Key characteristics of women and men suffering from alcohol dependence in the context of auto-agressive behaviour

Abstract

Aim. To define the clinically and practically significant differences in characteristics of women and men who suffer from alcohol dependency in terms of auto-aggressive behavior associated with alcohol dependence. The article presents the analysis of data obtained in 124 subjects divided into two groups 62 subjects each, women and men suffering from alcohol dependence.

Results. The study shows that women and men suffering from alcohol dependence have certain features throughout the course of the disease in the context of the auto-aggressive behavior. Most of the subjects were characterized by a hereditary development of the alcohol dependency represented by the presence of the alcoholism in mothers among 32% of female patients versus 10% among male ones. Women, in general, had more severe alcohol dependence (84% of the female subjects had rapid progression of the disease). The duration of therapeutic remission in most of the cases was less than a year, there were no prolonged therapeutic remissions (3 to 5 years).

Conclusion. Women and men have different course of the alcohol dependence, including the auto-aggressive behavioral characteristics, which in turn requires special attention of the medical services that provide narcological and anti-suicidal aid to both female and male patients. Development of gender-specific therapeutic approaches to the treatment of alcohol dependency is also required.

Full Text

Злоупотребление населения алкоголем составляет серьезную проблему современного общества, имеет неблагоприятные медицинские и социальные последствия, является одной из наиболее значимых причин повышения смертности, заболеваемости и снижения трудоспособности. Результаты многочисленных исследований доказывают связь между средними показателями употребления алкоголя на душу населения и смертностью в популяции. До 17% женской смертности, так или иначе, связано с употреблением алкоголя, у мужчин этот показатель выше и достигает 24% [1, 2, 3, 4]. Соотношение женщин и мужчин среди больных алкоголизмом в развитых странах Европы и США сейчас находится между 1:5 и 1:2, хотя в недавнем прошлом оно составляло 1:12 и менее. Таким же было это соотношение и в нашей стране в середине 80-х годов: так в 1991 г. оно было 1:9, а к 1995 составило 1:6, а в настоящее время находится на уровне 1:5. Американские источники также указывают, что на современном этапе в США соотношение находится также в пределах 2:1 [5, 6]. Вместе с тем, исследование количества потребляемого алкоголя среди старших школьников в США вообще не выявило значимых половых различий. Аналогичные данные приводят и бразильские исследователи. Формирование женского алкоголизма происходит на фоне нарастающих аффективных расстройств (депрессивных, тревожно-фобических и других) [7, 8]. Неблагополучным фактором для интенсивного роста алкоголизма явилась сложившаяся кризисная экономическая и социальнопсихологическая ситуация в стране, оказавшая декомпенсирующее воздействие на молодежь, особенно на девушек и молодых людей. Их алкоголизация проходила на фоне эмоционального напряжения, личностной дезадаптации. Клиника женского и мужского алкоголизма, с учетом статики (синдромологии) и динамики, изучена достаточно полно, но, однако, отличается противоречивыми данными [4, 5, 6]. К настоящему времени, считается доказанной связь алкоголизма и суицидального поведения, большинство работ касается мужчин, страдающих алкогольной зависимостью [3, 8, 4], поскольку женский алкоголизм продолжает оставаться «неудобной» и «некрасивой» темой. Безусловно, в целом в популяции уровень женского суицида ниже, чем мужского, тем не менее, женщины гораздо чаще предпринимают попытки свести счеты с жизнью, которые, безусловно, далеко не всегда остаются только попытками [1, 7].

Таким образом, целью исследования являлся ответ на вопрос, обладают ли какими-нибудь значимыми клиническими отличиями для теории и практики наркологии и суицидологии женщины и мужчины, страдающие алкогольной зависимостью.

Согласно поставленной цели, основной задачей исследования явилась оценка структуры наркологических характеристик у женщин и мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, с позиций их аутоагрессивной значимости, позволяющая в перспективе максимально индивидуализировать терапевтические подходы лечения основного наркологического заболевания.

Материалы и методы

Для получения ответа на поставленные вопросы было проведено обследование 62 женщин и 62 мужчин, страдающих алкогольной зависимостью (ЖСАЗ и МСАЗ соответственно), путем изучения их историй болезней, а также личной клинико-анамнестической беседы и объективного осмотра. Диагнозы оформлялись в соответствии с критериями МКБ-10. Все обследованные пациенты клинически находились во второй стадии заболевания. Критерием включения в экспериментальную группу являлось наличие установленного в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10 диагноза «Алкогольная зависимость» (F10.2). В соответствии с критериями исключения в работу не включались пациенты, имеющие иные сформированные химические зависимости (кроме никотиновой); пациенты, страдающие эндогенными психическими заболеваниями и с наличием органического заболевания центральной нервной системы, имевшегося до формирования алкогольной зависимости. Критерием исключения также являлся отказ предоставить информированное согласие на участие в исследовании. Возраст в экспериментальных группах составил: 38,8(4,3) лет у женщин и 41,9(4,3) у мужчин. Срок семейной жизни - 17,3(6,6) лет у женщин и 17,4(5,1) - у мужчин. Обследованные респонденты были сопоставимы по основным социально-демографическим показателям. Для решения поставленной задачи было произведено «фронтальное» сравнение всех изучаемых наркологических признаков в группах. Статистическая обработка данных, собранных в процессе исследования, осуществлялась на основе руководства по прикладной и медицинской статистике [9], с использованием пакетов статистической обработки данных - Microsoft Excel 2007 и Statistica 7.0. Статистический анализ проводился в два этапа. На предварительном этапе матрицы полученных данных проверялись на характер распределения, а также анализировались описательные статистические характеристики выборки. Соответствие данных нормальному распределению устанавливалось путем применения критерия согласия Пирсона (х - хи-квадрат), а также визуальной проверки схожести эмпирического и теоретического распределений с помощью соответствующей гистограммы [9]. Статистический анализ и обработка данных, проводилась посредством параметрических и непараметрических методов математической статистики (с использованием критериев Стьюдента и Вилкоксона). Выборочные дескриптивные статистики в работе представлены в виде М(SD) (средняя (стандартное квадратичное отклонение).

Результаты и их обсуждение

Статистически значимые отличия среди наркологических и терапевтических показателей у женщин и мужчин, страдающих алкогольной зависимостью представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Статистически значимые отличия в наркологических и терапевтических показателях женщин и мужчин, страдающих алкогольной зависимостью

Наркологические показатели

Признак

Показатель

Показатель МСАЗ

Значениер

 

ЖСАЗ

  

Отягощенная наследственность по материнской линии

32,26%

9,68%

0,0152

Высокопрогредиентное течение заболевания

84%

31%

0,0001

Среднепрогредиентное течение заболевания

16%

55%

0,0008

Амнестические формы опьянения

100%

68%

0,0004

Возраст начала злоупотребления алкоголем

26,03(0,82)

21,87(0,37)

0,000001

Возраст формирования абстинентного синдрома (лет)

28,84(0,83)

24,61(0,37)

0,000001

Употребление «легких» суррогатов алкоголя

3%

53%

0,000001

Употребление «тяжелых» суррогатов алкоголя

0%

19%

0,0216

Оказание реанимационных пособий

0%

40%

0,0001

Средняя продолжительность псевдозапойного периода (в днях)

21,26(1,87)

7,95(0,91)

0,00001

Продолжительность запоя последнего, дни

21,58(2,05)

8,66(1,12)

0,000001

Светлый промежуток, дни

87,16(10,30)

48,06(4,32)

0,000083

Толерантность, литры

0,87(0,06)

1,14(0,06)

0,004006

Терапевтические показатели

Срок терапевтической ремиссии (в днях)

195,32(19,25)

153,82(31,12)

0,007966

Ранее неоднократно лечились (в процентах от общего количества обследованных)

100%

37%

0,00001

 

