Традиции английской литературной готики в произведениях А.А. Бестужева-Марлинского
- 作者: 1, 1
-
隶属关系:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- 期: 卷 2 (2023)
- 页面: 96-97
- 栏目: Литературоведение
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/418831
- ID: 418831
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Готические сюжеты — один из самых популярных литературных пластов прошедших столетий — вызывают пристальный интерес как у историков литературы [3–5], так и у теоретиков и обладают несомненным креативным потенциалом: благодаря исследованию готического можно открыть новые перспективы в сравнительно-историческом литературоведении. Как справедливо отмечено специалистами, жанровая и стилевая неоднородность готической традиции осложняет попытки ее теоретического исследования и систематизации [2]. К исследованию «русской версии» готики обращаются многие ученые, однако, как правило, больше внимания уделяется влиянию готических элементов, пришедших из немецкой традиции.
Цель — выявить специфику английской готической традиции и функции ее элементов в поэтике повестей А.А. Бестужева-Марлинского.
Методы. Для нашего исследования использовались методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление информации); методы сравнительно-исторического литературоведения (компаративистики), историко-генетический и историко-функциональный анализ, выявление генетических и типологических литературных связей. Как известно, М.М. Бахтин рассматривал хронотопические модели мировой литературы в первую очередь в связи с формами времени, однако для выявления специфики национальных версий литературной готики особую роль играет пространство, топос [1, 2], отсюда возникает необходимость использования мотивного анализа.
Результаты. Нами было доказано, что на творчество А. Бестужева-Марлинского в большей степени оказала влияние английская готика, с ее возможностями, как отмечают исследователи, «относительно свободной конструктивной формой прозаического повествования, подчиняющейся у разных авторов различным художественным задачам — от стилизации Средневековья до исследования темных, заповедных глубин человеческого сознания» [4, 5], а не «немецкая», мистико-философская версия и ее опосредованное отражение в русской литературе. Мы обосновали предположение, что в творчестве писателя игровой потенциал английской готики проявляет себя в сюжетах повестей русского писателя на всех уровнях, «страшное» является способом создания иронической игры [6, 7].
Выводы. Поэтика Александра Бестужева-Марлинского больше тяготеет к английской готической традиции, чем к немецкой. Английская готика служит в его творчестве способом организации литературно-игрового, иронического начала: все «страшные» образы являются отражениями, возникающими в сознании рассказчиков, которые оформляют повествование.
全文:
Обоснование. Готические сюжеты — один из самых популярных литературных пластов прошедших столетий — вызывают пристальный интерес как у историков литературы [3–5], так и у теоретиков и обладают несомненным креативным потенциалом: благодаря исследованию готического можно открыть новые перспективы в сравнительно-историческом литературоведении. Как справедливо отмечено специалистами, жанровая и стилевая неоднородность готической традиции осложняет попытки ее теоретического исследования и систематизации [2]. К исследованию «русской версии» готики обращаются многие ученые, однако, как правило, больше внимания уделяется влиянию готических элементов, пришедших из немецкой традиции.
Цель — выявить специфику английской готической традиции и функции ее элементов в поэтике повестей А.А. Бестужева-Марлинского.
Методы. Для нашего исследования использовались методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сопоставление информации); методы сравнительно-исторического литературоведения (компаративистики), историко-генетический и историко-функциональный анализ, выявление генетических и типологических литературных связей. Как известно, М.М. Бахтин рассматривал хронотопические модели мировой литературы в первую очередь в связи с формами времени, однако для выявления специфики национальных версий литературной готики особую роль играет пространство, топос [1, 2], отсюда возникает необходимость использования мотивного анализа.
Результаты. Нами было доказано, что на творчество А. Бестужева-Марлинского в большей степени оказала влияние английская готика, с ее возможностями, как отмечают исследователи, «относительно свободной конструктивной формой прозаического повествования, подчиняющейся у разных авторов различным художественным задачам — от стилизации Средневековья до исследования темных, заповедных глубин человеческого сознания» [4, 5], а не «немецкая», мистико-философская версия и ее опосредованное отражение в русской литературе. Мы обосновали предположение, что в творчестве писателя игровой потенциал английской готики проявляет себя в сюжетах повестей русского писателя на всех уровнях, «страшное» является способом создания иронической игры [6, 7].
Выводы. Поэтика Александра Бестужева-Марлинского больше тяготеет к английской готической традиции, чем к немецкой. Английская готика служит в его творчестве способом организации литературно-игрового, иронического начала: все «страшные» образы являются отражениями, возникающими в сознании рассказчиков, которые оформляют повествование.
作者简介
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
编辑信件的主要联系方式.
Email: guseinov@mgpu.ru
студент 3 курса отделения «Русская филология»; филологический факультет
俄罗斯联邦, СамараСамарский филиал Московского городского педагогического университета
Email: vidha@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент
俄罗斯联邦, Самара参考
- Бахтин М.М. Эпос и роман. Москва: Азбука, 2000. 304 с.
- Заломкина Г.В. Готический миф. Самара: Самарский университет, 2010. 347 с.
- Кондратенко П. Традиции жанра готического романа в русской литературе на примере повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» [конкурсная работа]. Санкт-Петербург, 2012.
- Нацпок Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра // Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы: «Развлекательные и популярные жанры в английской литературе и культуре XVII — XVIII веков»; Сентябрь 17–21, 2001; Тамбов.
- Напцок Б.Р. Традиция литературной готики: генезис, эстетика, жанровая типология и поэтика: на материале английской литературы: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2016.
- Botting F. The gothic essays and studies. Cambridge, 2001.
- Brantlinger P. Rule of darkness: British literature an imperialism, 1830-1914. Ithaca; London: Cornell University Press, 1990.