К вопросу об агональной демократии: ответ Ш. Муфф

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2023)
  • Páginas: 33-34
  • Seção: Философия
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/397612
  • ID: 397612

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. В современном западном мире демократия считается наиболее оптимальной формой государственного устройства, однако споры по поводу того, как именно должна быть организована демократия не угасают. Какова роль государства в демократическом обществе? Какие функции оно должно выполнять? Каким образом должно осуществляться взаимодействие между гражданами этого государства и властью? Этими и многими другими вопросами озадачена и политическая философия. Многие авторы предлагали свой взгляд на устройство демократического общества: либеральная демократия, агрегативная модель, делиберативная, агонистическая и многие другие. Постоянный поиск наиболее подходящей модели демократии, пересмотр взаимоотношений между сторонами в процессе возникновения конфликтных ситуаций, интерес к способам формирования политической идентичности в демократическом обществе - все это формирует актуальность, привлекает внимание к углубленному изучению различных моделей демократии.

Цель - рассмотреть принципы и структуру организации агональной демократии в работах Ш. Муфф. 

Методы. В исследовании через критику делиберативной модели, основными представителями которой являются Д.Ролз и Ю.Хабермас, выявляются основные  принципы и идеи, которые лежат в основе агональной модели демократического государства. Природа политического в работах Ш. Муфф раскрывается через идею полемоса, которая предполагает, что социальная жизнь требует дискуссий и агонистического плюрализма. Согласно идеям агональной демократии Ш. Муфф невозможно построение такой конфигурации демократического общества, которая привела к утверждению рационального консенсуса и ликвидации имеющихся в обществе различий и противоречий. Демократическое устройство предполагает перевод какого-либо конфликта, антагонизма в пределы агональной дискуссии между противоборствующими и конфликтующими сторонами.Через критику концепции политического К.Шмитта в исследовании даётся новое понимание политики и политического. Политическое сопряжено с полемосом и агонистическим плюрализмом, в то время как политика является следствием политического и связана с набором социальных практик, направленных на поддержания порядка в обществе. В результате исследования агональной модели демократии, предлагаемой Ш.Муфф, были описаны основные ее предложения, а также представлен ряд проблемных критических вопросов, которые могут послужить отправной точкой для новых, более эффективных и продуктивных форм взаимодействия в демократическом обществе.

Результаты. Изучены природа и специфика политического в концепции Ш.Муфф, рассмотрены критические позиции в отношении теории.

Выводы. Таким образом, главным вызовом для Муфф является не допущение развитие антагонизмов досостояния «друг-враг», а поиск иного способа взаимодействия, заключающийся в предложенной ею модели агонистической демократии, который должен быть достигнут путем перехода антагонизма к агонизму посредством установления таких институтов, в рамках которых потенциальный антагонизм получил бы агонистической воплощение. Основная идея предложенной модели демократии заключается в альтернативном взаимодействии сторон, поиске иного способа восприятия участника конфликта и ведения диалога.

Texto integral

Обоснование. В современном западном мире демократия считается наиболее оптимальной формой государственного устройства, однако споры по поводу того, как именно должна быть организована демократия не угасают. Какова роль государства в демократическом обществе? Какие функции оно должно выполнять? Каким образом должно осуществляться взаимодействие между гражданами этого государства и властью? Этими и многими другими вопросами озадачена и политическая философия. Многие авторы предлагали свой взгляд на устройство демократического общества: либеральная демократия, агрегативная модель, делиберативная, агонистическая и многие другие. Постоянный поиск наиболее подходящей модели демократии, пересмотр взаимоотношений между сторонами в процессе возникновения конфликтных ситуаций, интерес к способам формирования политической идентичности в демократическом обществе - все это формирует актуальность, привлекает внимание к углубленному изучению различных моделей демократии.

Цель - рассмотреть принципы и структуру организации агональной демократии в работах Ш. Муфф. 

Методы. В исследовании через критику делиберативной модели, основными представителями которой являются Д.Ролз и Ю.Хабермас, выявляются основные  принципы и идеи, которые лежат в основе агональной модели демократического государства. Природа политического в работах Ш. Муфф раскрывается через идею полемоса, которая предполагает, что социальная жизнь требует дискуссий и агонистического плюрализма. Согласно идеям агональной демократии Ш. Муфф невозможно построение такой конфигурации демократического общества, которая привела к утверждению рационального консенсуса и ликвидации имеющихся в обществе различий и противоречий. Демократическое устройство предполагает перевод какого-либо конфликта, антагонизма в пределы агональной дискуссии между противоборствующими и конфликтующими сторонами.Через критику концепции политического К.Шмитта в исследовании даётся новое понимание политики и политического. Политическое сопряжено с полемосом и агонистическим плюрализмом, в то время как политика является следствием политического и связана с набором социальных практик, направленных на поддержания порядка в обществе. В результате исследования агональной модели демократии, предлагаемой Ш.Муфф, были описаны основные ее предложения, а также представлен ряд проблемных критических вопросов, которые могут послужить отправной точкой для новых, более эффективных и продуктивных форм взаимодействия в демократическом обществе.

Результаты. Изучены природа и специфика политического в концепции Ш.Муфф, рассмотрены критические позиции в отношении теории.

Выводы. Таким образом, главным вызовом для Муфф является не допущение развитие антагонизмов досостояния «друг-враг», а поиск иного способа взаимодействия, заключающийся в предложенной ею модели агонистической демократии, который должен быть достигнут путем перехода антагонизма к агонизму посредством установления таких институтов, в рамках которых потенциальный антагонизм получил бы агонистической воплощение. Основная идея предложенной модели демократии заключается в альтернативном взаимодействии сторон, поиске иного способа восприятия участника конфликта и ведения диалога.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: nikolaevaria@icloud.com
ORCID ID: 0009-0004-9080-8704

студент, группа 5301-410305D, исторический факультет

Rússia, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: arthur_boyard@mail.ru

научный руководитель автора, кандидат философский наук, доцент

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Н. Б. Слободяник., Конструирование идентичности в политическом дискурсе: к вопросу о роли социального антагонизма (о концепции политического дискурса Лаклау и Муфф). - Екатеринбург: (Политическая лингвистика. - Вып. 2 (22), 2007. - 60-67 с
  2. Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. 2004 – № 2 (42).
  3. Фомин К.В. Модели политической идентификации (Ч. Тейлор, Э. Лакло, Ш. Муфф) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 2.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Николаева В.М., Костомаров А.С., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies