (Леса Духов), представленного в творчестве нигерийских писателей.

Методы. Для проведения исследования нами были использованы сопоставительный анализ [3], культурологический анализ, мифопоэтика, а также методы фольклористики и религиоведения [2], инструментарий анализа хронотопа по М.М. Бахтину [1]. Используемые методы позволяют выяснить, что Лес Духов — это значимый трансцендентный (волшебный) топос, который органично существует и в современной прозе Нигерии и актуален столько же, сколько существует и сама авторская художественная литература на языке йоруба [2, c. 28]. Лес Духов нельзя воспринимать как свойственный, например, русской культуре топос сказочного леса, так как функционал и значимость Леса Духов намного шире. Это и не аналог привычных европейской культуре трансцендентных пространств — Ада и Рая.

Результаты. В результате анализа образной системы произведений нигерийских писателей удалось установить, что Лес Духов — это особое пространство общеафриканского фольклора, ключевой трансцендентный топос в культуре народа йоруба [2]. В качестве материалов исследования мы использовали произведения трех авторов, это Даниель Фагунва — собиратель фольклора, один из первых авторов, написавших книгу на африканском языке, и первый автор, написавший книгу на языке йоруба (1938 г.); Амос Тутуола — его творчество в центре нашего исследования, писал на английском языке, но жил и работал в Нигерии, не имел европейского образования; и — Воле Шойинка, наиболее европеизированный из исследуемых авторов (по форме и языку текстов) [3].

Исследование образа Леса Духов открывает возможности выявления эпизодической и константной репрезентации Леса: так, творчество Воле Шойинка — пример эпизодически представленного топоса, тексты Амоса Тутуолы и Данеиля Фагунвы — это пример постоянно выраженного «лесного» волшебного хронотопа. Кроме того, в исследуемых произведениях обнаружены специфические жанровые характеристики, например элементы абсурдистской фантастики и сатиры.

Вывод. Изучение топоса Леса Духов может быть использовано не только в качестве материала для африканистики, фольклористики и этнографии, но и в рамках литературоведения в целом. Разумеется, особенности подобной топики не могут ограничиваться сделанными нами выводами, потому мы считаем, что образность африканского фольклора и его трансформации в творчестве писателей ХХ века заслуживают дальнейшего исследования.

Full Text

Обоснование. В России нигерийская литература до сих пор не пользуется теоретико-литературной популярностью. Наше исследование позволяет отчасти восполнить этот пробел и обозначить место топоса Леса Духов в традиционной культуре народа йоруба.

Цель — анализ специфических черт топоса волшебного леса (Леса Духов), представленного в творчестве нигерийских писателей.

Методы. Для проведения исследования нами были использованы сопоставительный анализ [3], культурологический анализ, мифопоэтика, а также методы фольклористики и религиоведения [2], инструментарий анализа хронотопа по М.М. Бахтину [1]. Используемые методы позволяют выяснить, что Лес Духов — это значимый трансцендентный (волшебный) топос, который органично существует и в современной прозе Нигерии и актуален столько же, сколько существует и сама авторская художественная литература на языке йоруба [2, c. 28]. Лес Духов нельзя воспринимать как свойственный, например, русской культуре топос сказочного леса, так как функционал и значимость Леса Духов намного шире. Это и не аналог привычных европейской культуре трансцендентных пространств — Ада и Рая.

Результаты. В результате анализа образной системы произведений нигерийских писателей удалось установить, что Лес Духов — это особое пространство общеафриканского фольклора, ключевой трансцендентный топос в культуре народа йоруба [2]. В качестве материалов исследования мы использовали произведения трех авторов, это Даниель Фагунва — собиратель фольклора, один из первых авторов, написавших книгу на африканском языке, и первый автор, написавший книгу на языке йоруба (1938 г.); Амос Тутуола — его творчество в центре нашего исследования, писал на английском языке, но жил и работал в Нигерии, не имел европейского образования; и — Воле Шойинка, наиболее европеизированный из исследуемых авторов (по форме и языку текстов) [3].

Исследование образа Леса Духов открывает возможности выявления эпизодической и константной репрезентации Леса: так, творчество Воле Шойинка — пример эпизодически представленного топоса, тексты Амоса Тутуолы и Данеиля Фагунвы — это пример постоянно выраженного «лесного» волшебного хронотопа. Кроме того, в исследуемых произведениях обнаружены специфические жанровые характеристики, например элементы абсурдистской фантастики и сатиры.

Вывод. Изучение топоса Леса Духов может быть использовано не только в качестве материала для африканистики, фольклористики и этнографии, но и в рамках литературоведения в целом. Разумеется, особенности подобной топики не могут ограничиваться сделанными нами выводами, потому мы считаем, что образность африканского фольклора и его трансформации в творчестве писателей ХХ века заслуживают дальнейшего исследования.

×

About the authors

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Author for correspondence.
Email: vladkrutikov3203@gmail.com

студент 3 курса отделения «Русская филология», филологический факультет

Russian Federation, Самара

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: 88763@gmail.ru

кандидат филологических наук, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва: Художественная литература, 1975. 506 с.
  2. Пушкарева Е.С., Спиридонова Е.В. Лес и его обитатели в мифологии йоруба // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 1. С. 28–34.
  3. Тутуола А., Фагунва Д., Шойинка В. Заколдованные леса: Сказки. Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1993. 384 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Крутиков В.Р., Анисимова А.Н.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies