Топос волшебного леса в творчестве писателей Нигерии: Амос Тутуола, Даниель Фагунва, Воле Щойинка
- Авторлар: 1, 1
-
Мекемелер:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- Шығарылым: Том 2 (2023)
- Беттер: 100-100
- Бөлім: Литературоведение
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/425349
- ID: 425349
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Обоснование. В России нигерийская литература до сих пор не пользуется теоретико-литературной популярностью. Наше исследование позволяет отчасти восполнить этот пробел и обозначить место топоса Леса Духов в традиционной культуре народа йоруба.
Цель — анализ специфических черт топоса волшебного леса (Леса Духов), представленного в творчестве нигерийских писателей.
Методы. Для проведения исследования нами были использованы сопоставительный анализ [3], культурологический анализ, мифопоэтика, а также методы фольклористики и религиоведения [2], инструментарий анализа хронотопа по М.М. Бахтину [1]. Используемые методы позволяют выяснить, что Лес Духов — это значимый трансцендентный (волшебный) топос, который органично существует и в современной прозе Нигерии и актуален столько же, сколько существует и сама авторская художественная литература на языке йоруба [2, c. 28]. Лес Духов нельзя воспринимать как свойственный, например, русской культуре топос сказочного леса, так как функционал и значимость Леса Духов намного шире. Это и не аналог привычных европейской культуре трансцендентных пространств — Ада и Рая.
Результаты. В результате анализа образной системы произведений нигерийских писателей удалось установить, что Лес Духов — это особое пространство общеафриканского фольклора, ключевой трансцендентный топос в культуре народа йоруба [2]. В качестве материалов исследования мы использовали произведения трех авторов, это Даниель Фагунва — собиратель фольклора, один из первых авторов, написавших книгу на африканском языке, и первый автор, написавший книгу на языке йоруба (1938 г.); Амос Тутуола — его творчество в центре нашего исследования, писал на английском языке, но жил и работал в Нигерии, не имел европейского образования; и — Воле Шойинка, наиболее европеизированный из исследуемых авторов (по форме и языку текстов) [3].
Исследование образа Леса Духов открывает возможности выявления эпизодической и константной репрезентации Леса: так, творчество Воле Шойинка — пример эпизодически представленного топоса, тексты Амоса Тутуолы и Данеиля Фагунвы — это пример постоянно выраженного «лесного» волшебного хронотопа. Кроме того, в исследуемых произведениях обнаружены специфические жанровые характеристики, например элементы абсурдистской фантастики и сатиры.
Вывод. Изучение топоса Леса Духов может быть использовано не только в качестве материала для африканистики, фольклористики и этнографии, но и в рамках литературоведения в целом. Разумеется, особенности подобной топики не могут ограничиваться сделанными нами выводами, потому мы считаем, что образность африканского фольклора и его трансформации в творчестве писателей ХХ века заслуживают дальнейшего исследования.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Обоснование. В России нигерийская литература до сих пор не пользуется теоретико-литературной популярностью. Наше исследование позволяет отчасти восполнить этот пробел и обозначить место топоса Леса Духов в традиционной культуре народа йоруба.
Цель — анализ специфических черт топоса волшебного леса (Леса Духов), представленного в творчестве нигерийских писателей.
Методы. Для проведения исследования нами были использованы сопоставительный анализ [3], культурологический анализ, мифопоэтика, а также методы фольклористики и религиоведения [2], инструментарий анализа хронотопа по М.М. Бахтину [1]. Используемые методы позволяют выяснить, что Лес Духов — это значимый трансцендентный (волшебный) топос, который органично существует и в современной прозе Нигерии и актуален столько же, сколько существует и сама авторская художественная литература на языке йоруба [2, c. 28]. Лес Духов нельзя воспринимать как свойственный, например, русской культуре топос сказочного леса, так как функционал и значимость Леса Духов намного шире. Это и не аналог привычных европейской культуре трансцендентных пространств — Ада и Рая.
Результаты. В результате анализа образной системы произведений нигерийских писателей удалось установить, что Лес Духов — это особое пространство общеафриканского фольклора, ключевой трансцендентный топос в культуре народа йоруба [2]. В качестве материалов исследования мы использовали произведения трех авторов, это Даниель Фагунва — собиратель фольклора, один из первых авторов, написавших книгу на африканском языке, и первый автор, написавший книгу на языке йоруба (1938 г.); Амос Тутуола — его творчество в центре нашего исследования, писал на английском языке, но жил и работал в Нигерии, не имел европейского образования; и — Воле Шойинка, наиболее европеизированный из исследуемых авторов (по форме и языку текстов) [3].
Исследование образа Леса Духов открывает возможности выявления эпизодической и константной репрезентации Леса: так, творчество Воле Шойинка — пример эпизодически представленного топоса, тексты Амоса Тутуолы и Данеиля Фагунвы — это пример постоянно выраженного «лесного» волшебного хронотопа. Кроме того, в исследуемых произведениях обнаружены специфические жанровые характеристики, например элементы абсурдистской фантастики и сатиры.
Вывод. Изучение топоса Леса Духов может быть использовано не только в качестве материала для африканистики, фольклористики и этнографии, но и в рамках литературоведения в целом. Разумеется, особенности подобной топики не могут ограничиваться сделанными нами выводами, потому мы считаем, что образность африканского фольклора и его трансформации в творчестве писателей ХХ века заслуживают дальнейшего исследования.
Авторлар туралы
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: vladkrutikov3203@gmail.com
студент 3 курса отделения «Русская филология», филологический факультет
Ресей, СамараСамарский филиал Московского городского педагогического университета
Email: 88763@gmail.ru
кандидат филологических наук, доцент
Ресей, СамараӘдебиет тізімі
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва: Художественная литература, 1975. 506 с.
- Пушкарева Е.С., Спиридонова Е.В. Лес и его обитатели в мифологии йоруба // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 1. С. 28–34.
- Тутуола А., Фагунва Д., Шойинка В. Заколдованные леса: Сказки. Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1993. 384 с.