В ходе исследования установлено, что и у мужчин, и у женщин в формировании алкогольной зависимости большую роль играет наследственный фактор, представленный алкоголизмом отца -почти в два раза чаще, чем алкоголизмом у матери. В популяции ЖСАЗ роль наследственности в целом в развитии заболевания приближается к 100%. Как следует из предложенной таблицы, в исследуемых группах у ЖСАЗ и МСАЗ имеются статистически значимые отличия в наследственности по материнской линии, причем у женщин она отягощена более, чем в три раза. Как хорошо видно из таблицы 1, клиническое течение алкогольной зависимости у изученного нами контингента пациентов имеет достаточно неблагоприятное (агрессивное) течение, особенно выраженное в женской популяции. Прежде всего, это касается типа преобладающей прогредиентности - в 84% у ЖСАЗ встречается высокопрогредиентный вариант развития заболевания, не отмечено ни одного случая низкопрогредиентного течения. Для мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, напротив, более характерно среднепрогредиентное течение в более чем половине случаев (55%), отмечены случаи и низкопрогредиентного течения. Начало злоупотребления алкоголем и формирование абстинентного синдрома в обеих группах возникает в достаточно раннем возрасте. Для женщин характерно более позднее начало заболевания, в среднем на пять лет позже, чем для мужчин, что соотносится с данными литературы [1, 9]. При этом переход во II стадию заболевания с формированием абстинентного синдрома у женщин происходит быстрее по сравнению с мужчинами. В то же время женщины имеют более низкую толерантность к алкоголю в пересчете на водку, более длительные периоды воздержания от алкоголя на фоне более длительного запойного периода. Одновременно, при указании в анамнезе у обеих групп на употребление суррогатов алкоголя, у исследуемых женщин не встретилось эпизодов употребления т.н. «тяжелых» суррогатов (морилка, антифриз и т.д.), вполне вероятно, что с этим связано и отсутствие реанимационных мероприятий у данного контингента женщин. Следует заметить, что для женщин характерны грубые амнестические формы употребления алкоголя, которые наблюдаются у 100% исследованных в данной группе. У большинства респонденток они сопровождались выраженным виктимным и пара-криминальным поведением.

Что касается терапевтических аспектов, то на себя обращает внимание многократный опыт «неудачного» лечения в анамнезе - у 100% респонденток, что мы связываем с агрессивным (высокопрогре-диентным) типом течения заболевания, более длительными запоями, носящими «слишком заметный», порою явно маргинальных характер, с частыми суицидальными идеациями. Более трети женщин имели более трех попыток лечения. В свою очередь МСАЗ, в силу, «социально приемлемого» течения алкоголизма, ранее к наркологу обращались только в 37% случаев.

В целом, анализируя выше проанализированные показатели, можно полагать, что течение алкогольной зависимости в женской и мужской популяции, безусловно, различно, что не может не отразится на

формировании спектра их аутоагрессивности и требует разработки специфических терапевтических мероприятий.

Выводы

  1. Для женщин, страдающих алкогольной зависимостью, в ряде значимых для практики аспектов характерно более тяжелое, в плане личностной аутоагрессии, течение заболевания по сравнению с мужчинами, страдающими алкогольной зависимостью.
  2. Прежде всего, это касается «злокачественного» типа прогредиентности заболевания, а также длительности псевдозапой-ного периода, что сопровождается нередкими парасуицидальными реакциями.
  3. В соответствии с гендерными особенностями течения алкоголизма требуется разработка специфических терапевтических подходов, учитывающих клиническую специфику заболевания.

В отношении данной статьи не было зарегистрировано ни одного потенциального конфликта интересов.

×

References

  1. Васильев В.В. Суицидальное поведение женщин (обзор литературы) // Суицидология. 2012. №1. С.18-28.
  2. Жукова Ю.А. Гендерные особенности аутоагрессивного спектра у страдающих алкогольной зависимостью // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2016. № 2. С. 56-62.
  3. Мартынова А.А. Влияние пола на аутодеструктивную спецификацию молодых людей // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2016. № 2. С. 62-67.
  4. Меринов А.В., Шитов Е.А., Лукашук А.В., Сомкина О.Ю. Аутоагрессивная характеристика женщин, состоящих в браке с мужчинами, страдающими алкоголизмом // Российский медикобиологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. № 4. С. 81-86.
  5. Положий Б.С. Суицидальное поведение (клинико-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты). Москва: РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010. 232 с.
  6. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Москва: Медиа Сфера, 2006. 312 с.
  7. Лукашук А.В., Меринов А.В. Клиникосуицидологическая и экспериментально-психологическая характеристики молодых людей, воспитанных в «алкогольных» семьях // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2014. № 4. С. 82-87.
  8. Меринов А.В. Вариант эпискрипта в семьях больных алкогольной зависимостью // Наркология. 2010. № 3. С. 77-80.
  9. Шустов Д.И., Меринов А.В. Диагностика аутоагрессивного поведения при алкоголизме методом терапевтического интервью: пособие для врачей психиатров-наркологов и психотерапевтов. Рязань, 2000. 20 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Somkina O.Y., Merinov A.V., Baqkova M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Media Registry Entry of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor) PI No. FS77-76803 dated September 24, 2019.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies